Диссертация (1173599), страница 32
Текст из файла (страница 32)
С другой стороны,приведенныйпереченьохватываетнаиболеераспространенныеиспецифические способы взаимодействия адвоката с третьими лицами впроцессе осуществления своей профессиональной деятельности.Дифференциация видов деятельности, связанных с профессиональнымпредставительством, также возможна по нескольким основаниям.163Первое, на что обращает внимание формулировка ст. 2 Закона обадвокатуре, – это указание на правовое положение третьих лиц в рамкахотраслевойсферы«частном»илидеятельности.«публичном»Основноестатусеразличиесубъекта,взаключаетсятомчислевегопринадлежности к государственной власти, преимущественно судебной, атакже законодательной и исполнительной.Профессиональноепредставительствоадвоката,однако,неограничивается его взаимодействием только с властными субъектами.Адвокат вправе представлять интересы доверителя в частно-правовыхотношениях: гражданских, семейных, трудовых и т.д.
Предполагается, чтоцелью этого вида адвокатской деятельности также будет защита прав изаконныхинтересов,нопреимущественнопосредствоммирногоурегулирования возникшего спора, без обращения в суд. Отметим, чтопредупреждение судебных споров является составной частью оказываемойадвокатом юридической помощи, поэтому адвокат должен заботиться обустранении всего, что препятствует мировому соглашению.Указанный вид адвокатской деятельности может быть условнопредставлен следующим образом: «доверитель – адвокат – частное лицо(гражданин или организация)».
Дальнейшая дифференциация этого видазависит от юридического характера поручения и выбора необходимыхсредств для его выполнения. Это может быть участие адвоката впретензионной процедуре, переговорах1. Обращает на себя внимание тотфакт, что представительство интересов доверителя перед частными лицамине называется Законом в качестве самостоятельного вида адвокатскойдеятельности. Вместе с тем, результаты проведенного социологическогоопроса показывают, что 23% адвокатов считают необходимым расширитьперечень видов адвокатской деятельности за счет включения в негоСм.
подробнее: Семеняко М.Е. Участие адвоката в альтернативном разрешении споров и примирительныхпроцедурах: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010.1164«представления интересов доверителя перед частными лицами (гражданамии организациями)» (см. приложение).В числе новых правовых средств урегулирования спора с участиемдоверителя, которые может использовать адвокат в процессе оказанияюридической помощи, – это процедура посредничества (медиации)1.
Врамках оказания помощи доверителю адвокат вправе использовать элементымедиации, направленные на мирное разрешение спора и подписаниемирового соглашения, участвовать в процедуре медиации в качествепредставителя спорящей стороны, быть наблюдателем в медиативномпроцессе по инициативе медиатора, быть непосредственно медиатором2.Участие адвоката в урегулировании споров в целом, и процедурепосредничества (медиации), в частности, может стать новым видомпрофессиональной деятельности с перспективой его закрепления в ст. 2Закона об адвокатуре3.Вместе с тем мнение адвокатов в вопросе закрепления медиативнойдеятельности как вид адвокатской деятельности нельзя свести к единомузнаменателю.
Результаты социологического опроса показывают, что только33% опрошенных на вопрос о том, как можно охарактеризовать рольадвоката в посредничестве, ответили «это потенциально новое и важноенаправление оказания юридической помощи, его нужно развивать»; 47%ответили, что адвокат может принимать меры к примирению сторон и внепроцедуры медиации; 20% заявили о том, «для адвоката эта деятельность неподходит, т.к. адвокат защищает интересы своего доверителя, а приурегулировании спора возможен конфликт интересов». Треть респондентовпосчиталинеобходимымрасширитьпереченьвидовадвокатскойСм.: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулированияспоров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изм. и доп. от 23 июля 2013 г.) // Собраниезаконодательства РФ.
2010. № 31. ст. 4162.2См.: Калачева Е.Н. К вопросу об участии адвокатов в процедуре медиации // Адвокатская практика. 2011.№ 2. С. 2-3.3Подобное направление постепенно получает развитие в науке адвокатуры. См., например: Кемпер А.В.Участие адвоката в процессе медиации / Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата.
2012.№ 3. С. 12-15.1165деятельности участием адвоката в качестве посредника при проведениипроцедуры посредничества (медиации) (см. приложение).Ещеоднимюридическойактуальнымпомощиявляетсяиважнымнаправлениемвозможностьсозданияоказанияинститутовювенальной адвокатуры — специализированного сегмента адвокатскогосообщества, направленного на защиту прав и свобод несовершеннолетнихграждан. Отметим, что институт ювенальной адвокатуры – не автономноеправовое образование, это одно из звеньев создания и функционированияювенальной юстиции1.В систему российской адвокатуры на сегодняшний день входят формыадвокатских образований, адвокатские палаты.
Однако в других европейскихстранах существует дифференциация адвокатов по видам юридических дел, вкоторых они могут осуществлять юридическую помощь. Полагаем, чтосозданиеювенальнойадвокатурыбудетуместнымвкачествесамостоятельного подразделения; в то же самое время необходимообеспечить и развитие частноправовой системы адвокатуры для защиты правнесовершеннолетних, так как это повысит конкуренцию в системе, ипозволит подзащитным выбирать свободно наиболее квалифицированныхадвокатов.Сама идея специализации адвокатов позволит не только повыситькачество юридической помощи, но и конкурентоспособность отдельныхспециалистов.Особенностьюдеятельностиадвокатаподеламнесовершеннолетних является необходимость взаимодействия с самымиразличными органами в системе ювенальной юстиции, начиная от судов, изаканчивая комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки ипопечительства, органами нотариата, и исполнительными органами властиразличногоуровня.Адвокат,осуществляющийпредставительствонесовершеннолетнего доверителя, должен обладать глубокими знаниями неСм.
подробнее: Кучерена А.Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России. М., 2009 (глава7).1166только в области права, но и в сфере психологии, что позволит емуполноценно общаться с доверителем и осуществлять функции, дляреализации которых и действует адвокатура.Нельзя игнорировать и вопросы защиты прав несовершеннолетних иквалифицированного представительства в цивилистическом процессе. Праваи законные интересы несовершеннолетних в гражданском и арбитражномпроцессе,какпредставителиправило,указанныхзащищаютлиц.родителиПриэтомилидругиесовременныезаконныемоделицивилистического судопроизводства презюмируют возможность наймапредставителя по договору, в случае, если у законных представителей нетсоответствующих знаний.Естественно, наличие данного института не является решениемпроблемы, ведь права социально неблагополучных законных представителейзащищаются достаточно слабо.
В настоящее время реальная возможностьполучить юридическую помощь реализуется только посредством сетинекоммерческих юридических клиник при ВУЗах, однако суть деятельностиданных организаций не позволяет ставить вопросы о квалификациипредставителей-студентов без соответствующего опыта, пусть даже иработающих под руководством преподавателей.Реализуяпублично-правовуюмодельювенальнойадвокатуры,необходимо отдавать себе отчет в том, что семейные, гражданские икорпоративные права несовершеннолетних также нуждаются в качественнойзащите.
Поэтому в рамках государственной ювенальной адвокатурынеобходимо сформировать штат специалистов по данной категории дел.Полагаем, что АПК РФ и ГПК РФ необходимо соответствующим образомизменить, ввести в них обязанность родителей обеспечить соответствующийуровень защиты прав, однако это возможно только при условии созданиядоступной системы ювенальной адвокатуры.Предлагаемая нами публично-правовая модель юридической защитынесовершеннолетних может быть реализована при наличии следующих167юридическихусловий:регулированиево‑ первых,статусанеобходимогосударственногоадекватноеадвокатапоправовоеделамнесовершеннолетних.
Представляется необходимым регулирование его прав,обязанностей, ответственности на уровне самостоятельного федеральногозакона; во‑ вторых, следует изменить действующее законодательство обадвокатуре с учетом специализации адвокатов; в‑ третьих, необходимоподдержать инициативу Федеральной палаты адвокатов РФ относительнообучения ювенальных адвокатов по специальным программам, включающимне только выработку знаний и навыков в сугубо юридических сферахдеятельности, но и базовые знания в области психологии в целяхоптимизацииобщенияадвокатовсдоверителями,налаживанияпсихологического контакта.
Представляется, возможна разработка программдополнительного к высшему юридическому образованию по даннымспециализированным программам1; в‑ четвертых, необходимо проводитьпрофориентационную работу со студентами юридических ВУЗов в целяхформирования кадрового резерва государственной ювенальной адвокатуры;в‑ пятых, следует проанализировать процессуальное законодательство напредмет наличия норм, противоречащих международным стандартам защитыправ несовершеннолетних и ювенальной юстиции.Следует, однако, отметить, что безусловный приоритет в видовойдифференциации законодатель отдает процессуальной сфере, в рамкахкоторых адвокат участвует в отправлении правосудия. Универсальнымоснованием деления этого направления видится классификация формсудебной власти, указанная в ст.