Диссертация (1155538), страница 31
Текст из файла (страница 31)
и доп. – М.: Международные отношения, 2004. – С. 391–407; Doing Businessin SA. What are the various types of trusts available and how do I go about registration? Oct 20, 2009. URL:http://askentrepreneur.entrepreneurmag.co.za/doing-business-in-sa/business-registration/whatare-the-varioustypes-of-trusts-available-and-how-do-i-go-about-registration (дата обращения: 01.09.2014)1112цели, заявленной в учредительном документе: в первом случае он владеет собственностью, законно управляет и распоряжается ей, а во втором - собственностью владеютбенефициары, а он производит контроль над имуществом.
Второй вид траста похож наопеку (попечительство).Торговый траст создается на основании Акта учреждения траста (deed of trust), всоответствии с которым собственность управляется в интересах указанных в акте бенифициаров. Число доверительных собственников в торговом трасте не должно превышать двенадцати, на практике чаще всего число участников создания траста представлено тремя лицами, каждый из которых является либо учредителем траста (settlor oftrust), либо доверительным собственником, либо бенифициаром. Конечно, число лиц,выполняющих одну из ролей в трасте, может варьироваться. Эффективно производитьработы в рамках подобного механизма, можно, к примеру, в сфере преобразования недвижимости в ходе застройки чужих земельных участков (property development enterprises) и др.1д) «внешние компании» и иные формы реализации инвестиционной деятельностиВ формате нашей классификации заслуживает внимания п.
23 ч. C Главы 2 Законао компаниях 2008 г., устанавливающий обязательное правило для любой иностраннойкомпании, которая осуществляет активную коммерческую или некоммерческую деятельность (выступает стороной одного или нескольких трудовых договоров, заключённых на территории ЮАР; занимается предпринимательской деятельностью в инойформе на протяжении 6 месяцев и др.), обязанность в течение 20 дней с начала осуществления такой деятельности зарегистрироваться в качестве «внешней компании»(branch of an Offshore Company - External Company).По своему статусу такие «внешние компании» похожи на представительства, ноотличаются от них тем, что имеют право заниматься хозяйственной деятельностью отимени головной компании.
Регистрация «внешней компании» производится в ЮАР, аакционеры и директора могут быть в стране происхождения компании. Такая «внешняякомпания» получает южноафриканский регистрационный бизнес номер, меморандум оее образовании тоже регистрируется в ЮАР и регулирует ее деятельность. В меморандуме обязательно указывается местонахождение штаб-квартиры иностранной компа-1Ibid.113нии, имена директоров. В такой «внешней компании» обязательно должен быть назначен и зарегистрирован в Комиссии по делам компаний и интеллектуальной собственности (Companies and Intellectual Property Commission, CIPC1) южноафриканский гражданин «public officer», который станет ответственным за проведение операций этой«внешней компанией» в ЮАР и ее расчетов с местным налоговым органом. Местноезаконодательство не предусматривает отчетности о проведении в этой компании акционерных собраний и советов директоров, поскольку они не находятся в ЮАР.
Вместе стем, считается необходимым (в целях налогообложения) назначать аудитора, отвечающего за аудит проводимых «внешней компанией» финансовых операций в стране.«Внешние компании» облагаются 28% налогом на прибыль, и после оплаты всех налогов их доходы могут репатриироваться в страну нахождения материнской компании.Например, ведущий российский производитель систем защиты от вредоносного и нежелательного программного обеспечения, хакерских атак и спама АО «ЛабораторияКасперского», в 2009 г.
открыл региональный офис в ЮАР в г. Йоханнесбурге2 в форме«внешней компании», ведущей хозяйственную деятельность от имени головной.Другой возможностью легализоваться в ЮАР является создание дочерней компании - местного отделения иностранной компании (local Branch South African CompanyOwned by an International Company (Full Subsidiary)) в форме частной компании, способной осуществлять хозяйственную деятельность от своего имени. При том, что акциитаких компаний-отделений могут на 100% принадлежать иностранному юридическомулицу, ответственность за их деятельность материнские компании не несут. В компаниюотделение назначают и регистрируют (в CIPC) южноафриканского гражданина, который будет отвечать за проведение операций этим отделением в ЮАР.
Имеется требование регулярно организовывать акционерные собрания, хотя эти собрания могут проводиться и за границей. Также назначается аудитор, который осуществляет полномасштабный аудит деятельности отделения. Для этой формы деятельности корпоративныйналог составляет 28%, а после определения уровня дивидендов начисляется налог надивиденды в размере 15%. Начиная с 1 марта 2016 г., 80% чистой прибыли от ежегодного прироста капитала организаций также включается в ее налогооблагаемый доход поставке 22,4%.Подробнее см.
по адресу www.cipc.co.za/za/ (дата обращения: 31.08.2018)См. подробнее: Kaspersky Lab Int. opens office in South Africa. URL: https://www.kaspersky.com/about/press-releases/2000_kaspersky-lab-int-opens-office-in-south-africa (дата обращения: 19.09.2018)12114В связи с рассмотрением и анализом указанных организационно-правовых форм,в которые вправе облекаться действия по инвестированию, нельзя не указать на однуособенность права ЮАР – направленность горного законодательства, которое в ГорнойХартии 2002 г и Законе о разработке месторождений полезных ископаемых 2002 г.
1 выделяют южноафриканцев, исторически находящихся в невыгодном положении(Historically Disadvantaged South Africans, HDSAs) - поражавшихся в правах до принятияКонституции ЮАР 1993 г. чернокожих и женщин. При этом Хартия содержит требования к горнодобывающим компаниям принимать на работу и создавать улучшенныеусловия проживания для этих лиц, а закон предоставляет контролируемым на 50 и болеепроцентов компаниям с работающими на них HDSAs - налоговые льготы.2 Описанныефакты обусловливают своеобразие, с которым сталкиваются инвесторы в эту сферу вЮАР.Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие основные выводи:1. Показано, что законодательство, теория и практика различных стран исходятиз нескольких основных концепций, определяющих статус инвестора, - инкорпорациякомпании; национальность собственника-инвестора; принцип оседлости (место деятельности) компании инвестора; место осуществления контроля над компанией инвестором.2.
Выявлено, что в настоящее время действующее законодательство Китая и Индии не содержат и не определяют понятия «инвестор», а трактовка этого понятия в ЮАРпроизводится через понятие инкорпорированных и неинкорпорированных юридических и физических лиц. По сути, понимание того, кто может быть иностранным инвестором в этих странах, раскрывается через легализованные формы инвестиционной деятельности, имеющие следующие национальные особенности.Установлено, что в КНР деятельность иностранных инвесторов сведена, в основном, к возможности учреждения ими на территории КНР (инкорпорации) совместных(паевых, кооперационных) и дочерних предприятий, компаний иностранного капитала,партнерств; кроме того иностранной инвестиционной признается деятельность предприятий КНР, управляемых (контролируемых) не национальными субъектами.
Однако1Broad-Based Socio-Economic Empowerment Charter for the South African Mining Industry. // GovernmentGazette, 15 June 2018, № 41714. URL: https://www.gov.za/sites/default/files/41714_gon611.pdf (дата обращения: 15.10.2018)2 См.: Воробьев А.Е., Янкевский А.В. Цит.
соч.115инвесторы-иностранцы автоматически не получают такие же права, что и инвесторыкитайцы, поскольку только специальные нормативно-правовые акты (обычно законы)закрепляют конкретные права инвестора в зависимости от организационно-правовойформы, в которую облечена его деятельность на территории Китая. Представительстваиностранных компаний в Китае вправе заниматься только некоммерческой деятельностью.Выявлено, что в отличие от КНР, в Индии и ЮАР, условие инкорпорации предприятий не является главным для ведения инвестиционной деятельности. Основнымусловием является участие (независимо от места инкорпорации) в торговом обороте натерритории Индии или ЮАР в любой из разрешенных организационно-правовых формах: компании предпринимательские и непредпринимательские (торговые трасты),частные и публичные, партнерства с ограниченной ответственностью, единоличныепредприятия.
Круг иностранных предприятий в этих странах расширен также за счетотделений, офисов, филиалов иностранных компаний, правда создание и деятельностькоторых в разных сферах возможны только при наличии специального разрешения властей.Установлено, что в отличие от КНР, понятие «совместное предприятие» в этихстранах не имеет технического юридического значения, а используется для обозначениярезультата заключения соглашения об учреждении предприятия двумя и более субъектами (физическими или юридическими лицами) предпринимательской деятельности,один из которых не является резидентом страны.3.
Показано, что соотношение размера капитала в связке «иностранный инвестор– инвестор-резидент» в КНР чаще всего (82%) устанавливается на уровне 100% к 0%;для Индии характерно соотношение 51% к 49%, а в ЮАР национальная политика требует, чтобы совместные предприятия в определенных случаях включали пакет акций,предназначенных только для чернокожего населения.§3. Инвестиционный договор, соглашение, контакт как элемент гражданско-правового механизма регулирования инвестиционной деятельностиВопрос о квалификации инвестиционных договоров с отнесением их к конкретным видам, предусмотренным гражданским законодательством часто решается только116судами в процессе рассмотрения споров.
На уровне доктрины при заслушивании мнений экспертов в суде сущность договора, которая вкладывается в понятие «инвестиционный договор», зависит или от того, какие цели преследуются при квалификации(например, перевод ответственности принимающего инвестиции государства из-поднациональной юрисдикции в международную), или от представлений смотрящих на инвестиции с позиций их специальности (цивилист, административист, международник).Все эти случаи и комбинации представлений приведут к разным ответам.При всем этом, общепринято, что основным признаком инвестирования являетсяфакт заключения договора1 или, что именно с помощью договора оформляют основныеусловия возникновения, изменения и прекращения инвестиционных правоотношений 2.Позиции, которые имеются в этом вопросе разделяются на приверженцев международно-правового характера инвестиционных договоров, и тех, кто относят инвестиционные договоры к сфере регулирования национальным правом.Придание международного характера инвестиционному договору (соглашению,контракту), обычно, происходит с целью обеспечения более надежной и эффективной,(чем национальным правом страны, принимающей инвестиции) защиты интересов иностранных инвесторов3.В отечественной науке такой подход всегда объективно подвергался критике,например, еще в 1975 г.
по этому поводу Л.А. Лунц отметил, что доктрина, позволяющая рассматривать возможность регулирования соглашений частных иностранных инвесторов с принимающим инвестиции государством не в гражданско-правовом, а в международном публично-правовом аспекте, допускает также возможность того, что субъекты частного права (юридические или физические лица) могут стать также субъектамимеждународно-правовых отношений, однако этот факт является прямым противоречием принципу государственного суверенитета4.В числе тех, кто стремится уравнять инвестиционные соглашения и международные договоры (в результате чего соглашения считаются институтом международного(публичного) права, и американские правоведы Л.Сон, Р.Бакстер и др.Майфат А.В.