Диссертация (1173717), страница 13
Текст из файла (страница 13)
А. Указ. соч. – С. 411.Наумкина В. В. Обычное право кочевых народов Восточной Сибири в правовой системеРоссийского государства XIX – начала XX вв.: дис. … д-ра юрид. наук… – С. 113.70Верещагин Г. Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии. – СПб., 1889. – С. 35.6956«Никакая замужняя женщина не показывается без помянутаго убора передчужими, и когда приезжие к ночи в дом к Вотяку приходят, то женщины вовсем своем головном уборе спать ложатся, и во всех работах и движениях нетокмо не теряют онаго, но стараются и не покривить его. Только вдовы исамыя престарелыя освобождаются от сего бремени, и обвязывают своюголову лоскутом сукна, которой с вышитым углом висит по спине»71.Существовали табу и в сфере межличностных отношений междумужем и женой.
Например, у охотников-зырян, собиравшихся на промысел,был запрет на интимные отношения, в том числе и с женой. В противномслучае они якобы теряли свои профессиональные навыки. А на артельнойохотезапрещалосьсамопроизношениеслова«женщина»,принеобходимости его заменяли эвфемизмом «тшöтшыд» (обрубленная) 72 .Кроме того, «охотники, отправляясь на промысел, никоим образом недолжны упоминать имя зверя; рыбаки никогда не называют никакую рыбу,при сборе ягод и плодов деревьев не говорят об этом»73.Воспитательная функция обычного права реализовывалась также всемье путем передачи и усвоения членами общества ее нравственныхценностей и обычно-правовых норм в ходе производственного труда, впроцессе игр со сверстниками и во время общения со старшимипредставителямиобщества.Такимобразом,нравственныеустоизакладывались с юных лет.Нельзя не отметить, что воспитательная функция права связана собщейкультуройобщества:повышаяуровеньиндивидуальногоправосознания до осознания общих обычно-правовых требований ипринципов, она способствует росту уровня его общей культуры.71Паллас П.
С. Указ. соч. – С. 32.См.:Соционормативнаямифологиякоми.–URL:https://www.studsell.com/view/167322/10000 (дата обращения: 09.01.2016).73Миннияхметова Т. Традиционные обряды закамских удмуртов: Структура. Семантика.Фольклор. – Тарту, 2003. – С. 181.7257У пермских народов обычно-правовое воспитание не ограничивалосьтолько просвещением населения в данной сфере, оно также формировалоположительноеотношениеиндивидаксуществовавшимивекамивырабатывавшимся обычно-правовым нормам, закладывало основы дляповышения правовой культуры, передавая ему базовые обычно-правовыезнания, причем акцент делался на уважение обычаев предков и стремлениек их сознательному соблюдению.В пермском обществе воспитательная функция обычного праваразвивала правосознание индивида посредством деятельности, направленнойна трансляцию наработанного веками правового опыта, а также способов имеханизмов разрешения возникавших в обществе конфликтов; повышала егоправовую культуру путем приобщения к обычно-правовому опыту изнаниям.К общесоциальным можно причислить и информационную функциюкак способ донесения правовой информации до конкретного индивида.Примеромможетявлятьсяиспользованиепермскиминародамисинкретизированных правовых и мифологических норм, которые передавалилюдям способы поведения (закрепляя его образцы или шаблоны),снабженные обрядами 74 , или социальные символы, такие как «пасы»,адаптированные под определенную социальную ситуацию.Характернойдляобычногоправапермскихнародовявляетсяэкономическая функция, выражавшаяся в его возможности закреплятьотношения собственности (в частности, право пожизненного (наследуемого)владения), принцип трудового пользования.
Отметим, что изначально, помнению М. А. Большакова, института права собственности на землю у коми-74См.: Электронная библиотека «Энциклопедия уральских мифологий. Мифология коми»/ под ред. Анна-Леена Сиикала, В.В. Напольских, Михай Хоппал. – URL:http://www.komi.com/folk/myth/31.htm (дата обращения: 08.05.2014); Пословицы ипоговорки народа Коми. – URL: http://chudetstvo.ru/detskaya_ploschadka/stixi-iskazki/narodnye/2697-poslovicy-i-pogovorki-naroda-komi.html (дата обращения: 31.01.2013).58зырян не существовало, но защищалось равное право каждого заниматьникем не занятый участок земли75.К общесоциальным относится также функция социального контроля,которая заключалась в воздействии обычного права на поведение субъектов.Здесь уместно сказать, что обычное право способствовало предотвращениюкражпромысловогоимущества,препятствовалосовершениюиныхпротивоправных действий.Не менее важными общесоциальными функциями обычного праваявлялись: консолидационная (интеграционная) – благодаря ей обществообразовывало социокультурный мир, имевший признаки социальногоорганизма;аксиологическая–способствовалавыделениюиаккумулированию наиболее важных общественных ценностей независимо оттого, носили ли они морально-нравственный, этический, идеологический,социальный,правовойкоммуникативная–характерилиреализовываласьсинкретизированыпосредствомвединстве;обменаидеями,представлениями, интересами, чувствами с целью выработки единогопонимания их смысла членами общества.Ко второй группе – так называемых специально-юридическихфункций, присущих обычному праву пермских народов, – можно отнестиследующие: регулятивную, охранительную, оценочную.Регулятивная функция проявлялась в способности упорядоченияобщественных отношений в социуме путем определения субъектного составаправоотношений, правил поведения, формирования системы прав иобязанностейустанавливалосубъектовиправоотношений.закрепляловИменнообычноеобычно-правовыхправоинститутахобщеобязательные правила поведения в общинах, свод конкретных,свернутых до формул правил поведения человека, возведенных в закон иосвященных опытом предшествующих поколений, в силу чего они не75См.: Большаков М.
А. Община у зырян. – СПб., 1907. – С. 2.59требовали «расшифровки и обсуждения, а лишь усвоения и реализации»76,регулируя общественные отношения, представлявшие первооснову должногои стабильного существования общества в соответствии с интересамибольшинства его членов, выражая их волю и координируя элементысоциальнойсистемытрадиционногообщества.Так,уудмуртовналичествовал правовой обычай «закрепления за женихом нескольких“свестейˮ–невест»77, тоестьсемья женихадоговаривалась спредставителями семейств девушек с целью последующего заключениябрака.Охранительная функция способствовала созданию системы правовоговоздействия, направленной на охрану и защиту общественных отношенийразличными правовыми средствами (табу, обычно-правовая ответственностьи т.д.). Обычное право реализовывало эту функцию посредством обычноправовых норм, как имевших свои особенности, так и функционировавшихзачастую в синтезе с иными социальными нормами.
Данная функцияобеспечивала охрану общезначимых, важных общественных отношений,воздействуя на поведение членов социума и их волю путем установлениязапретов (табу), угрожавших санкциями со стороны если не общинныхорганов, то сверхъестественных сил («духов»). Она также информироваласубъектов общественных отношений об особо охраняемых социальныхценностях. Эта функция способствовала не только предотвращению обычноправовых нарушений, но и охране общественных отношений, так каксуществовали запреты на совершение определенных действий, нарушавшихправа членов общества.
Хотя рассматриваемая функция обычного праванаправлена на охрану уже существовавших общественных отношений, ейприсуща определенная специфика: выполняя для субъектов правоотношений76Владыкина Т. Г. Удмуртские поверья в системе этносоциальной регламентации //Традиционное поведение и общение удмуртов: сб. статей / отв. ред. Г. К. Шкляев.
–Ижевск, 1992. – С. 168.77Гришкина М. В. Семья как хозяйственная единица и транслятор нравственныхценностей удмуртского крестьянства (XVII – первая половина XIX в.) // ВестникУдмуртского университета. – 2010. – Вып. 3. – С. 32.60роль информатора, она раскрывала право как способ воздействия наповедение индивидов и одновременно являлась индикатором уровняразвития общества, определяя гуманистические основы и принципы,характерные для обычного права.
Кроме того, именно эта функцияспособствовала появлению в праве таких ценных качеств, как стабильность ирегламентированность.Факт установления различного рода санкций за общественно опасноеповедение оказывает влияние на индивида, живущего в данном обществе,побуждая его воздержаться от совершения поступка, за который он понесетнаказание.Структураинститутаобычно-правовойохраныимеласвоиособенности. Так, в ряде случаев одно и то же действие регулировали иохраняли одновременно несколько синкретизированных социальных норм,которые не были дифференцированы на различные виды. Например, порядокдействийохотниканапромыслевпериодохотничьегосезонарегламентировали не только обычно-правовые нормы, но и религиозные имагические, которые признавались обязательными.
Подобный синкретизмярко проявлялся в табу как в строгом запрете на совершение действий.Такой запрет основывался на глубокой вере в то, что данное действиеявляется либо сакральным, либо накладывающим проклятие на нарушителя.Считалось, что если его не наказывали люди, то ему не избежать карысо стороны сверхъестественной (обожествленной) силы. Поэтому табувырабатывали у народа страх перед существовавшими запретами, а ихсоблюдение означало уважение ценностей, разработанных предками икультивировавшихся в обществе из века в век. Подобных примеров упермскихнародовсуществоваломножествовпромысловомправе:61запрещалось рубить лишнее дерево, неуважительно относиться к добыче,сюда же отнесем «табу некоторых названий животных»78 и т.д.Обычное право пермских народов выполняло также оценочнуюфункцию,направленнуюнасозданиеобщественногомнения,чтоспособствовало устойчивому развитию общества в целом.