Диссертация (1173717), страница 12
Текст из файла (страница 12)
… канд. юрид.наук... – С. 124.58Коновалова А. С. Обычное право в российской правовой жизни: дис. … канд. юрид.наук. – М., 2005. – С. 10.59Ломакина И. Б. Этническое обычное право: теоретико-правовой аспект: автореф. дис. …д-ра юрид. наук... – С. 26.60Петражицкий Л. И. Указ. соч.
– С. 537.51санкционированные, например правовой обычай) или имеют правовоезначение»61. На наш взгляд, точка зрения В. В. Наумкиной аргументированнаи достойна признания. Поэтому под дефиницией «обычное право»целесообразно понимать не только определенную совокупность правовыхобычаев, но и совокупность иных регуляторов, которые имеют правовоезначение и общественное происхождение (то есть «право из народа»), атакже регулируют общественные отношения.
Причем речь должна идти непросто о регуляторах, а о социальных регуляторах, имеющих общественноепроисхождение и правовое значение, обладающих способностью целостногои системного регулирования общественных отношений, которые возникают вотдельной этнолокальной группе (социальной общности).Значение обычного права определяется исследователями в зависимостиот того, какой правовой смысл они вкладывают в данное понятие.Рассматривая сложившееся в научной литературе представление об«обычном праве» вообще, его содержании, назначении, нельзя не прийтик выводу о том, что данную дефиницию непозволительно трактовать лишьв каком-либо одном аспекте, однозначно, так как это будет неполное,одностороннее определение, не дающее целостного представления о нем.Исходя из приведенных выше формулировок, можно сказать, чтообычное право представляет собой совокупность элементов, связанных другс другом, образующих целостность, единство, порядок и имеющихвнутренние целесообразные отношения.
Такие элементы распространяютсяна локальной территории и имеют общеобязательную силу в определеннойэтнической общественной среде. Кроме того, обычное право – это не толькосовокупность неписаных норм и институтов, правовых обычаев, но и системадействий как результат проявления сознания общности людей и правоваяпрактика, направленная на обеспечение упорядочения общественныхотношений в определенной этнической общественной среде.61Наумкина В. В. Обычное право кочевых народов Восточной Сибири в правовой системеРоссийского государства XIX – начала XX вв.: дис. … д-ра юрид. наук... – С. 50.52Обычное право и сегодня не утратило своей актуальности, будучисложным и многогранным явлением, имеющим свои особенности ипризнаки, образующие его значимость в современной российской правовойсистеме.Постоянно развиваясь, обычное право отличалось от позитивногоправа.
В то же время оно было связано с писаным правом, так как многиеобычно-правовые нормы, бытовавшие в народной среде, отражалисьв гражданских актах, а сам обычай долгое время признавался в нашей странеодним из источников писаного права.Идею об отличии обычного права от позитивного высказывали многиеученые, начиная с дореволюционного периода.
«Народное обычное право иправо культурное представляют собою два строя юридических воззрений,типическиотличныходинотдругого,ипотомувсякаяпопыткасистематизировать народное право по нормам юридической теории естьсамое неблагодарное дело»62, – считала А. Я. Ефименко. Подобную позициювысказывали А. А. Леонтьев63 и К. Р. Качоровский64.С.
В. Пахман не только поддержал идею об отличии обычного права отпозитивного, но и считал, что «нельзя сказать, чтобы наше законодательстворазвивалось совершенно независимо от тех юридических начал, которыя втечении столетий вырабатывались самою жизнию в сфере частнагонароднаго быта*» 65 . Похожей точки зрения придерживался и А.А. Зимин,отводивший обычаю одну из ведущих ролей в становлении позитивногоправа на ранних этапах развития общества66.62Ефименко А. Я. Указ.
соч. – С. 171.См.: Леонтьев А. А. Указ. соч. – С. 4.64См.: Качоровский К. Р. Указ. соч. – С. 9.*Здесь и далее сохранены орфография, пунктуация и стилистика дореволюционных иархивных документов.65Пахман С. В. Указ. соч. – С. VII.66См.: Зимин А. А. Феодальная государственность и Русская Правда // Историческиезаписки / отв. ред. А.
Л. Сидоров. – 1965. – № 76. – С. 230–231.6353Полагаем, что обычное право более эффективно рассматривать с точкизрения правового плюрализма, который является в данном аспектеметодологическим основанием для его изучения как многоуровневого,включающегогетерогенного,всебябольшоенеоднородногоколичествоявленияпоразличныхсвоемуэлементов;существуипроисхождению; а также отчасти гетерономного феномена, системаценностей которого основана не на собственно выработанных принципах, ана началах, частично заимствованных из других сфер социальной жизниобщества.Понятие «обычное право» интегрирует в себе все его сущностныестороны, принципы и главные признаки. Оно должно включать в себя нетолько совокупность, композицию из элементов и отношений, но и целостноесвойство самого объекта, относительно которого и строится система обычноправовыхотношений.Обычноеправоимеетсобственные«законыповедения», которые нельзя вывести из одних только «законов поведения»его подсистем и элементов.
Любое правовое явление не возникает на пустомместе. Поэтому и обычное право черпает материал для своего формированиякак из предшествующих правовых, общественных, экономических и другихявлений, так и существующих параллельно с ним. Возникнув в социуме, оноявляет собой разновидность (элемент) социальной системы общества ипоначалу приобретает лишь некоторые собственные качества, которые впроцессе своего функционирования и развития укрепляются, а такжевзаимодействуют с все новыми компонентами, налаживая новые связи.Неоспоримым остается факт рассмотрения обычного права через призмусистемных связей. Поэтому в настоящей работе оно рассматривается каккомплекс взаимосвязанных элементов (то есть конечных, неделимыхносителей, образующих структурно упорядоченное целостное единство),между ними существуют системообразующие связи, благодаря которымразличные части интегрируются в единую взаимосвязанную систему икоторые являются показателем уровня целостности обычного права.54Отражая потребности коллектива, который вырабатывает нормыобычного права, последние являются своеобразным индикатором уровнякультурного и общественного развития, системы морально-нравственныхценностей общества, формируют поведенческие рамки, общеобязательныедля всех членов общества, а также перечень требований коллектива киндивиду.Особоговниманиязаслуживаютосновныефункции,которыевыполняло обычное право пермских народов.
В современной юридическойнауке понятие и классификация функций права довольно детальноисследованы67. Споры, ведущиеся вокруг критериев классификации, а такжевидов функций права, свидетельствуют о том, что данную проблему вряд лиможно отнести к категории не исследованных в науке.Всесуществующиеопределенияможнопривестикединомупоказателю и определить функции права как основные направленияправового воздействия на общественные отношения. Причем следуетпомнить о том, что функции права всегда производны от основногоправового явления. Ведущие ученые Т.
Н. Радько, В. А. Толстик удачноотметили, что «в функции аккумулируются такие признаки права, которыевытекают из его качественной самостоятельности, а не вообще любые67Синюков В. Н. О функциях права // Вопросы теории государства и права: межвузовскийсборник научных трудов. – Саратов, 1991. – Вып. 9. – С.
76–77; Радько Т. Н. Функциисоциалистического права // Советское государство и право. – 1977. – № 5. – С. 50; РадькоТ. Н., Толстик В. А. Категория «Функция права в юридической науке» // Хропанюк В. Н.Теория государства и права. Хрестоматия: учеб. пособие. – М., 1998. – С. 409–411;Ткаченко Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений. – М., 1980. – С. 34;Алексеев С. С. Общая теория государства и права: в 2 т. – М., 1981. – Т. 1. – С.
191;Витченко А. М. Механизм правового регулирования социалистических общественныхотношений, его понятие и структура // Вопросы теории государства и права. – 1968. –Вып. 1. – С. 66; Байтин М. И. О принципах и функциях права: новые моменты… – С. 12;Абрамов А. И. Понятие функции права // Журнал российского права. – 2006. – № 2 (110).– С. 75; Лапшина О. С. О соотношении охранительной функции права и функциигосударства по охране прав и свобод личности // Вестник Самарской гуманитарнойакадемии.
Серия «Право». – 2009. – № 1 (5). – С. 46–52; Ахметгараев И. Р. Функции права:эволюция и модернизация // Пробелы в российском законодательстве. – 2009. – № 4. – С.85–86; Левина С. В. Воспитательная функция права и правовая культура: содержание иформы сосуществования // Российский юридический журнал. – 2010. – № 6. – С. 36–44 идр.55признаки, свойственные не только праву, нои другим явлениямобщественной жизни»68.Обычное право пермских народов, «являясь частью культурысообщества, отражает потребности общества»69 и, закрепляя складывавшиесявеками общественные отношения, не только способствует их развитию, но иобеспечивает их защиту, выполняя следующие основные функции.
Так, емуприсущи общесоциальные функции, образующие целую группу. К нимотносится, в частности, ценностно-ориентационная функция, благодарякоторой создается определенная система ценностей, принятая в данномсоциуме, сохраняются и воспроизводятся традиционные устои общества.Например, для развития обычно-правовой системы пермских народовогромное значение имели такие правообразующие принципы, как равенство,свобода, справедливость.К данной группе функций относится и воспитательная, она реализуетсякак посредством воспитывающего воздействия на членов общества черезотдельные обычно-правовые нормы, институты и механизмы (запреты,дозволения, наказания и т.д.), так и в качестве самостоятельного факторадуховно-нравственной жизни социума. Так, существовавшая системазапретов предписывала женщине определенную линию поведения, вчастности, во взаимоотношениях со старшими родственниками: «Снохасвоему свекру не должна показывать ни босых ног, ни волос…»70П.
С. Паллас в своей работе, посвященной исследованию различныхпровинций российского государства, упоминает о существовании подобныхтабу у вотяков, раскрывая поведенческую модель замужней женщины поотношению к старшим родственникам-мужчинам и посторонним людям,зашедшим в гости. Замужней женщине предписывалось появляться передними только в закрытой одежде и обязательно в головном уборе (айшуне):68Радько Т. Н., Толстик В.