автореферат (1169154), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Стабильность, преемственность такого государства может обеспечитьтолько госаппарат – социальная структура, механизм, в рамках которого Ришельеопределил также сущность и задачи дипломатии и дипломатической службы.Однако реальная бюрократия состоит из людей, сформированных и живущихв обществе, постоянно испытывающих его влияние. Для действия взонахнепредсказуемости бюрократы создают параллельные официальным властныеотношения39, имеют определѐнные возможности действий, самостоятельных поотношению к структуре организации, поскольку, осознавая еѐ стратегические цели,постоянно уточняют, согласовывают свои поступки, хотя в т.ч. и ведут скрытуюборьбу за полномочия40.
С позиции теории социального становления П. Штомпкитакая деятельность акторов зависит от их рефлексии, нелинейна, испытываетвлияние обратных связей, и потому каждое действие в т.ч. создаѐт новуюсоциальную реальность, модифицируя текущую, включая самого актора, егодеятельностные способности и сети отношений. Для рассматриваемого случаядипслужбы важно описание П.
Бурдьѐ конфликтов социальных групп за места всоциальной иерархии посредством производства и обмена «символическими»ресурсами, а также его наблюдение о возможности одновременного существованияи деятельности актора в двух плоскостях, которые фактически противоречат другдругу. В частности, дипломаты, как и другие квалифицированные эксперты, часто38Указ Людовика XIII от 11 марта 1626 г.См.: Crozier M.Le phénomène bureaucratique.P.
: Seuil, 1963; Crozier M.Le Monde des employés de bureau. P. : Seuil, 1964.40См.: Crozier M., Friedberg E. Op.cit.3938выполняют поручения менее компетентных начальников, которые, кроме того, иполучаемой от дипломатов информацией распоряжаются некомпетентно.Последним к настоящему моменту этапом развития рефлексии дипломатовстал переход от их индивидуальных саморефлексий к рефлексии и саморефлексиидипломатической службы как института, рефлексии своего отличия от другихсоциально-профессиональных сообществ и групп, в т.ч.
в госаппарате, наличиясобственных интересов, как службы в целом.В параграфе 2.2 «Развитие дипслужбы в направлении рефлексивногоинститута под влиянием Великой французской революции 1789 г.» прослеженыизменения внешней политики, дипломатии и формировавших и исполнявших еѐзаконодательных органов и госаппарата, получивших новые форму и содержание иоказавших разноплановое влияние как на саму Францию, так и на весь мир.Показано, что не только смена общественного строя повлияла на внешнююполитику и дипслужбу, но и новая дипслужба оказала существенное влияние наход революции и еѐ итоги.С началом революционного процесса ожесточѐнная борьба развернуласьвокруг внешней политики и министерства иностранных дел, как еѐ исполнителя, всвязи с необходимостью защиты достижений революции от внешних угроз, а такжефранцузских территориальных интересов.
Несмотря на последующие периодыреставрации, попытка установления, как минимум, информационного контроля надвнешней политикой и дипломатией со стороны выборных органов положиланачало качественно новым отношениям дипслужбы и политической власти,предопределила политическую ответственность министра иностранных дел передвысшим выборным законодательным органом.Другим качественным изменением отношения общества к дипломатии идипслужбеисамойеѐсущностивследствиереволюциисталпроцессформирования научных основ дипломатической теории и практики.
Из привилегииэлит, отбираемых и действующих согласно воле короля, дипломатическаядеятельность стала превращаться в публичную деятельность, поручаемуюспециалистам согласно критерию компетентности. Дипломатия всѐ менеепродолжала быть «искусством переговоров» и всѐ более становилась наукой онациональных интересах. После «термидорианского переворота» еѐ место и роль,39а также отношение к профессии и статусу дипломата изменились радикально:теперь он не только политический агент, представляющий республиканский режими ведущий переговоры от его имени и в его интересах, но специалист, «эксперт» повзаимным национальным интересам, на которых отныне должны основыватьсямеждународные отношения.
Другим изменением стало поручение дипслужбекультурного направления деятельности в широком смысле этого слова – статьпоставщиком «сырья» для развития моральных и политических наук, для чегодипломатическим агентам было предписано собирать в зарубежных странах книги,предметы, культурные и научные данные. МИД сформулировал и модель нового,республиканскогодипломата,как«просвещѐнногопутешественника»,обладающего глубоким знанием страны пребывания, позволяющим ему собиратьнадѐжные статистические данные. Основанное на них новое, республиканскоезнание – это статистическое знание, имеющее предметом исследования моральноеразвитиенаций,аметодом–созданиемодели«регенерированной»,«биографической истории народа» в среде физических и моральных факторов.Задачей дипломатии объявлялось «участие в исследовании политических способовускорения цивилизационного процесса в европейском масштабе»41.В параграфе 2.3 «Становление дипслужбы как рефлексивного института,особогосоциально-профессиональногосообщества»рассмотреныкачества,необходимые для дипломата как рефлексивного актора, возникновение отбора впрофессию,вконечномсчѐте,ориентированногонаспособностьбытьрефлексивным актором, обучение и конкурсы как факторы развития рефлексиидипломатических агентов.Рефлексия дипломатами своих задач привела к пониманию, что для отбора иобучения необходимых для службы кадров, нужно иметь представление обидеальном типе сотрудника и об идеальном кандидате для учѐбы, основанное напсихологических и педагогических знаниях.
Качества дипломата, как и любогоспециалиста, делятся на личные и профессиональные, а кроме того, в самойдипломатической социальной группе есть качественное различие между послами(главами диппредставительств) и остальными дипломатами.41Guibert-Sliedziewski E. Volney, Daunou et la conception de l’Histoire. // Roussel J. (ed.). L’Héritage des Lumières, Volney etles ideologues. Angers: Presses de l’Université d’Angers, 1988. P. 157-166.40В соответствии с вышерассмотренными функциями, от дипломата, как «ушей,глаз и языка своего господина», вначале требовалось быть преданным,неподкупным, устойчивым к соблазнам, а также мудрым (т.е. понимающим то, чтоему поручено, что он видит, слышит и т.д.).
Кроме того, послу необходиморазбираться в человеческой природе, уметь добиваться уважения со стороныиностранцев, чтобы к нему прислушивались, как к представителю своей страны.Дляэтогоемунеобходимаучѐность,настойчивость,осторожностьиобходительность, знание иностранных языков, умение хорошо говорить и писать.Вследствие первоначального отношения к послам, как, прежде всего,инструментам замещения монарха, с социологической точки зрения именноблизкие к суверену люди, т.е. дворяне, могли быть и были источником кадров длядипслужбы.
Однако подданные с необходимым социальным статусом инеобходимыми знаниями были редки. Как только образование стало цениться нетолько учѐными и церковными деятелями Средневековья, но и политиками,заметившими его практическую пользу, появилось понимание необходимостиподготовкиидипломатов.ПослеВеликойфранцузскойреволюциигосударственное управление стало рассматриваться, как деятельность в интересахнации, всеобщего блага. Это предполагало соответствующие компетенциичиновников, определяемые отбором; утвердилась система госэкзаменов, как новогоспособа вхождения в правящие элиты для тех, кто не попадал в них по правурождения. Что касается МИД, то во Франции первые профессиональные экзаменыначались с 1877 г., единые конкурсы (т.е.
для всех, независимо от предполагаемогопоста и специализации) – с 1880 г., «большой конкурс» – с 1907 г.Основные современные принципы подбора кадров для дипслужбы это:-максимально высокие требования к кандидатам (высшие оценки лучшихвузов и вступительные тесты в МИД) с целью принять лучших в смысле высокойкультуры, интеллектуально развитых и работоспособных, умеющих учиться.-убеждение, что дипломатии нельзя научиться только на практике, т.е.необходимо специальное теоретическое образование.-понимание, что МИД набирает не дипломатов, а будущих дипломатов,которых поэтому надо дополнительно и качественно готовить.41В конечном итоге речь идѐт об отборе в профессию людей, способных бытьрефлексивными акторами.В главе 3 «Трансформация дипломатической службы в эпоху сетевыхэлектронныхсредствинформацииикоммуникациии«текучей»современности» показано влияние новой социальной реальности, создаваемойЭСИК, на структуру, сущность и деятельность дипломатической службы.В параграфе 3.1 «Социология международных отношений и внешнейполитики в эпоху сетевых электронных средств информации и коммуникации(ЭСИК)» рассмотрено влияние новых технологий и техники на международныеаспекты социальных процессов.Дипслужба одной из первых стала использовать в практической работеэлектрические и электронные инфокоммуникационные технологии и технику –телеграф, телефон, радио, компьютеры и их сети, интернет, что отразилось и насодержании информации, и на методах работы с ней.
Но массовое и повсеместноевнедрение этих средств обусловило и огромные социальные изменения вообще, вт.ч. в международных отношениях и дипломатии. В современном становящемся,«текучем»информационномобществеэтисистемыэлектронныхсредствинформации и коммуникации (ЭСИК) используются для создания всѐ болееразнообразных по размерам и качеству сетей, объединяющих различных акторов,взаимодействующих с сетями других акторов и с окружающей средой в целом,которые всѐ более определяют социальные и социально-политические процессы, вт.ч. в международных отношениях и дипломатии, имеют собственную логикусуществования и развития (М.