Диссертация (1173717), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Согласно обычноправовымвоззрениямважным,обязательнымсоставнымэлементомсоциально-экономической жизни общества являлась семья: «Вступление вбрак и создание семьи понималось как необходимое условие существованияи функционирования крестьянского двора»79.Все функции обычного права были направлены на обеспечение нуждсоциума, так как без социальной группы, то есть его носителя, оносуществовать не может.Для исследования значения и сущности обычного права пермскихнародов необходимо выделить также присущие ему характерные черты:- наличие обязательного характера для всех субъектов этнолокальногообщества;- отсутствие казуистической формы предписаний, которые носятобщий характер;- обязательное обеспечение выполнения правил поведения (порицание,общественное осуждение, изгнание за пределы общины и т.д.);- наличие регулятивной способности;- поддержка и одобрение со стороны всего этнического общества.Нормыобычногоправа,отражаяуровеньразвитиясоциума,упорядочивали общественные отношения и создавали «шаблоны» поведениявсех членов пермского общества, являвшиеся выражением требования этогосоциума78кповедениюиндивида.ДанныенормыбылистрогоВладыкин В.
Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. – Ижевск, 1994. –С. 138.79Крюкова С. С. Русская крестьянская семья во второй половине XIX в. – М., 1994. –С. 104.62регламентированы посредством определения границ должного и возможногоповедения конкретного индивида.Являясь частью традиционной культуры коллектива, обычно-правовыенормы закрепляют его потребности, не приносятся извне, а вырабатываютсяв этом обществе. Они отражают степень развития данного социума, уровеньего экономического развития, правовой культуры и правосознания.Данные нормы, сформированные в коллективе, способствоваливыработке правил обязательного поведения в нем как для индивида, так и длявсех его членов, отражая не только коллективную волю, интересы, но итребования.
Общество подчиняется этим нормам, потому что они отражаютего волю.Охарактеризовать обычное право пермских народов возможно толькововзаимосвязиссоциокультурнымиэлементамиирелигиознымивоззрениями.Распространению и функционированию обычного права, однородномууровню развития всех членов общества и, как следствие, сохранностисоциального организма способствует также культурное и духовное единствовсех его членов, что позволяет обеспечить одинаковые запросы, потребностииндивидов. Несоблюдение обычно-правовых норм, их игнорированиенеизбежно приводит к их отмиранию, а соответственно, разрушениютрадиционных устоев общества.Уничтожение прежних нравственных ценностей влечет за собойпрекращение применения обычного права.
Это происходит ввиду того,что каждый член общества воспринимает себя неотъемлемым элементомсоциального организма, в котором уважаются и почитаются традиции иобычаи предков. Нарушение культурной, духовной однородности общества,а также отсутствие внутри него тесного хозяйственно-экономическоговзаимодействия приводит к отдалению его членов друг от друга и разрушаетсоциальныйорганизмизнутри.Так,есливедениехозяйственнойдеятельности на северных территориях ставит благополучие всех членов63общества в зависимость от результата не только коллективного труда, но итруда каждого конкретного индивида, то повышаются требования общества кконкретной личности (например, артельная охота, результаты которойзависели от конкретной личности).
С экономическим развитием, внедрениемновыхсферпроизводства(такихкакугле-,нефтедобыча)интенсификацией зависимость личности от коллективаиегоуменьшается.Необходимость в совместном труде со временем ослабевает, и обществотеряет единые задачи. При этом разрушается не только коллектив каксоциальный организм, но и его культурное и духовное единство,утрачиваются социальные функции, которые ранее им выполнялись, а это,в свою очередь, приводит к сужению сферы деятельности обычного праваи постепенному его исчезновению, потере нравственных ценностей иантисоциальному поведению.Культурно-бытовые,социально-экономические,миграционныеизменения, произошедшие на территории расселения пермских народовв советскоевремя,разрушилизамкнутостьиизолированностьихпроживания и, как следствие, систему обычного права.
В результате многиеневостребованныеобычно-правовыенормы,утративнепрерывностьиспользования, стали исчезать.Однако и сегодня у пермских народов сохранились отголоски иэлементы обычно-правовых отношений, которые особенно ярко проявляютсяпри их компактном проживании, где сохранены тесные родовые связи. В ихчисле:- поддержка различными средствами нуждающихся представителейрода и оказание им помощи (взаимоподдержка и взаимопомощь);- уважительное отношение к предкам и их почитание;- возрождение обрядовых действий, имеющих тесную связь справовыми обычаями;- уважительное отношение к природе и ее «духам-хозяевам»;- сохранение компактного проживания членов общества;64- привязанность к традиционным сферам деятельности (таким каколеневодство, охота, рыбалка и др.).Залогом жизнеспособности норм обычного права у пермских народовявлялось умение сохранять, использовать обычно-правовые нормы вобыденной общинной жизни и сочетать их с нормами привнесенногопозитивного права.
Этот процесс можно продемонстрировать на примерераспространения христианства среди удмуртов. Главный жрец, хотя иявлялся противником принятия христианства, перед крещением призывалудмуртов к смирению, миролюбию и подчинению начальству, но – «жить посвоему»: «Не слушать начальства не хорошо: будет оно притеснять; лучшепринять новую веру, чем быть гонимым, а жить можно по своему, то естьисполнять и старую веру»80.
Аналогично складывалась ситуация с обычнымправом: несмотря на распространение позитивного права, оно не потерялосвоей актуальности, так как продолжало применяться в общинной жизни.Длительному применению норм обычного права способствовало истрогое выполнение потомками завещаний предков, которые призывалипридерживаться обычно-правовых и религиозных норм своего народа иисполнять их: «Родоначальники перед смертью своей завещали своему родуобычаи и верованья и при этом передавали золу из семейнаго очага, и золаэта впоследствии переходила из рода в род, как и ныне переходит» 81 .Нарушать завещания родоначальников опасались, так как наказание моглораспространиться не только на нарушителя, но и на весь его род и потомков.Формированиеобычно-правовыхзнаний,ихобъективацияпредполагали наличие правовых знаний, которые сохранялись в сознании ипередавались из поколения в поколение.
Функционирование обычного правазависело от наличия у субъектов правовых отношений определенных знанийи их закрепления. Подобное закрепление у различных народов происходило сиспользованием своих выработанных символических систем. Так, у народов,8081Верещагин Г. Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии... – С. 76.Верещагин Г. Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии...
– С. 81.65обладавших письменностью, оно происходило как в письменных источниках,так и в фольклоре. У народов, долгое время не имевших ни собственной, нипривнесенной письменности или утерявших ее, выражение и передачаобычно-правового опыта происходили в основном в виде знаков, символов,устных источников, в том числе и фольклорных. Такая символическаясистема, являясь одним из видов объективации обычно-правового опыта,позволяла передавать информацию потомкам путем воспроизведения знанияо существовавших обычаях. По мнению И.
Б. Ломакиной, «символывыступаюткакустойчивыеэлементыкультурногоконтинуумаифункционируют как механизмы памяти культуры. Смысловые возможностисимвола шире и богаче, чем их данная реализация. Элементарные по своемувыражению символы обладают большей культурно-смысловой емкостью,чем сложные»82. Поэтому такой символ пермских народов, как «пас», будучисоциальнымсимволом,рассматриваетсяадаптированнымисследователямивподсоциальнуюразличныхситуацию,культурно-смысловыхзначениях: его определяют как родовой знак собственности, элементорнамента, основу алфавита, магический знак и т.д.
«Пас» не существует сампо себе, он выражен в определенной форме и напрямую связан с системойценностей, сформировавшихся у пермских народов. Юридические знаки(«пас», «пус», «бирка», «тамга», «клеймо» и т.д. – далее «пас») былидостаточно распространенным правовым явлением для российских финноугорских народов.Имея, прежде всего, правовое значение родовых знаков собственности,«пасы» в обычном праве представлялизакрепленияправсобственникавсобой самобытныйтрадиционномобществе.способОбихиспользовании свидетельствуют многочисленные средневековые источники.В XII веке путешественник Абу Хамид Ал-Гарнати сообщал, что народ,живущий у моря Мраков (то есть у Северного Ледовитого океана) в области82Ломакина И. Б. Этническое обычное право: теоретико-правовой аспект: дис.
… д-раюрид. наук... – С. 168–169.66Йура, занимается охотой и продает свой промысловый товар со знаками:«И приносят с собой товары, и кладет [каждый] купец свое имуществоотдельно, и делает на нем знак…» 83 Кроме того, Абу Хамид Ал-Гарнатипредставил ценную информацию относительно способов ведения меновойторговли, которая регулировалась в том числе и нормами обычного права:«И каждый человек находит около своего товара что-нибудь из тех вещей;если он согласен, то берет это, а если нет, забирает свои вещи и оставляетдругие, и не бывает обмана»84. Отметим, что знаки родовой собственностиинтенсивно использовались и в последующие века85.Символы функционировали как элементы генетической памяти народа.Каждый родовой знак собственности, простейший по своей структуре ивыражению, обладал большим смысловым объемом, нес в себе значительнуючасть информации.
Поэтому у пермских народов «пас» был адаптирован подсоциальную ситуацию и связан с системой ценностей, сформировавшихсяу них.Используя терминологию, введенную К.Г. Юнгом, «пас» можноназватьархетипом.«Архетипозначаеттипос(печать,отпечаток),определенное образование архаического характера, включающее равно как ипо форме, так и по содержанию мифологические мотивы»86. Будучиэлементом коллективного бессознательного поведения, архетип всегдаобладает определенными чертами, такими как архаичность происхождения;выражениеввидеопределенногосимвола;санкционированностьюобществом, в котором применяется; устойчивостью к попыткам изменить егосодержание и назначение; он «исходит из народа»; напрямую связан собщественной жизнью; обладает интеграционной силой для людей, которым83Путешествие Абу Хамида Ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131–1153гг.) // Савельева Э.
А., Королев К. С. Письменные известия о народе коми. – Сыктывкар,2007. – С. 38.84Путешествие Абу Хамида Ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131–1153 гг.) (публикация О. Г. Большакова, А. Л. Монгайта). – М., 1971. – С. 32–33.85См.: Лашук Л. П. Формирование народности коми. – М., 1972. – С. 86.86Юнг К. Г. Аналитическая психология. – СПб., 1994. – С. 31.67присуще единое этническое мировоззрение; включает в себя определенныйспособ реагирования индивида. Архетип, регулируя психическую жизньобщества, появляется в результате мониторинга единообразия психическихявлений в обществе.С правовойпозиции«пас»обозначалправособственниканаопределенную вещь и защищал его путем оповещения об этом окружающих.Поэтому совокупность данных прав собственника вещи, закрепленных«пасом», образуя исходные понятия, фиксировалась в культурной памятинарода и проецировалась в обычаях, отражая особенности национальнойправовой культуры пермских народов.