Диссертация (1173607), страница 20
Текст из файла (страница 20)
По нашему мнению,составы правонарушений, касающихся помещения и содержания в центрахвременного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами, атакже в специальных учреждениях для лиц, подлежащих административномувыдворению, рационально закрепить в отдельной новой статье КоАП РФ.Это позволит более четко обособить видовой объект указанных правонарушений, к которому относятся общественные отношения, возникающие в связи с помещением иностранных граждан в места их временного содержания.При этом в отдельных частях указанной статьи целесообразно закрепить составы правонарушений, касающиеся двух различных по своему предназначению и статусу мест содержания иностранных граждан – специальных учреждений для депортируемых и мест содержания беженцев и вынужденныхпереселенцев.Обобщая размышления по проблеме объектов административных правонарушений в области иммиграции полагаем целесообразным заостритьвнимание на взаимосвязи дифференциации указанных объектов в КоАП РФ,отраженной в названиях его статей) и контроле за пребыванием и проживаПостановление Гавриловского районного суда Тамбовской области от 17.06.2016по делу № 5-6/2016; Постановление Красноармейского городского суда Саратовской области от 16.09.2014 по делу № 5-41/2014.2Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.06.2018 №12-381/2018.1107нием иностранных граждан в Российской Федерации (далее – иммиграционный контроль).По нашему мнению, указанная взаимосвязь заключается в том, чтодифференциацию видовых объектов административных правонарушений изакрепление их составов в отдельных статьях КоАП РФ рационально основывать на задачах и направлениях иммиграционного контроля.Выявление и пресечение административных правонарушений в областииммиграции является одной из главных целей иммиграционного контроля1.Соответственно, формулируя составы административных правонарушений,законодатель должен четко представлять себе механизмы иммиграционногоконтроля, в рамках которых будут выявляться и пресекаться указанные правонарушения.В результате реформы миграционного законодательства, произведенной в 2006 году2, Положение об иммиграционном контроле и само понятиеиммиграционного контроля были упразднены.
Вместо этого законодательпринял Федеральный закон о миграционном учете, институализировав данную функцию государственного управления в области миграции. Вместе стем, по нашему мнению, функция государственного контроля в области иммиграции была незаслуженно обделена вниманием законодателем. В Федеральном законе о миграционном учете о контроле как одной из основныхфункций, с реализацией которой тесно связан миграционный учет, не упоми-Харламов С.О.
Иммиграционный контроль в системе функций органов внутренних дел России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 173 c.2В рамках указанной реформы были приняты: Федеральный закон от 18 июля 2006г. № 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции";Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранныхграждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и Федеральный закон от 18июля 2006 г. № 110-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и о признании утратившими силуотдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"1108нается.
Между тем, в классических представлениях об учете и контроле указанные функции являются неразделимыми. В.Г. Афанасьев в своей работе«Научное управление обществом. Опыт системного исследования» отмечал:«осуществление функции учета есть в то же время и осуществление функцииконтроля. Эти функции неразрывно связаны, и расчленить их весьма затруднительно»1.В Законе № 115-ФЗ содержится две статьи (29.2 и 30), в которых закреплены нормы, регулирующие государственный контроль в сфере миграции.Как указывается в статье 29.2, федеральный контроль (надзор) за проживанием и пребыванием иностранных граждан на территории РоссийскойФедерации и федеральный государственный контроль (надзор) за трудовойдеятельностью включены в федеральный государственный контроль (надзор)в сфере миграции.По нашему мнению, указанные положения законодательства отражаютсостояние иммиграционного контроля, которое в настоящее время не соответствует реальным потребностям страны.
Современные исследователи отмечают расширение объектов государственного регулирования в области миграции. В настоящее время объектами государственного регулирования иммиграционного контроля стали:1) законность, соблюдение прав и свобод граждан, проведение единоймиграционной и демографической политики в социальной сфере2) трудовая миграция, формирование рынка трудовых услуг, привлечение инвестиций в экономической сфере;Афанасьев В.Г.
Научное управление обществом: (Опыт системного исследования). М.: Политиздат, 1973. С. 240.11093) обеспечение национальной безопасности и правоохранительной деятельности в правовой сфере1.Проверка законности пребывания лиц без гражданства, уже допущенных к въезду, и иностранных граждан на территории государства предполагается под внутренним иммиграционным контролем2.Таким образом, в последние годы наблюдается усложнение объектовгосударственного регулирования в области иммиграционных отношений, чтонапрямую отражается на дифференциации подходов к осуществлению иммиграционного контроля применительно к различным объектам.
В связи с этимперспективным, на наш взгляд, является подход к дифференциации административной противоправности в миграционной сфере, основанный на выделении видов иммиграционного контроля и объектов государственного регулирования в иммиграционной сфере.В настоящее время, исходя из норм действующего законодательства, куказанным объектам относятся процессы, связанные с въездом иностранныхграждан на территорию Российской Федерации (А.С.
Лукьянов определяетэтот элемент системы миграционного контроля как допуск).Также к специфичным объектам государственного регулирования ииммиграционного контроля необходимо относить процессы проживания, передвижения иностранных граждан, изменения ими места пребывания илижительства в Российской Федерации (по аналогии с миграционными правилами, действующими в отношении граждан Российской Федерации).К отдельному объекту целесообразно относить отношения, связанные ссоблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитногопроезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан.Юрков А.Л. К вопросу о целях осуществления иммиграционного контроля //Журнал российского права. 2007.
№ 5. С. 123-133.2Лукьянов А.С. К вопросу об иммиграционном контроле // Российский военноправовой сборник № 14: Проблемы укрепления законности в военной организации государства. М.: За права военнослужащих, 2010. Вып. 109. С. 294 - 298.1110Здесь речь идет об обеспечении иностранных граждан жилищно-бытовымиусловиями, оказанием им медицинской помощи, обеспечением их средствами для оплаты выезда из Российской Федерации.Обособлен уже сегодня такой объект регулирования в иммиграционнойсфере, как отношения, возникающие в связи с трудоустройством иностранных граждан на территории Российской Федерации.
При этом сегодня исследователями отмечается трансформация преобладающего типа мигрантов отбеженцев к трудовым мигрантам. В связи с этим механизмы государственного управления, а, следовательно, контроля и ответственности в отношенииуказанных объектов будут стремительно развиваться.Особо выделяются в законодательстве в качестве объектов регулирования общественные отношения, возникающие в связи с обучением иностранных граждан в образовательных организациях на территории РоссийскойФедерации, общественные отношения, возникающие в связи с содержаниеминостранных граждан в специальных учреждениях, а также общественныеотношения, возникающие в связи с приобретением иностранными гражданами статуса беженца и вынужденного переселенца.Полагаем, что выделенные нами объекты должны являться основой длячеткого разграничения составов административных правонарушений в КоАП.
В настоящее время указанное четкое разграничение составов отсутствует, нет единого критерия такого разграничения, что приводит к дублированию содержания правовых норм, а вследствие этого к ошибкам в квалификации.Особенностью формулирования в статьях КоАП РФ признаков объективной стороны составов административных правонарушений в области иммиграции является широкое использование бланкетных норм.Так, формулировка ч. 1 ст. 18.8 имеет бланкетный характер, что в целом характерно и для других составов административных правонарушений вобласти иммиграционных отношений. То есть признаки объективной сторо111ны состава правонарушения предусмотрены другими нормативными правовыми актами, регулирующими иммиграционные отношения.Но здесь проблема заключается в том, что в самом законе № 114-ФЗотсутствуют названия статей и его применение, особенно в целях квалификации административных правонарушений, в связи с этим осложнено.На проблему использования бланкетных диспозиций в нормах КоАПРФ неоднократно обращали внимания ученые-административисты1.















