Диссертация (1173516), страница 26
Текст из файла (страница 26)
Невзглядовой, посвятившей разработанной ею интонационной теориистиха множество работ: Невзглядова Е.В. О стихе. СПб.: Звезда, 2005. 272 с.; Невзглядова Е.В. Интонационнаятеория стиха. СПб.: Нестор-История, 2015. 160 с. и др.238Кушнер А.С. Холодный май. СПб.: Геликон Плюс, 2005. С.
344.239Там же.240Там же.237117Я люблю тиранию рифмы – она добитьсяЗаставляет внезапного смысла и совершенства,И воистину райская вдруг залетает птицы,И оказывается, есть на земле блаженство241.Об этом же поэт говорит в стихотворении «Белые стихи» («Не я поклонникбелого стиха...»):Поэзия нуждается в преградах,Препятствиях, барьерах – превзойтиНаш замысел ей помогает рифма…242.Поэт утверждает, что русский язык «придумал гений»243, что это нашедостояние, которое необходимо хранить, бережно относясь к каждому его элементу,иначе он потускнеет и ослабнет, распадется и может быть замещен другим, чужим:Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет.Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой....Горе нам, бедным, теряющим речь, увы…244.А.С.
Кушнер выступает приверженцем русского рифмованного, регулярногостиха, «возможности которого (прежде всего, интонационные)»245, по его словам,«далеко не исчерпаны, бесконечно разнообразны»246, т.к. русская поэзия моложеевропейской, ее история включает всего триста лет. Об этом же в предисловии ккниге «Город в подарок» говорит В. Шефнер247: «Кушнер придерживаетсяклассических норм русской поэзии, но стихи его звучат вполне современною Делотут и в талантливости автора, и в том, что возможности так называемоготрадиционного стиха еще отнюдь не на исходе»248.
Однако, с горечью констатируетКушнер А.С. Вечерний свет. СПб.: Лениздат, 2013. С. 407.Кушнер А.С. Дневные сны. Л.: Лениздат, 1986. С. 31.243Кушнер А.С. Вечерний свет. СПб.: Лениздат, 2013. С. 407.244Кушнер А.С. Тысячелистник. СПб : Русско-Балтийский информ. центр БЛИЦ, 1998. С. 64.245Кушнер А. Персональный сайт [Электронный ресурс // [СПб., б. г.]. URL: http://kushner.poet-premium.ru/bio.html(дата обращения: 12.09.2017).246Там же.247Инф.
о поэтическом посвящении А.С. Кушнера В.С. Шефнеру см.: приложение Б.248Шефнер В. Предисловие // Кушнер А.С. Город в подарок: Стихи. Л.: Дет. лит., 1976. С. 3.241242118Кушнер, современные поэты часто пренебрегают этим богатством и, если этатенденция продолжится, «Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму»249.В этом же стихотворении говорится еще об одной опасности (связанной супомянутой выше).
Поэт считает, что пренебрежение родным языком приведет,рано или поздно, и к вытеснению истории из памяти подрастающих поколений:Учатся сторожевые рычать по-английски львы;Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву250.Важность русского языка и его теснейшую связь с историей понимал иписатель К.Г. Паустовский, заметивший, что «безразличие к языку объясняетсяполнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа»251.О сохранении исторического наследия Кушнер пишет и в стихотворении «Да,имперский! А вы бы хотели…».
Сравнивая Петербург «в длиннополой гранитнойшинели» с Римом, пишет литературовед А.В. Кулагин, поэт называет «характерныеприметы облика итальянской столицы, за которыми открывается не политическаядеятельность того или иного правителя Рима, а грандиозное прошлое этого города,вне которого и само существование его как бы лишается смысла»252.Отказ от своей истории в попытке дистанцироваться от «имперской темы»,подчеркивает поэт, ведет к гибели, и культура будет лишь первой в череде потерь:Ну, ребятки, тогда извините,Ни стихи вам, ни проза ничутьНе нужны: в тесноте – не в обидеЖить бы в Нальчике вам где-нибудь.То-то радость! Адепты распада,Обличители зла, леваки,Ни ампира, ни шпиля не надо,Ни крылатого ветра с реки.Кушнер А.С.
Тысячелистник. СПб.: Русско-Балтийский информ. центр БЛИЦ, 1998. С. 64.Там же.251Паустовский К.Г. Собрание сочинений в 6 т. Т. 6. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958. С. 637.252Кулагин А.В. «Я в этом городе провел всю жизнь свою…»: Поэтический Петербург Александра Кушнера.Коломна: Моск. гос. обл. соц.-гуманит. ин-т, 2014. С. 76.249250119И давно рассчитаться пора бы,Про Полтаву забыть и Гангут,А чего не захватят арабы,То китайцы у вас отберут253.В размышлениях Кушнера о прошлом страны также находится местосюжетному допущению. В стихотворении, посвященном Я.
Гордину254, А.С.Кушнер описывает эпизод из египетского похода Наполеона (1798-1801 гг.), когдафранцузские войска чудом избежали столкновения с британской эскадрой подпредводительством вице-адмирала Нельсона:Был туман. И в туманеНаподобье загробных тенейВ двух шагах от французов прошли англичане,Не заметив чужих кораблей255.Если бы в майский день далекого 1798 года чуть иными оказались погодныеусловия, совсем по-другому развивалась бы мировая история, изменилось быпрошлое России и стерся из ее литературного наследия роман Л.Н. Толстого:А представьте себе: в эту ночь никакого тумана!Флот французский опознан, расстрелян, развеян, разбит.И тогда – ничего от безумного шага и плана,Никаких пирамид.Вообще ничего.
Ни империи, ни Аустерлица.И двенадцатый год, и роман-эпопея – прости.О туман! Бесприютная взвешенной влаги частица,Хорошо, что у Нельсона встретилась ты на пути256.В одном из программных стихотворений Кушнера снова говорится о войне1812 года. Поэт сравнивает вдохновенное творчество со стремительной тактикойКушнер А.С. Холодный май. СПб.: Геликон Плюс, 2005.
С. 86.Инф. о поэтическом посвящении А.С. Кушнера Я.А. Гордину см.: приложение Б. Отметим, что Я. Гордина, как иА. Кушнера, интересует версионная подача исторического материала.255Кушнер А.С. Голос. Л.: Сов. писатель, 1978. С. 94.256Там же.253254120французского императора Наполеона Бонапарта: «Сначала ввязаться в сраженье,ввязаться в сраженье! / А там поглядим, – говорил молодой Бонапарт. / Но пишетсятак же примерно и стихотворенье, / Когда вдохновенье ведет нас и, значит, азарт! /А долгие подступы, сборы, рекогносцировка, – / Позволь мне без них обойтись,отмахнуться позволь: / Так скучно, по пунктам, что даже представить неловко, /Пускай диспозицию Бенигсен пишет и Толь». История присутствует в сознанииА.С. Кушнера постоянно (так, поэт предлагает себе, чтобы успокоить душу, уснуть,обманув тягостные чувства наподобие того, как генерал М.И. Кутузов неприятеля,выполняя Тарутинский маневр: «Терпенье! Боль свою – обузу, / Что наше сердцервет с петель, / В постель заманим, как Кутузов / Врага заманивал в метель»257).СновазвучитважнаядляА.С.Кушнерамысльобесконечной вариативности, заключенной в историческом моменте:Мне в истории нравятся фантасмагория, фанты,Все, чего так стыдятся историки в ней.Им на жесткую цепь хочется посадить варианты,А она – на корабль и подносит им с ходу – сто дней!258.В стихотворении «А если бы к власти Рылеев пришел…» А.С.
Кушнерпытается представить, как бы развивались события после победы декабристов.Поэт касается радикальных изменений не в государственном устройстве – хотя онипоследовали бы при таком развитии событий – а того, что ждало бы в связи с этим,например, русскую лирическую поэзию, не содержащую нужного реформаторамгражданственного пыла:А если бы к власти Рылеев пришелС Бестужевым, – русской растрепанной музеПришлось бы несладко, так был бы тяжелГнет: видишь ли, в их аскетическом вкусе –257258Там же.Там же.121Сатиры да оды во славу трудаНа благо отечества…259.А.С. Кушнер предполагает, что из всего многообразия творчества Пушкина,отвергая и его лирику, и «Евгения Онегина», поскольку «все это блажь, ерунда» 260,декабристы выбрали бы стихотворение «Пророк», воспринимаемое ими не какобразец многогранной, насыщенной оттенками смысла философской лирики, а какгражданский манифест, который можно использовать в политических целях:…«Пророк».
И еще раз «Пророк».И еще раз «Пророк». И не хныкать!261.География лирики А.С. Кушнера необычайно обширна: на страницах егокниг читатель найдет Афины, Болонью, Бостон, Будапешт, Венецию, Каир,Кливленд, Лондон, Мадрид, Нанси, Нью-Йорк, Париж, Рим, Роттердам,Самарканд, Севилью, Сигнаги, Стокгольм, Сухуми, Ташкент, Тбилиси, Тюбинген,Флоренцию, Хельсинки, Цюрих, Сигнаги, Вологду, Вятку, Казань, Клин,Кострому, Красноярск, Москву, Псков, Торжок, Тулу и многие другие города, ноглавное место занимает Северная столица, любимый Петербург262.Говоря о взаимоотношениях России с миром, поэт постоянно подчеркиваетсвязь с Европой, с ее историей и культурой.
Санкт-Петербургу, родному городуКушнера, суждено было, согласно воле Петра I, стать «окном в Европу». Помнению поэта, желание императора сбылось, и город на Неве стал связал нашукультуру с западной традицией263. Кушнер называет поэтов, композиторов,живописцев и ученых, которые, оставаясь русскими людьми, вобрали изевропейских источников лучшее и обогатили русскую и мировую культуру инауку: «…не записывайте <…> Россию с Пушкиным, Тютчевым, Чайковским,Кушнер А.С.