Автореферат (1154409), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Чудо ичудотворство – признак святости, творчество – необходимое качество человека,созданного по подобию Творца.Собственно этические концепты, содержащие нравственные нормы ирегламентирующие отношения человека и Бога, человека и человека, а такжеотношение человека к тварному миру, делятся на морально-нравственныеконцепты, или добродетели, и витальные, то есть концепты, характеризующиенеобходимые положительные качества жизни.Морально-нравственные концепты представлены следующим рядом:кротость, любовь, милосердие и щедрость, мужество, мудрость и целомудрие,терпение, совесть и честь.Концепт «кротость» занимает центральное положение в системе этическихценностей, свойственной русской ментальности, наряду с милосердием,любовью, терпением и др.
Этическая смысловая доля концепта – «благость,смирение, тихость, незлобивость как свойство самого Бога и идеал для человека».Высокая этическая нагрузка концепта наиболее полно реализуется в религиозномдискурсе. Вербализаторами концепта выступают лексемы «кротость»,«смирение», «тихость» и их дериваты, каждый из которых содержит этическуюсмысловую долю. Однако в семантике слов, вербализующих концепт, с течениемвремени отмечается развитие значений с отрицательной коннотацией, а такжеэтически «противоположных» значений: смирение (оскорбление, огорчение,унижение, порабощение, уничижение, ничтожество), смирять (уничижать,оскорблять, заставлять покориться), тихоня (скрытный и лукавый человек),тиходом (скрытный, себе на уме).
Отмечено, что «смирение» отличается от«кротости» и «тихости» семантически, так как оно обозначает в большей степени21путь к кротости, а два последних вербализатора – само свойство. Этическаясмысловая доля концепта сохраняется во внутренней форме слов,вербализующих концепт, и их дериватов на протяжении всего исследуемогопериода существования русского языка (XI – XX вв.).Этический смысл русского концепта «любовь» основан на христианскомпонимании и может быть сформулирован как «благо, дарованное Богом изаключающееся в умении сострадать и творить добро». Исконное деление любвина любовь к Богу и любовь к ближнему, противопоставленных любви греховной,незаконной, нарушающий обе заповеди, стирается в XX веке под влиянием идейо «свободной любви».
Значительное количество сложных слов в древнерусскомязыке способствовало регулированию «пристрастий» человека, одни из которыхпоощрялись, другие осуждались. Однако со временем произошла постепеннаядесакрализация понятия «любовь», большая часть сложных слов утратилась.Помимо этого, со временем этическая нагрузка многих вербализаторов концептазначительно снижается, но не исчезает. Начиная с середины XX века, в значенияхдоминантных вербализаторов появляются уточнения, возрождающие исконныйэтический смысл.На протяжении всего развития языка прослеживается связь концепта«любовь» с другими этическими концептами, прежде всего «милосердием»,«мудростью», «целомудрием», «страданием» и др.
Кроме того, базисный длярусской языковой картины мира концепт «любовь» связывает сетьконцептуальных этических понятий: «забота», «дружелюбие», «сострадание»,«жалость», «благоговение», «преданность», «искренность», «сердечность»,«тишина», «труд» и т.д.Нами установлено, что концепт «милосердие» входит в ядерную зонуэтической концептосферы и обнаруживает тесную связь с концептами «любовь»,«сострадание», «страдание», «кротость», «щедрость», проявляющуюся в прямыхноминациях в значениях дериватов, вербализующих концепт. Кроме того, в полеконцепта «милосердие» входят микроконцепты и концептуальные понятия:пощада, снисхождение, обилие, мольба, жалость, сочувствие. Этическаянагрузка концепта основана на христианской заповеди, может бытьсформулирована как «деятельная любовь к ближнему», наиболее яркореализуется в древнерусский период и в XIX веке.
В следующем столетииэтическая нагрузка доминантных вербализаторов резко снижается вследствиеразрыва связей с исконной идеей, в результате чего милосердие теряет стандартсовершенства. Такая же тенденция снижения этической значимости наблюдаетсясреди дериватов концепта «щедрость» при глубокой семантической близостимилосердию в церковнославянском, древнерусском языках и языке XIX века иотсутствии таковой в XX столетии.Мужество является одной главных ментальных добродетелей, этическоенаполнение которой менялось со временем.
В церковнославянском языкемужество – «подвиг, славное дело, победа». В настоящее время мужествообъединяет следующие этические смысловые доли: «нравственная твердость,22решительность в отстаивании нравственных убеждений, которая не считается свозможными потерями» и «большая сила, стойкость, отвага». Мужественностьисконно считается необходимым качеством мужчины, мужа, воина, однако какдобродетель (отстаивание нравственных интересов, качество, ведущее ксвятости) относится к человеку вообще.
Связь мужества и святостипрослеживается также через цепочку: мужество – духовная сила – богатырство –святость.Этические смысловые доли концепта «мудрость» можно обозначить вследующей последовательности по степени этической значимости и времени ихактуализации: «благоразумие, разумность, проницательность, основанная насмирении перед Богом и любви к Нему»; «высшее знание», «ум, разум»;«совокупность знаний, ученость»; «опыт».
Концепт «мудрость» тесно связан сэтическими концептами «любовь», «смирение (кротость)», «мужество»,«целомудрие». Анализ словарей, отразивших состояние языка разных эпох,показал, что самой высокой степенью этической значимости обладаливербализаторы концепта в церковнославянском и древнерусском языках. Всовременном русском языке этическое наполнение вербализаторов концепта«мудрость» снижено, но не исчезло полностью и проявляется чаще всегоимплицитно. Изначальная этическая смысловая доля концепта «мудрость» всовременном русском языке восстанавливается этимологически или вопределенном контексте.Концепт «целомудрие» имеет глубокий этический смысл, связанный схристианским представлением о чистоте помыслов, чувств, телесной чистоте ибезгрешности, непорочности, что и является этической смысловой долей,фиксируемой словарями разных эпох с небольшим смещением акцента сдуховной сферы на телесную.
Концепт целомудрие обнаруживает тесные связи сбазисными концептами «мудрость», «слово», «любовь», «дух – душа –духовность», «святость». Поле концепта включает понятия благоразумия,цельности, здоровья, воздержания, чистоты.Анализ словарей русского и церковнославянского языка показал наличиетрадиционной этической наполненности концепта «терпение» и связанных с ним«терпеливости» и «терпимости». Этическая смысловая доля концепта –«переносить страдания мудро, великодушно, снисходительно» – связана срелигиозными представлениями о долготерпении Бога, о терпении святых и оглавной добродетели христианина и вербально представлена в религиозныхтекстах.
В русском языке XX века этическая смысловая доля концепта«терпение» не отражена. В художественных текстах этическая смысловая долявыражается, как правило, ассоциативно, вербально концепт чаще всегоиспользуется в составе фразеологизмов, где этическая нагрузка слова несколькостерта, однако в понимании современной молодежи концепт оценивается преждевсего положительно и связывается с духовной силой.Кроме того, анализ значений слов, входящих в зону концепта «терпение»,обнаружил связь с концептами: милосердие, любовь (снисхождение: терпение из23любви), смирение, кротость, надежда, мудрость, сила (духовная), твердость(духа), мученичество, страдание, святость.Концепт «совесть» является базовым концептом этической концептосферы.В отличие от других ядерных концептов, он характеризуется неразвитымсловообразовательнымгнездом,чтообъясняетсяегоизначальнойпринадлежностьютолькоэтическойсфере.Нераспространенностьдеривационногорядавербализаторовкомпенсируетсяширокимфразеологическим фоном, единицы которого отражают регулятивную функциюконцепта в духовно-нравственной жизни человека.Этическая смысловая доля концепта «совесть» формулируется вцерковнославянском языке: «ведение воли Божией относительно того, чтодолжно и чего не должно делать человеку, как разумно-нравственномусуществу».В зону концепта входят понятия «стыд», «срам», с одной стороны, и«честь», «честность», «нравственность» – с другой.
Этическая смысловая доляконцепта «честь» определяется как «внутреннее нравственное достоинствочеловека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». В XIX векечетко дифференцируется семантическое различие между совестью и стыдом,основанное на том, что стыд понимается как путь к ответственности, то есть ксовести. В XX столетии различие между ними стирается, а степень этическойзначимости доминантного вербализатора «совесть» снижается.К витальным концептам мы отнесли жизнь, радость, счастье, судьбупромысел.Концепт «жизнь» обнаруживает наибольшую этическую нагрузку всмысловой доле – «бытие в союзе души и тела».
Данная смысловая доляреализуется исконно в производных словах от корней «живот» и «жизнь»,значения которых почти всегда совпадают, причем во всех случаях речь идет оХристе – источнике вечной жизни, и «жизнь» приобретает здесь высокуюэтическую нагрузку: «вечное блаженство в раю, дарованное Богом» (живодавец ижизнедавец в значении «жизни податель»; живодательный и жизнодарный).Особенностью пониманияжизнисредневекового человекаявляетсяпротивопоставление временной земной жизни в скорби и трудах и вечной,будущей (пакибытие), радостной и безмятежной (Т.И.