Автореферат (1173592), страница 5
Текст из файла (страница 5)
В отличие от русского, в английском языке слово «officer» означает не только место в служебной иерархии военизированныхструктур, но и любое должностное лицо (от англ. «office» – пост, должность) и именно в таком значении используется в словосочетании «police officer». Исходя из этого, данный термин следует переводить на русский язык как«сотрудник полиции», «работник полиции», или «служащий полиции».21чи, гипотеза, методологическая основа, теоретическая и практическая значимостьисследования.
Сформулированы основные положения, отражающие научную новизну работы и выносимые диссертантом на защиту. Обозначены нормативноправовая база и эмпирическая основа исследования. Приведены данные об апробации положений диссертационной работы и публикациях, содержащих ее основные результаты.В рассуждениях первой главы («Общая характеристика механизма обеспечения конституционных прав человека в сфере деятельности полиции (напримере США)»), имеющей преимущественно теоретическую природу, автор аргументирует тезис о конституционно-правовом значении исследуемой проблематики; формулирует понятие рассматриваемого механизма, обозначает его структурные элементы и осуществляет их функциональную характеристику; а такжеисследует современное состояние нормативно-правового обеспечения конституционных прав и свобод в деятельности полицейской системы Соединенных Штатов Америки.Так, в параграфе 1 главы 1 («Конституционно-правовое значение, понятие и структурные элементы механизма обеспечения конституционныхправ человека в сфере деятельности полиции») обосновывается важнейшеезначение состояния личной безопасности человека с позиции современного конституционализма как социально-правового явления и основополагающей юридической доктрины.
Обращаясь к истории политических и правовых учений, авторописывает процесс, в ходе которого фундаментальная потребность человека вбезопасности обретает форму его естественных и неотчуждаемых прав на жизнь,свободу, личную неприкосновенность и уважение человеческого достоинства.Далее обозначаются объективные характеристики деятельности правоохранительных структур, обусловливающие наличие у них существенного потенциалав области как позитивного, так и негативного влияния на уровень обеспеченияконституционных прав и свобод том или ином государстве.
Опираясь на представленные рассуждения, аргументы и казусы, диссертант делает вывод о том, чтопроблема обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции как института публичной власти имеет существенное конституционноправовое значение. В заключительной части параграфа формулируется понятие22исследуемого механизма, обозначаются его структурные элементы и осуществляется их функциональная характеристика.Содержание параграфа 2 главы 1 («Общая характеристика и периодизация развития конституционно-правового обеспечения прав и свобод в сфередеятельности полиции США») ориентировано на исследование процесса исторического развития основ конституционно-правового регулирования деятельности публичных полицейских организаций в Соединенных Штатах Америки.
Заключительный, третий параграф главы 1 («Современное состояние нормативноправового обеспечения конституционного права на жизнь в сфере деятельности полиции США») посвящен выявлению особенностей нормативно-правовогообеспечения индивидуальных прав и свобод в деятельности полиции рассматриваемого государства, анализу основных источников указанного обеспечения и сопоставлению их содержания с современными международными стандартами Организации Объединенных Наций в указанной области.Содержание второй главы диссертации («Тенденции развития и практикафункционирования механизма обеспечения конституционных прав человекав сфере деятельности полиции США») характеризуется преимущественно эмпирической направленностью и ориентировано на изучение практических аспектов реализации конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина в процессе функционирования американской полиции. С этой целью диссертант выявляет и анализирует как общие закономерности, так и отдельные нюансыполуторавекового периода формирования отдельных элементов исследуемого механизма в сфере деятельности института полицейских департаментов указанногогосударства.Содержание параграфа 1 главы 2 («История возникновения и периодизация развития полиции США как института публичной власти конституционного государства») направлено на изучение предпосылок создания в Соединенных Штатах Америки полиции как специализированного института публичной власти, а также присущих данному процессу объективных социальнополитических противоречий в контексте обеспечения конституционных прав исвобод человека и гражданина.23В параграфе 2 главы 2, озаглавленном «Основные предпосылки возникновения элементов механизма обеспечения конституционных прав человека всфере деятельности полиции в условиях ее чрезмерной зависимости отместной власти (1840–1930 гг.)», раскрываются ключевые характеристики иобозначается основное направление деятельности полиции США указанного периода в контексте практики реализации формально существующих конституционных норм о правах и свободах.
Опираясь на материалы публицистических изданий и официальных источников, автор приходит к заключению о том, что в период 1840–1930 гг. деятельность американских стражей порядка являлась не просто неэффективной в противодействии преступности, но и сама представляла собой один из основных источников противоправных посягательств на конституционные права и свободы населения. При этом отмечается, что на данном этапе развития исследуемого механизма полицейские Соединенных Штатов Америки неимели серьезных оснований опасаться наступления какой-либо серьезной ответственности за свои действия.Содержание третьего параграфа главы 2 под названием «Основные детерминанты формирования элементов механизма обеспечения конституционных прав человека в сфере деятельности полиции на этапе ее профессионализации (1930–1980 гг.)» отражает следующий период, характеризующийся болееотчетливым влиянием конституционных предписаний об индивидуальных правахи свободах на процесс развития и функционирования полицейской системы Соединенных Штатов.
Исследуя основные направления реформирования американской полиции в середине XX в., автор приходит к выводу о том, что с конституционно-правовой точки зрения результаты осуществленных в данной сфере преобразований имели весьма неоднозначный характер. В частности, некоторые издостижений в области противодействия криминальной активности имели существенные «побочные эффекты», оказывавшие негативное влияние на уровень соблюдения индивидуальных прав и свобод самими стражами порядка (например,разработка и распространение репрессивно-ориентированной системы статистической оценки эффективности работы полиции).Также в рамках указанного параграфа находит свое детальное отражениеисторически существующая и сохраняющая свою актуальность проблема взаимо-24отношений полиции и расовых меньшинств, в частности – чернокожего населенияСоединенных Штатов.
Подробно исследуется социальная реакция современногомультикультурного общества США на укоренившуюся практику расовой дискриминации и неоправданной жестокости в повседневной работе полиции, обретающая свое наиболее отчетливое проявление в виде многочисленных ненасильственных демонстраций, периодически перерастающих в кровопролитные и разрушительные городские мятежи (например, расовые беспорядки 1964 г. в НьюЙорке, 1965 г.
– в Лос-Анджелесе, 1967 г. – в Детройте и т. д.).Обращение к вышеуказанной проблематике позволяет диссертанту аргументировать вывод о том, что отсутствие или неэффективность усилий публичнойвласти по разрешению назревших в данной области противоречий создает предпосылки для возникновения все более массовых и радикальных протестныхнастроений и, как следствие, выступает одним из наиболее серьезных источниковдестабилизации основ конституционного строя. При этом, рассматривая важнейшую с точки зрения темы исследования проблему чрезмерного полицейскогонасилия и иных форм нарушений конституционных прав и свобод, диссертантуделяет особое внимание изучению практики функционирования институтов независимого (гражданского) надзора за деятельностью полиции в США.Завершает параграф описание общего кризиса традиционной, доминировавшей в Соединенных Штатах Америки в середине XX в.
«профессиональной»модели полицейского управления, оказавшейся неспособной эффективно предотвращать преступные посягательства на конституционные права граждан и обеспечить надлежащий уровень их соблюдения со стороны самих полицейских. Наосновании содержания данного, а также предыдущего параграфов, автор выделяетфакторы, выступающие основными детерминантами массового и систематического нарушения сотрудниками полиции конституционных прав человека в государстве, юридически провозглашающем приверженность демократическим ценностям.Заключительный, четвертый параграф главы 2 ориентирован на изучениенаиболее важных тенденций, характеризующих текущий процесс развития всехэлементов рассматриваемого механизма (нормативно-правового, организационноуправленческого и общественно-надзорного) в указанном государстве, и именует-25ся «Основные тенденции совершенствования элементов механизма обеспечения конституционных прав человека в сфере деятельности полиции на современном этапе ее развития (1980 г.
– н. вр.)».Прежде всего, в данной части работы исследуется процесс распространенияновой философии осуществления полицейской деятельности, исходящей из постулата о том, что полиция современного демократического государства объективно не способна эффективно противостоять преступности, будучи изолированной от населения, систематически посягая на его конституционные права и, какследствие – не имея его понимания и доверия. Отмечается, что параллельно с изменением принципов и методов функционирования полиции США в 1980-х гг.всебольшеераспространениеполучаютальтернативные(социально-ориентированные) показатели эффективности ее работы, имеющие социологическую природу и отражающие отношение самих граждан к деятельности данногооргана публичной власти.Далее рассматривается тенденция гуманизации нормативно-правового регулирования полномочий стражей порядка и распространения менее опасных дляжизни и здоровья средств осуществления силового (насильственного) принуждения.
Продолжая изучение и практики функционирования институтов независимого (гражданского) надзора за соблюдением конституционных прав человека в деятельности американской полиции, автор обозначает и иллюстрирует тенденцию кдальнейшему увеличению количества и организационных форм подобного родаорганизаций, а также расширению объема предоставляемых им полномочий.Анализируется практика применения современных технологий с целью повышения уровня обеспечения конституционных прав и свобод в исследуемой областиобщественных отношений. В частности, диссертант рассматривает общее предназначение и некоторые формы технической реализации видеозаписи повседневныхконтактов работников полиции с гражданами как одного из наиболее перспективных направлений дальнейшего развития механизмов надзора за соблюдениемправ человека в данной сфере.В конце параграфа осуществляется обобщение полученных в результатепроведенного исследования результатов и анализируется современное состояниеотдельных аспектов рассматриваемой проблематики в Соединенных Штатах26Америки, а именно: уровня эффективности защиты конституционных прав человека от преступных посягательств, уровня гуманности при осуществлении законного ограничения данных прав, а также уровня их соблюдения самими полицейскими.














