диссертация (1169549), страница 12
Текст из файла (страница 12)
ИХаной, и Пекин, установили с нашей страной отношения высокого уровня –всеобъемлющегостратегическогопартнерстваивсеобъемлющегоравноправного доверительного партнерства и взаимодействия соответственно.Кроме того, по мнению М.Л.Титаренко, российско-китайское стратегическоевзаимодействие и доверительное партнерство147– это одна из несущих опорXUẤT KHẨU NƯỚC/VÙNG LÃNH THỔ - MẶT HÀNG CHỦ YẾU (Экспорт ключевыхтоваров по странам и территориям) // BỘ TÀI CHÍNH TỔNG CỤC HẢI QUAN [Электронныйресурс].URL:https://www.customs.gov.vn/Lists/ThongKeHaiQuanLichCongBo/Attachments/1160/2018-T12T5X(VN-SB).pdf148Территориальный вопрос в афро-азиатском мире / Аватков В.А., Белокреницкий В.Я.,Гринюк В.А.
и др.; отв. ред. Стрельцов Д.В. - М.: Аспект Пресс, 2013. С.13456современногомиропорядкаицентральнымзвеном,способствующимупрочению национальной безопасности и позиций России в АТР 149. Китай иВьетнам достаточно часто поддерживают российскую позицию на мировойарене, в том числе при голосованиях в Генассамблее и Совете безопасностиООН (КНР как постоянный член и СРВ как непостоянный член в 2008-2009годах, также избран на 2020-2021 годы)150. Однако в отношениях с обеимистранами камнем преткновения остаются сравнительно низкие показателиторгово-экономического взаимодействия.
В 2018 году Россия заняла лишь 10место в списке торговых партнеров Китая (хотя объем стал рекордным для двухстран – 114 млрд. долл. США), а для Вьетнама мы на двенадцатом месте всписке партнеров.Объединяющим фактором для Ханоя и Пекина остается настороженноеотношение к политике западных стран в целом, сформировавшееся какрезультат колониальной зависимости Вьетнама и принудительного «открытия»Китая для не слишком невыгодной ему торговли с Европой. На современномэтапе обе страны чувствительно реагируют на попытки навязывания имзападных демократических ценностей, предполагающих, в конечном счете,отстранение от власти руководящих ими коммунистических партий.
В то жевремя Китай в силу своей экономической и политической мощи можетпозволить себе больше самостоятельности, в то время как Вьетнам, будучи вактивном поиске «друзей против» мощного «северного соседа», готов идти нанекоторые уступки, в частности, по вопросам прав ЛГБТ 151.В то же время у стран немало различного. Ряд факторов способствуютразобщению их интересов, недопониманию и конфликтам. Историческисложившееся недоверие Вьетнама к Китаю на современном этапе усиливается149Титаренко М.Л. Россия и Китай: стратегическое партнерство и вызовы времени.
М.: ИД«Форум», 2014. С.23150Vietnam Elected Non Permanent UN Security Council Member for 2020-2021 Term // VNExpress, 07.06.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://e.vnexpress.net/news/news/vietnamelected-non-permanent-un-security-council-member-for-2020-2021-term-3935313.html151After Taiwan, Vietnam Among Asia’s Most Progressive in LGBT Rights // Saigoneer,20.07.2017 [Электронный ресурс]. URL:https://saigoneer.com/vietnam-news/10706-after-taiwan,vietnam-among-asia-s-most-progressive-in-lgbt-rights57ввиду роста совокупной мощи последнего. Официальный военный бюджетстраны вырос с менее чем 10 млрд. долл. США в начале 1990-х годов до почти180 млрд долл. США в 2019 году.
Военная реформа КНР, запущеннаяпредседателем Си Цзиньпином, нацелена на увеличение роли флота и авиации,чтопозволитРуководствомстранеуспешностраныпередзащищатьвоеннымисвоиинтересыпоставленазадачанаморе 152.обеспечитьдоминирование китайского флота в соседних акваториях, включая ЮКМпосредством создания некомфортных условий для пребывания кораблей другихстран – установки радаров, ракетных систем, строительства военно-морскихбаз, увеличения числа подводных лодок, кораблей береговой охраны и ВМС.Вьетнам также идет по пути увеличения своего военного оснащения с упоромна ВМС, закупая подводные лодки(передача шести «Варшавянок»российского производства завершилась в 2017 году 153), участвуя в совместныхсудостроительных проектах (в частности, с Индией 154), принимая в дарсписанные в других странах корабли 155.
Фактор гонки вооружений (пусть исильно разноскоростной и разномасштабной в двух странах) накаляетотношения между ними.ГеополитическиеинтересыКитаяврегионевесьмаобширны:строительство островов и получение контроля над ЮКМ осуществляется им нестолько для того, чтобы ущемить интересы Вьетнама. Причина такойдеятельности кроется, в том числе, в стремлении минимизировать рисквоенного использования Тайваня Соединенными Штатами (статус ЮКМ как152Белая книга военной стратегии КНР 2015 (中国的军事战略》白皮书(全文)2015) //ИнформационныйотделГоссоветаКНР(中华人民共和国国务院新闻办公室)http://www.scio.gov.cn/zfbps/ndhf/2015/Document/1435161/1435161.htm153Во Вьетнам доставлена последняя из шести заказанных у РФ подлодок «Варшавянка» //ТАСС, 20.01.2017[Электронный источник]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnayapanorama/3956476154Vietnam and India Promoting Invest in Shipbuilding // Hanoi Times, 26.09.2017 [Электронныйисточник].
URL: http://www.hanoitimes.vn/investment/opportunities/2017/09/81e0b7f0/vietnamindia-to-promoting-invest-in-shipbuilding/155Japan Pledges 6 New Patrol Boats for Vietnam Coast Guard // The Diplomat, 17.01.2017[Электронный источник]. URL: https://thediplomat.com/2017/01/japan-pledges-6-new-patrolboats-for-vietnam-coast-guard/58внутреннего моря и его применение как полигона для тестирования подлодокзначительно обезопасят Китай), Однако поскольку вопрос суверенитета в ЮКМдля Вьетнама давно поставлен в категорию национальной задачи, а отношениек любым действиям «северного соседа» априори подозрительные, политикуКитая Ханой воспринимает не иначе, как направленную в основном противнего. В этом также проявляется асимметрия их отношений.Подавляющее превосходство китайской экономики над вьетнамскойопределяют опасениявластей СРВ в связи сувеличениемторгово-экономической зависимости от КНР.
Этому способствуют нетолькоисторические предпосылки, но и печальный опыт малых и средних странрегиона и мира, поставивших под угрозу свою экономику из-за громадныхкредитныхобязательствпередКитаем,инвестировавшимвкрупныеинфраструктурные проекты на их территории. Среди таких стран Мьянма,Малайзия, Шри-Ланка, Пакистан, ряд африканских государств. Отсюда иотсутствие во Вьетнаме реализованных проектов в рамках продвигаемыхКитаем «Одного пояса, одного пути», несмотря на заявляемую вьетнамскимилидерами поддержку. Одним из немногих инфраструктурных проектов,реализуемых с привлечением китайского капитала и подрядчиков, являетсяпроект строительства первой ветки Ханойского метро по маршруту ХадонгКатлинь, который уже успел снискать себе дурную славу во Вьетнаме.
Преждевсего, строительство предполагалось завершить за пять лет с 2008 до 2013 сбюджетом в 552 млн. долл. США, включая китайские кредиты. Впоследствиисроки неоднократно переносились и к августу 2019 года линия так и не былавведена в эксплуатацию, в то время как ее бюджет увеличился более чем в 1,5раза156.156ЖителейгородатакжевозмущаютвидимыеглазунедочетыБолезненные проблемы строительства ветки Катлинь-Хадонг и опасения за скоростноешоссе Север-Юг (‘Đau đớn’ về tàu Cát Linh-Hà Đông, ‘lo sợ’ về cao tốc Bắc-Nam) // VOA TiếngViệt (Голос Вьетнама на вьетнамском языке) [Электронный ресурс]. URL:https://www.voatiengviet.com/a/dau-don-ve-tau-cat-linh-ha-dong-lo-so-ve-cao-toc-bacnam/4848703.html59строительства, многочисленные инциденты с пострадавшими в результатепадения стройматериалов прохожими.Несмотря на высокие показатели, вьетнамо-китайское взаимодействие вторгово-экономической сфере характеризуется значительным дисбалансом впользу КНР, который из года в год увеличивается (отрицательное сальдо вторговле с Пекином в 2018 году составило более 24 млрд.
долл. США).Сохраняющаяся высокая доля низкокачественных товаров в импорте из Китаятолько усугубляет ситуацию, при которой население СРВ негативно относитсяко всем китайским товарам и услугам. Власти Вьетнама признают проблемудефицита торгового баланса. Так, Министерство промышленности и торговлиеще в 2014 году призвало диверсифицировать внешнюю торговлю дляснижения пагубного влияния от торговли с Китаем.2014 год фигурирует здесь не случайно. К идеям диверсификациивнешней торговли вьетнамское руководство подтолкнул инцидент с установкойкитайской нефтяной платформой «Хайян Шию-981» в пределах ИЭЗ СРВ.Переход Пекина к активным действиям по отстаиванию своих притязаний вЮКМ стал тревожным сигналом для Ханоя, который после этого сталпостепенно переориентироваться на сотрудничество с другими странами,причем это коснулось отнюдь не только торговли.
Еще важнее для Вьетнамастал поиск политической поддержки антикитайских позиций по ЮКМ состороны мощных мировых и региональных держав, часть из которых (США,Япония, Австралия, Индия, страны Евросоюза) усилили критику Китая иактивизировали сотрудничество с Вьетнамом. Это, в свою очередь, еще большеусложняет вьетнамо-китайские отношения по вопросам ЮКМ. Россия остаетсяпривержена принципам самостоятельного разрешения территориальных споровв ЮКМ их участниками на основе международного права, несмотря назаинтересованность и Вьетнама, и Китая в ее поддержке.Сформировавшеесявобеихстранахпредставлениеоспорныхакваториях и островах ЮКМ как о неотъемлемой части своей территории и60принципиальном для их суверенитета вопросе не позволяет ни одной из сторонпойти на компромисс.Ввиду длительного периода напряженности в отношениях двух стран впериод холодной войны ни сухопутная, ни морская граница не былиопределены вплоть до конца XX века.
Однако с начала 1990-х, осознавпотенциальные выгоды от сотрудничества, стороны относительно быстронормализовали отношения, договорившись о границе в Тонкинском заливе в2000 году завершив демаркацию сухопутных границ в 2008 году. Такимобразом, ЮКМ осталось последним пунктом пограничных противоречиймежду двумя странами.Вотличиеотпроблемсторговымбалансомикитайскимиинвестициями, рабочее обсуждение которых в целом не выходит за рамкипереговорных комнат, сложности в ЮКМ будоражат общественность двухстран, что ставит руководство обоих государств в сложное положение: уступкипо ЮКМ неизбежно приведут к массовым народным протестам возможномуотстранению партии власти.Выводы к Главе IВьетнам и Китай – активные участники мировой политики, хотямасштабы их мирорегулирующей деятельности сильно разнятся. Китайоказывает гораздо больше влияния во всех областях, в отличие от Вьетнама –средней страны регионального уровня.
Тем не менее, они обе входят вВосточноазиатский КРБ, а проблемы безопасности двух государств признаютсянастолько взаимосвязанными, что не могут быть решены отдельно друг отдруга. Их взаимодействие осуществляются в системе, которая состоит избольшинства малых и средних стран, а также определяющих для мировойполитикикрупныхстран.Влияниенасистемуоказываюттакжемеждународные организации и ТНК (в первую очередь АСЕАН и системаАСЕАН-центричных партнеров). СРВ и КНР при этом находятся в устойчивыхасимметричных отношениях, нестабильность в которых в обычных условиях61редка,однакопроявляетсяпривозникновенииновыхпроблемиливмешательстве третьей стороны.
Соизмеримое число факторов сближения иотторжениястранопределяетвзаимоотношений,комплексныйувеличиваетисложныйпотенциальнуюхарактерихтурбулентностьпривозникновении разногласий. Несмотря на наличие разногласий в торговой иинвестиционной сферах, странам удается при обоюдном желании направлятьотношения в добрососедское и братское русло благодаря культурноидеологической близости и большому опыту взаимодействия.Территориальные споры в ЮКМ остаются ключевым препятствием длястабильных мирных отношений, так как имеют принципиальное значение длякаждой из сторон.