автореферат (1169475), страница 5
Текст из файла (страница 5)
С другойстороны,СМКвыступаютоднимизрычаговусиленияпозицийсбалансированных оценок тех групп населения, которые хотят социальногомира, гарантий стабильности и развития. Оценивая их роль, необходимоподчеркнуть, что для решения данной задачи требуется длительное время. Внастоящее время можно лишь констатировать наличие данной тенденции вСМК уже сейчас.Глава вторая «Теоретические и практические аспекты отражениятемы «исламской культуры» скандинавскими СМК» посвящена анализубогатогоэмпирическогоматериала,касающегосядеятельностиСМКскандинавских стран, его отражения в научной и популярной литературе, атакже теоретических моделей, выработанных на его основе.18В параграфе 2.1.
«Информационная среда как функция деятельностиСМК:особенностискандинавскихстран»прослеженыособенностиинформационной среды Скандинавских стран, анализируются темы и сюжеты,транслируемые СМК в связи с исламской культурой. Описаны уровнивоздействия СМК на аудиторию, специфика организации деятельности СМК вскандинавских странах. Показано, что функционирование коммуникационныхканалов на базе взаимодействия личных, структурно-организационных,политико-идеологических и финансовых факторов, обеспечено распределениемэтих факторов по уровню влияния на контент, транслируемый СМК.
Анализтакого распределения по каждой из стран региона позволяет выделить главнуюособенность современной культурной ситуации в скандинавских странах:противоречие между открытой и динамичной социальной средой, чья структураподкреплена соответствующим правом и традициями, – и постепенно входящейв нее в качестве составной части «закрытой» социальности, основаннойчастично на идеологизированной и политизированной религии и обычномправе.
Добросовестное стремление сделать эти стороны противоречиясоизмеримыми не может не учитывать их принципиальное различие.Спозицийлогикивзаимодействияценностныхсистемможнопредполагать реализацию сценария постепенной конвергенции двух моделейсоциальности (со стремлением количественно меньшей части «вписаться» всистему сложившихся отношений), либо постепенное вытеснение одной из нихс элементами заимствования.
Стратегия замещения, избранная исламистскинастроеннымиакторамиполитическойсоставляющейсоциокультурногопространства, опирается на идею масштабности ценностей ислама как мировойрелигии и делают ставку на усиление его позиций в культурной средеевропейских стран, с идеей последующего их переноса на пространствополитическое.Параграф 2.2. «Исламские ценности и образ ислама в СМК» посвящендетальному анализу различных подходов средств массовой коммуникации к19трансляции образа исламской религии и ее представителей, связанных, в томчисле, с резонансными событиями в сфере взаимодействия европейской имусульманской цивилизаций (теракт 11 сентября 2001 года, «Карикатурныйскандал» и др.). Клише и стереотипы, манипулирующие общественнымсознанием с целью обеспечения «победы одной из сторон», играют здесьопасную роль, поскольку раскалывают население страны по религиозномупризнаку.
В этом случае более последовательной является платформанационалистов, требующих от мигрантов «вернуться в свои дома»14, хотя ихдекларативные намерения осуществить это без разжигания конфликта непредставляются достаточно обоснованными.Всвоюочередь,наблюдаетсядостаточновысокаяактивностьмусульманских СМК, особенно в сфере Интернет-ресурсов, где усиливаетсясознательно артикулируемая тенденция к усилению своего влияния на немусульманскую аудиторию, – например, в стремлении предложить ей«правильный» ислам15 (так действует Исламский союз Швеции и другиеорганизации). Среди других аспектов взаимодействия исламских СМК саудиторией, поднимающих интерес к ним: дискуссия о «двойном культурномотчуждении» исламских женщин (и от собственной, и от «принимающей»культуры); обсуждение темы создания интерактивных сервисов для облегченияжизни мусульман (поиск киблы – точно установленного из любой точкиземного шара направления в сторону священной Каабы в Мекке и др.);создание поисковых систем по признаку принадлежности к исламу (например,при подборе брачных пар, поиске ориентированных на ислам компаний и т.д.).Освещение в СМК Скандинавии фактов нападений на женщин в Швециии других странах Европы также демонстрируют столкновение различных14Benois A.
Magna Charta of modern Polytheism: collection of main declarations and manifests. – Ottawa, 2010. – 408p., p.124; Benois A. Neopaganism and Zheitgheist. – Paris, 2010. – p. 22; Pauvail R . Modern polytheism and Europeansociety. London, 2007. – рp. 45, 144; Shossard P. Modern polytheist view on multicultural Europe. Paris, 2012. – p.112 и др.. – Ср. Луценко А.В. Идеология современного западноевропейского неоязычества: социокультурныйаспект: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.14 / Луценко Антон Владимирович; [Место защиты:Забайкальский государственный университет].- Чита, 2015.- 187 с.15Muslim media told to be more professional.. – 2005. [Электронный ресурс]. http://arabnews.com/saudiarabia/muslim-media-told-be-more-professional (дата обращения: 23.02.2015).20подходов к пониманию ценностей, – таких, как скромность и моральность.Поставленные мигрантами под сомнение применительно к женщинам, одетымпо-европейски, эти ценности послужили основанием «вывода» отношения кним из пространства общинной легальности.
Таким образом, обычное право,маркированное в данном случае очередной раз как “исламское”, показало своюнесоизмеримость с писаными европейскими законами.Вместе с тем известно: «внутри» самого ислама существует разделение наислам «идеальный» (или даже утопический) – модель, определенным образомпроектирующая социально-политическое пространство, и на ислам «реальный»,связанный с той или иной программой организационного воплощения. Взависимости от ценностных предпочтений здесь можно выделить «мягкие»(«лайт») формы ислама («евроислам»); радикальный ислам, связанный самбициозными установками лидеров «политической религии»; экстремистский«ислам» как агрессивно-фундаменталистская трактовка ценностей, отрицающаякультуру как таковую. Разумеется, “классический” ислам дистанцируется отподобных экстремистских трактовок, опираясь на идеи общности основанийкультуры и уважение к другим формам мировоззрения (с возможныммиссионерским «сожалением» о их несовершенстве).
В работе обоснованыосновные направления особой ответственности СМК и научного сообществапри анализе соотношения “классики” и “искажений” в освещении исламскийценностей, поскольку любой перекос в данном случае чреват далеко идущимипоследствиями.В параграфе 2.3. «Преодоление барьера «свой – чужой» в общественномсознании: проблема ломки стереотипов» описаны инструменты, методы иприемыработниковСМК,используемыедлявзаимодействиясоскладывающейся системой установок общества по поводу исламской культурыили ее представителей. Воздействие на эти установки, формирование образов идемонтаж негативных стереотипов – одна из основных задач СМК.
Поскольку впоследнее время СМК Скандинавии все чаще связывают образ ислама21связывается с «угрозой» и «насилием», формируя значительное числоодномерных негативных стереотипов, их «демонтаж» серьезно затруднен.Интересно, что среди мусульман есть авторы, работающие над созданием«альтернативных»стереотипов«европеизировавшихся»мусульманинамеренно провоцирующие дискуссии об исламе в СМК, – например,пакистанско-норвежскийпропагандирующийколумнистсозданиеМухаммед«норвежско-мусульманскойУсманРана,идентичности».Отдельно следует отметить отличие позиции СМК Финляндии от других странСкандинавии.
Работники масс-медиа этой страны, учитывая ее небольшуютерриторию и высокую долю мигрантов среди населения, сознательноруководствуются принципами терпимости и толерантности. Примечательно:несмотря на это, негативный ассоциативный ряд, связывающий мусульман стеррористами, и здесь присутствует у большинства населения.Безусловно,дляобеспечениябесперебойногоиуспешногофункционирования любой социальной системы необходимо управление,соотнесенное с нормами «здравого смысла» и определенными теоретическимимоделями, что способствует минимизации последствий конфликтов.
Еще лучше– профилактическая работа по их предотвращению. Роль СМК в этом процессетрудно переоценить. Справедливости ради следует признать, что СМКСкандинавии имеют определенный опыт сбалансированного освещенияпроблем и тенденций, касающихся ислама и его приверженцев (аналитическиеи экспертные статьи). Однако доля таких публикаций все еще невелика.Очевидно, что отказ от свободы слова, введение тотальной цензуры, – невыход из создавшегося положения, поскольку нарушают столь ценимыеевропейцами демократические принципы, лишает власть обратной связи собществом, не дает возможности получать достоверную информацию,отстаивать свою позицию. Не только «борьба интерпретаций» (П.
Рикёр), но иих «война», развертывающаяся как возможность умножить «центры истории»(Дж. Ваттимо) едва ли не до индивида (или, по крайней мере, до социальной22группы), – один из позитивных сценариев оценки «разноголосицы суждений»по поводу исламской культуры в Европе. Необходимость учитывать влияниевысказываний СМК на каждого гражданина вне зависимости от егонациональной принадлежности и религиозных убеждений, – только одна иззадач, стоящих перед ними. Транслируя исламские ценности в любойоценочной матрице, от поляризованной до нейтрально сбалансированной, СМКпривлекают внимание к этой теме и тем самым готовят почву как длявозможных конфликтов, так и для путей их разрешения.