Орлов И.Б. Политическая культура России XX века (2008) (1152142), страница 50
Текст из файла (страница 50)
Свою роль сыграло и расширение со*циальной базы криминалитета, вплоть до формирования особойкриминальной субкультуры. Это наглядно проявляется в популяриза*ции жаргона, нанесении татуировок и делинкветном фольклоре, осо*бенно в молодежной среде. Активное вхождение в жизнь социума пре*ступных группировок определенным образом влияет на «размывание»системы ценностей государства и общества, а значит, и на трансформа*цию политической культуры.К числу неинституциональных факторов также относится марги&нализация некоторой части населения России, которая сопровождает*ся безразличием к своим и чужим интересам и ценностям, наряду с раз*рывом с традицией. С позиций политической культуры маргинализацияявляется порождением процесса падения авторитета традиционных цен*ностей по отношению к политике и результатом неопределенности но*вых ценностных ориентиров.
Одной из причин маргинализации выс*196Политическая культура современной Россиитупает сформировавшаяся в прежние годы иждивенческая позицияобывателя. В условиях современной России важным фактором консер*вации иждивенчества стала безработица. С другой стороны, утратазанятости ведет за собой изменение социального статуса, что непосред*ственно воздействует на преобразование установок и ценностных ори*ентаций личности. На политическую культуру, помимо маргинальности,влияет и «социальная память».
Именно социальная память и лежащийв ее основе социальный опыт побуждают сегодня определенную частьграждан держаться подальше от власти и сторониться активного учас*тия в политическом процессе. Трансформация политической культурыво многом предопределяется степенью деформации социальной памя*ти. В результате в политическом процессе современной России повы*шается конфликтность.В рамках реальной угрозы терроризма и распада государства на пер*вый план в иерархии ценностей вышли человеческая жизнь, единствоРоссии и безопасность государства, т.е.
военно&политическая состав&ляющая стала вполне реальным «агентом влияния» в процессе транс*формации политической культуры. Кроме того, существует прямая за*висимость между материальным положением граждан и уровнем ихполитической культуры со степенью поддержки официальной власти.На политическую культуру заметное влияние оказывает и новая стра&тификация российского общества. Рост децильного коэффициента (со*отношение доходов 10% наиболее обеспеченной части населения и та*кой же доли наименее обеспеченных) неизбежно приводитк люмпенизации части населения, возникновению деструктивных по*литических субкультур. Есть еще один безусловный фактор (психоло&гический), суть которого состоит в том, что огромное множество росси*ян не понимает или не желает рынка или демократии.
Еще одинфактор — соотношение политики, морали и этики, так как в политичес*кой сфере значимость этического начала сегодня велика.7.Молодежная субкультураВ результате воздействия множества факторов как исторического(отдаленного или близкого), так и современного плана политическаякультура нынешнего российского общества внутренне противоречива.Как уже указывалось, в ней представлено множество субкультур: авто*ритарная и демократическая, элитарная и массовая, либеральная и кон*сервативная, социалистическая и буржуазная. Кроме того, возрастныеособенности определили формирование специфической молодежнойсубкультуры, которая весьма податлива к влиянию средств массовой197ГЛАВА 12информации.
Данные опросов свидетельствуют о достаточно высокойстепени информированности молодежи, прежде всего студентов, о по*литической борьбе в современной России через средства массовойкоммуникации, включая Интернет, тогда как более половины молоде*жи не интересуется телевизионными информационно*политическимипрограммами.Согласно социологическим исследованиям, в последнее время в со*циально*политических ориентациях молодых людей доминируют сле*дующие ценностные позиции и тенденции:1) превращение политической сферы жизни и политической актив*ности в сугубо инструментальную ценность, для большинствамолодых людей связанную с решением их собственных жизнен*ных задач;2) преимущественная ориентация на политические партии и дви*жения демократического толка и принятие демократии как цен*ности;3) утверждение в сознании молодых россиян гражданственностии патриотизма как значимых ценностей;4) резкий спад в молодежном сознании экстремистских тенденций,ориентация на устойчивое развитие и стабильные ценности.Однако эти характеристики требуют уточнения.
Действительно,примерно три четверти студентов вузов, опрошенных в России, соглас*ны с утверждением, что люди, критикующие образ жизни, принятыйв их обществе, имеют право выразить свои взгляды публично и должныиметь шанс быть услышанными. Но российское студенчество далеко невся молодежь. Исследования политической культуры выявили в моло*дежной среде, по крайней мере, три ведущие тенденции. Первая — ха*рактерна для молодых людей, занимающихся мелким бизнесом, ко*торые ориентированы на деловую хватку и корпоративность, нарушениеправовых и политических норм.
Вторая тенденция проявляется в дея*тельности молодежных объединений (например, «люберов»), испове*дующих «культ физической силы», оружие и зачастую примитивныесоциалистические идеалы. Наконец, третья тенденция обнаруживаетсяв среде большей части молодежи, ориентирующейся на продвижениепо социальной и служебной лестнице, получение необходимого для этогообразования и, следовательно, лояльное отношение к политической вла*сти и правопорядку.Исходя из всего вышесказанного, можно ли сегодня говорить о ка*ком*то определенном или ведущем типе политической культуры дляроссийского общества? Большинство исследователей едины во мнении:198Политическая культура современной Россиипереходное состояние самого общества обусловливает и переходный ха*рактер его политической культуры.
С другой стороны, в современнойлитературе говорится о формировании единой российской политиче*ской культуры (как путь становления гражданского общества) из тогомозаичного поля, которое имеется в настоящее время. Однако полити*ческая культура российского общества переходного периода не можетбыть отнесена к «культуре граждан» или «культуре участия», так какориентации, являющиеся отличительными признаками этих типов куль*тур, слабо распространены в российском обществе. Российское населе*ние в своем большинстве не ставит политику в число своих приоритет*ных интересов в жизни, что в принципе соответствует подданническиммотивам гражданской политической культуры.
Более того, происходитпостепенное вытеснение характерной для прежней эпохи активистскоймодели поведения населения элементами подданничества. При этомданные опросов указывают на относительно высокий уровень интересак политике, что не характерно для аполитичных культур. Неким прото*типом гражданского общества служит кластер, представленный в раз*ной степени оппозиционными политиками — от Григория Явлинскогодо Геннадия Зюганова. Чаще всего применительно к политической куль*туре нынешней России используется термин «авторитарно&коллекти&вистская». Утвердилось мнение, что в России представлены все типыполитической культуры и все виды субкультур, однако доминируютпатриархально*подданническая и подданническо*активистская.
Одна*ко этим отнюдь не исчерпывается характеристика современной поли*тической культуры российского общества. Думается, правы те, кто счи*тает, что Россия, ассимилирующая образцы западной культуры, можетпринадлежать к Европе, но ее гражданское общество в обозримом буду*щем останется не только незавершенным, но и будет иметь изначальнорусские черты. В политической культуре России столько специфиче&ского, уходящего корнями в глубь истории и в нынешнее состояниестраны, что можно по праву говорить о ее особом генотипе.199ЗАКЛЮЧЕНИЕПришедший к власти в конце 1999 года В.
В. Путин столкнулся с ост*рой проблемой превращения современной модернизации в органичес*кую, приобщения к ее осуществлению и, главное, результатам широкихслоев населения. В настоящее время с переменным успехом идет иног*да скрытая, иногда явная борьба разнонаправленных политических тен*денций (демократизации и авторитаризма, централизации и региона*лизации, глобализации и изоляционизма), наблюдается столкновениеразличных политических субкультур. При этом федеральный центр со*здает политическую систему, в которой все больше блокируются меха*низмы «выпуска пара» и эффективной обратной связи власти с обще*ством.
Кроме того, свертывание сферы публичной политики ведетк опасности того, что протестная активность общества может быть реа*лизована в традиционных для российской политической культуры раз*рушительных формах.В современной литературе выделяют следующие «тоталитарные»пережитки, сохраняющиеся в современной России: размытость и ту*манность понятия «демократия», патерналистское отношение к госу*дарству, деструктивная критика политических оппонентов, стремле*ние к переписыванию истории, псевдорадикализм, популизм и обилиелжелидеров.Одновременно наметился ряд позитивных тенденций: постепеннаясмена общинно*патриархального начала ориентацией на нужды фор*мирующегося гражданского общества, формирование отношения к плю*рализму как необходимому качеству политического процесса, тенден*ция к консенсусности общества, толерантность граждан Россиии сохранение высокого уровня межличностного доверия, распростране*ние идей защиты государства и патриотизма, учет региональной и исто*рической специфики страны.
Опросы общественного мнения последнегодесятилетия показывают, что на место прежнего государственного пат*риотизма, объявляющего высшей ценностью государство, заступает но*вый демократический патриотизм, признающий в качестве основнойценности благополучие и достоинство человека, которые, в свою оче*редь, служат заголом величия государства.