диссертация (1169596), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Макарычева А.В. Цифровой и безопасный? // Международныепроцессы. – апрель-июнь 2015. - Том 13, № 2 (41), с. 141-145.2. МакарычеваА.В.ИнформационноеобществовЛатинскойАмерике: перспективы становления // Латинская Америка. - №6. –2017. - с. 49-61.3. Макарычева А.В. Информационная безопасность в ЛатинскойАмерике: пути адаптации к новым угрозам // Латинская Америка.- №1. – 2018. – с.
45-53.Кроме того, автор имеет публикацию в Сборнике материалов КонвентаРАМИ, входящем в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)объѐмом около 1 п.л.:4. Макарычева А.В. Латинская Америка: внутренние проблемы –внешние последствия: как улучшить систему безопасности в регионе ирасширить горизонты взаимодействия с Россией // Сборник материаловX Конвента РАМИ, Том 1, Часть 1.
- 2017. - с. 298-316.27ГЛАВА 1. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОЦЕНКАТРАДИЦИОННЫХ И НОВЫХ СФЕР БЕЗОПАСНОСТИ1.1 Факторы конфликтности и угрозы безопасности регионаЛатинская Америка является потенциально конфликтной по рядуобстоятельств. Регион является одним из самых крупных по числугосударств – их насчитывается 33, - что создаѐт значительный конфликтныйпотенциал. Государства континента различаются по социо-культурным,историческим, традиционным и стереотипным параметрам, по уровнютехнологического развития, что является дополнительной сложностью вурегулировании проблемных моментов между странами. И всѐ же, оставаясьдостаточно разноплановыми, имея разнонаправленные политические иэкономические курсы, государства Латинской Америки в целом осознаютнеобходимость объединения усилий для решения актуальных вопросовбезопасности. Одним из сдерживающих факторов в данном случае выступаеткатолическая религия, распространѐнная на всѐм континенте, котораяпомогает несколько снизить конфликтный потенциал региона.
72С точки зрения Б.Ф. Мартынова, несколько факторов влияют настепень конфликтности в регионе. Это не только старые претензии и спорымежду государствами, например, желание Боливии вновь обрести выход кТихомуокеану,спорКолумбиииВенесуэлыиз-заприграничныхтерриторий, но и «левый поворот», а также «правый поворот» в ЛатинскойАмерике,изменившийполитическуюситуациюврегионеи«маргинализация» стран Латинской Америки в мировой экономике и72Gómez M.L.P., Pérez E.S.M.
Paz, conflicto y religión en el siglo XXI. Una visión prospectiva. / M.L.P. Gómez,E.S.M. Pérez, C. de P. Higuera, J.I.C. Maestro, E.S. de R. Díaz // Instituto Español de Estudios Estratégicos (IEEE);Centro Superior de Estudios de la Defensa Nacional (CESEDEN) – Documento de Trabajo 8/2017. – 186 p. - p.78.28политике.73 Все эти факторы могут повлиять как на сглаживание и угасаниеконфликтов между странами в дальнейшем, так и на их разгорание.К. Сбоу в своей классификации угроз выделила потенциальные исуществующие угрозы региональной безопасности и стабильности в триосновных категории:1) Традиционные стратегические вызовы, такие как территориальныеспоры, гонки вооружений, а также внешнерегиональные угрозы;2) Ситуации, угрожающие продвижению демократии в странах региона– антидемократические правительственные выступления, конфликтымежду гражданским правительством и военными;3) Транснациональные угрозы – например, наркотрафик.74Гонка вооружений, относящаяся к традиционным вызовам для региона,вызывала значительную обеспокоенность в отношениях между Бразилией иАргентиной, которые активно наращивали свои военные потенциалы.Однако в последнее время страны больше нацелены на сотрудничество, чтоможно проследить по доктринам национальной безопасности, где обе страныне рассматривают друг друга в качестве потенциальных соперников или дажепротивников как это было ранее.75Ещѐ одной традиционной угрозой для региона остаются пограничныеили территориальные споры между государствами.
По большей части спорыиз-за территории возникли в связи с произвольным проведением границымежду государствами и ведутся на протяжении очень длительного времени.Как правило, они происходят между двумя государствами, хотя это неаксиома: например, спор Боливия – Чили – Колумбия – так называемый«андский треугольник» по мнению В.П. Сударева относится к одному из73Мартынов Б.Ф. ‖Реликтовые‖ и потенциальные конфликты в Латинской Америке / Б.Ф. Мартынов //Хронические конфликты в мировой политике. Международные процессы.
– Май-август 2006. - Том 4, №2(11). – с. 48-58.74Sbaw Carolyn M. Conflict Management in Latin America / Edited by Paul F. Diehl, Joseph Lepgold. // Regionalconflict management. - Rowman & Littlefield Publishers, Inc. – 2003. – 304 p. - p. 123-147.75Мартынов Б.Ф. ‖Реликтовые‖ и потенциальные конфликты в Латинской Америке / Б.Ф. Мартынов //Хронические конфликты в мировой политике. Международные процессы. – Май-август 2006. - Том 4, №2(11). – с. 48-58.29самыхтрудноразрешимыхспороврегионе. 76вКрометого,этитерриториальные споры косвенно затрагивают и другие региональныестраны, а также гражданское население. А если территориальный конфликтприводит к закрытию границы, то нарушается торговля и транспортноесообщениемеждустранами.Такаятактикаможетбытьособенноразрушительной в условиях тесной экономической и торговой взаимосвязи.Так, во время «Футбольной войны»77 между Сальвадором и Гондурасом,была перекрыта Панамериканская скоростная трасса, что привело квышеописаннымвозможностиконтроль,последствиям.устанавливатьконтролироватьтерриториальныеспорыиПомиморазвиватьперемещениенеспособствуютэтого,странысовместныйбеженцевнеимеютприграничныйирегиональномувцеломразвитию,напротив, повышая уровень насилия, массовые нарушения прав человека,разрыву экономических и дипломатических связей.В то же время наметились и определѐнные положительные сдвиги.
Запоследние десятилетия прошлого века было разрешено 8 территориальныхспоров,чтопривелокулучшениюситуациинаграницах междугосударствами. Например, в 1998 году Перу и Эквадор подписали финальноесоглашение об урегулировании территориального спора на своих границах. 78Данный территориальный конфликт считается самым продолжительным вовсѐм Западном полушарии и берѐт своѐ начало в 1828 году, поэтому егоурегулирование – это огромное достижение конфликтующих сторон и76Сударев В.П. Геополитика в Западном полушарии в начале XXI века / Сударев В.П.
– Москва: МГИМОУниверситет, 2012. – 128 с.77Так называемая «Футбольная война» между Сальвадором и Гондурасом стала кульминацией длившегосяна протяжении нескольких столетий спора о приграничных территориях; эта война длилась всего несколькодней, однако оказалась очень кровавой: во время конфликта погибло около 2000 человек. Кроме того,несмотря на то, что война быстро завершилась, мирное соглашение было подписано только спустя 10 летпосле окончания боевых действий.78Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнѐры,отношения с Россией [Электронный ресурс] // Политический атлас современности.
– 2016. - Режим доступа:http://www.hyno.ru/tom3/1297.html30посредников в лице Аргентины, США, Чили и Бразилии, которые взяли насебя эту миссию во время последнего витка конфликта в 1995 году. 79Несмотрянаопределѐнныедостижения,сегодняпо-прежнемусуществует множество споров между странами региона: столкновения междуНикарагуа и Коста-Рикой (2010 г.), Венесуэлой и Гайаной (1998 г.), Перу иЭквадором (неоднократно – последний раз – 1998 г.). Причины у них могутбыть разные, и разрешить некоторые из них достаточно сложно – страныисторически занимают довольно принципиальную позицию в отношениисвоей территории: только один раз Мексике из-за поражения в войне с СШАпришлось пойти на уступку и отказаться от претензий на Техас в обмен наденежную компенсацию.
8081В итоговом документе Специальной межамериканской конференции побезопасности, которая была проведена в 2003 году в Мексике, в несколькихпунктах приводятся традиционные вызовы, включающие в себя нарушениетерриториальнойцелостностигосударств 82,атакжевпервыебылисформулированы новые вызовы безопасности для всего континента, ккоторым относятся:1)терроризм,транснациональнаяорганизованнаяпреступность,проблема наркотиков, отмывание денег, незаконная продажа оружия;2) высокий уровень бедности, который влечѐт за собой размываниеконсолидации в обществе и угрожает безопасности государств;3) природные и техногенные катастрофы, а также ВИЧ и СПИД идругие заболевания и инфекции;4) торговля людьми;79Hace 20 años fue el conflicto del Alto Cenepa [Recurso electrónico] // El Universo. – 2015.
– 26 de enero. Regimen de acceso: http://www.eluniverso.com/noticias/2015/01/26/nota/4483886/lecciones-guerra-unidadpreparacion-fueron-claves80Потокова Н. В. Захват Техаса и война с Мексикой // Американский экспансионизм. Новое время. Москва:1985. - 102 с.81История внешней политики и дипломатии США.