Диссертация (1173198), страница 13
Текст из файла (страница 13)
Для него картины, гобелены илифрески имели то же значение, что и фотографии, почтовые марки или плакаты.Приравняв их статус, Варбург показал их равноправие в возможности выступать вкачестве визуальных носителей аффектов — эмоциональных состояний человека,испытываемых в моменты душевного волнения, страсти или ужаса.Для Варбурга изучение истории искусства таким образом в конечном счетестало исследованием заражения образами и «выживания» идей, выраженных ввизуальной форме в коллективной культурной памяти.
О.В. Аронсон проводитпараллель между понятием контагиозной (заразительной) магии в «Золотойветви»Дж.Фрезера,варбургианским«заражением»образамичерез«мнемограммы страсти», действием аффективной памяти у Анри Бергсона и96Кувшинова М. Кино как визуальный код. СПб.: Мастерская «Сеанс», 2014. C. 43.См. подробнее: Bellour R. Between-the-Images. Zurich: JRP/Ringier; Dijon: in co-edition with Lespresses du reel, 2012. — 413 p.9761теорией искусства Льва Толстого: «Заражение, будучи ключевым элементоммышления в рамках эпидемиологии, оказывается неожиданно востребовано всамых разных областях гуманитарной мысли — от антропологии до теорииискусства, от психологии до политики 98.Интерескизучениюпроблемвизуальностиобусловленновымиперспективами современной культуры, которые открываются в интерпретацииобразно-символического содержания произведений искусства, предложеннойВарбургом.
Его идеи, во многом предвосхитившие культурные реалиисовременногоинформационногообщества,стоятуистока«визуальногоповорота» в осмыслении культуры, понимания визуальной культуры как новогообъекта междисциплинарного исследования в науке, а также пересмотрафеноменавизуальногообраза,которыйрассматриваетсянетолькокакэстетический объект, но и носитель определенного социального содержания.А. Варбург поставил вопрос об интерпретации образов, который началразвиваться по двум направлениям — классической иконологии, котораязанимается научным анализом символического содержания, его «экзегезой», ивизуальнымиисследованиями,заточеннымиподтакиевопросы,каквозникновение, существование и «продолжение» жизни образов, их воздействиена зрителя.
С позиции технологических инноваций Варбург (при использованииотносительно ограниченного числа мотивов и элементов), обращался кнеобычным техническим приемам, например, коллажу, монтажу и к прототипусовременной полиэкранности, т.е. вектор его мысли был направлен насовременную анимацию: «Ничтожный поворот калейдоскопа образует новыйузор»99.Фрагмент из сочинения Варбурга «Культурный обмен между Севером иЮгом в XV веке» позволяет сфокусировать внимание на основных интересахученого: «Анализ гравюры авторства так называемого Баччо Бальдини с позицийстилистического критицизма и истории культуры проливает новый свет на9899Аронсон О.В. Силы ложного.
Опыты неполитической демократии. М.: Фаланстер, 2017. С.174Gombrich E. Aby Warburg: Eine intellektuelle Biographie. Hamburg: EVA, 1992. S. 19.62проблему культурного обмена между Севером и Югом в XV веке: проблему,которая, несмотря на всю ее важность для историка художественного стиля, едвали артикулировалась. Однако благодаря ей становится возможным осветить непроясненное до сегодняшнего дня соприсутствие элементов северной народнойкомедии,квазифранцузскогореализмавкостюмахидинамического,антикизирующего100 идеализма в движениях жестов и одежд как симптомкритического переходного периода в стиле раннего флорентийского искусства101.В этом фрагменте вскрываются основные позиции и интенции Варбурга:междисциплинарность,рассмотрениевизуальнойкультурывнерамокхудожественного канона изобразительного искусства, подчеркнутое внимание к«миграции», к обмену, «продолжению жизни» визуальных образов какисторически, так и географически, интерес к смыслу и роли выразительныхжестов, экспрессии и движения, определение и выявление специфических форм,передающихсущественнуюинформациюоконтекстевозникновенияипсихологии той эпохи, когда они зародились либо вновь обрели силу ираспространение.
Также характерно принципиальное неразличение артефактовнародной культуры и «высокого» искусства, неприемлемость оценки культурныхфеноменов с традиционных позиций художественного стиля. Варбург оспариваетканон как главенствующий арбитр в художественной культуре, подвергаетсомнению актуальность существующей периодизации в истории искусства, атакже роль художника как творческого прародителя дискретных и автономныхшедевров западной цивилизации, показывая, что все это уже было и раньше, и нетолько в пространстве европейской культуры.Иконология Панофского подразумевает трёхступенчатый последовательныйанализ, включающий точное изучение, описание и идентификацию всех видимыхэлементов изображения, включая стиль, технику, изобразительные мотивы.
Затем100Антикизирующий — подражающий стилистике Античности.Warburg A. Austausch künstlerischer Kultur zwischen Norden und Süden im 15. Jahrhundert //Gesammelte Schriften. Bd.I, 1. Die Erneuerung der heidnischen Antike. Beiträge zur Geschichte dereuropäischen Renaissance. Berlin : Akademie Verlag Berlin, 1998. S. 179.10163навторойстадииследуетконтекстуализацияизображенияспомощьювоссоздания связей с другими произведениями, литературными тестами иконцептами, и, наконец, на третьем этапе исследователь достигает пониманияпроизведения искусства как субъективного медиатора, рождение которогозависело от различных факторов внутри определенного места и времени.Если Варбург открыл и вышел в новое пространство осмысления образов,«пространство рефлексии», то Панофский был во многом обязан эстетическойтеории XVIII в. и искусствоведческим парадигмам XIX в.Обоим исследователям присущ необыкновенно высокий уровень эрудициии интеллекта, однако по сравнению с подходом Панофского, точным, тщательными скрупулезным, исследования Варбурга экспансивны, принципиально открытыдля последующего развития, междисциплинарны, их значительно сложнееинтерпретировать.В то время как исследование Панофского направлено на усиление связиобразов по отношению к другим художественным форматам, концепция Варбургаприближает к пониманию практической ценности визуальных форм.
Не случайноАтлас описан Варбургом следующим образом: «Мнемозина»: серия изображенийдля изучения функции выразительности в репрезентации движения в искусствеевропейского Ренессанса»102. Этот пассаж четко определяет интерес Варбурга кнаследуемостиподобраноисловополезностивизуальныхAusdruckswert—образов,выразительнаянеобыкновенноценность,точнозначимость,приобретаемая определенными формами в пространстве визуальных образов иобразующая некую иерархию ценностей. Слово имеет также и значение «валюта».Таким образом, эти визуальные формы не фиксированы где-либо локально, носвободно циркулируют, так же как и денежные единицы во времени ипространстве, охватывая все сферы и слои общества, обладая одинаковой102«Mnemosyne: Bilderreihe zur Untersuchung der Funktion vorgeprägter Ausdruckswerte bei derDarstellung bewegten Lebens in der Kunst der europäischen Renaissance».
См. : Warburg A. Zit.nach: Bauerle D. Gespenstergeschichten für Ganz Erwachsene: Ein Kommentar zu Aby WarburgsBilderatlas Mnemosyne. Münster: Lit Verlag, 1988. S. 67.64значимостью как в элитных, так и в простонародных кругах, что показываюттаблицы Атласа «Мнемозина»103. Не имеет значения ни происхождениеартефакта, ни целевая аудитория.
Связывание Варбурга с Панофским создает дляпервого определенные трудности из-за прямой ассоциации с иконологическойметодологией, рассматриваемой отдельными исследователями как «узкая» идающая сбои даже в руках своего создателя104.По мнению Ф.-А. Мишо, последователи Варбурга сконцентрировались побольшей части на «адаптированной» иконологии, методологии, в основе которойлежала интерпретация символического материала. Собственно проект Варбурга,как самостоятельное явление, был далек от позитивистских амбиций. Воспринявмногие идеи Ф. Ницше и Буркхарда, Варбург стал отцом-основателем«критической иконологии», значит, его метод был направлен на анализисторических анахронизмов, переломов и разрывов и выявление иррациональнойсущности изображения в западной культуре.Используя прием монтажа, он сталкивал и соединял различные визуальныеобразы для создания внетекстовой коллекции образов, говорящих сами за себя.Именно это дало ему возможность собрать вместе языческие артефакты ишедевры искусства эпохи Возрождения, астрологические изображения БлижнегоВостока и эпохи лютеранской Реформации, произведения эпохи маньеризма,барокко, фотографии священных танцев коренных американцев и современнойфотографии.Вклад Варбурга в науку о культуре в первую очередь заключался вразработке им теории передачи и сохранения изображенных аффектов, эмоций ичувств в исторически непостоянных, разделенных пространством и временемпромежутках времени и сдвигах восприятия, искажениях и инверсиях.