Диссертация (1151085), страница 6
Текст из файла (страница 6)
При этом «капитал знаний», пословам П. Ромера, может быть выражен как в книгах и научных статьях, так и вфизическом капитале организации, а также в человеческом капитале. Позже взгляды П.Ромера и К. Эрроу, вместе с идеями А. Маршалла были названы MAR-экстерналиямипо фамилиям трех ученых, внесших вклад в развитие научной мысли в данномнаправлении. Впервые концепция Marshall-Arrow-Romer-экстерналий была оформленав трудах Э. Глазера, который назвал их «экономиями от локализации отрасли», т.е.подразумевались экстерналии, вызванные концентрацией предприятий одной отраслина ограниченной территории [138].
В современной науке феномен экстерналий А.Маршалла породил активные дискуссии на данную тему. В частности, подобные21эффекты от агломераций, т.е. от территориальной близости экономических субъектов,подразделяются сегодня на три группы: экономии от диверсификации, связанные с взаимным влиянием различныхотраслей на определенной территории, разработанные Дж. Джейкобсом [158]; экономии от урбанизации, зависящие от размера города, замеченные впервыеС. Розенталем [207]; экономии от локализации, или уже упомянутые MAR-экстерналии, связанные свлиянием одной отрасли на экономику района.Позже в 1990-х годах ряд исследователей заинтересовались маршалловскимиэкстерналиями и сделали попытку развить эти идеи.
Дж. Лейв и Э. Венгер разработаликонцепцию «деятельных сообществ» или сообществ по практике (communities ofpractice), основанную на таких экстерналиях, как «промышленная атмосфера» вкупе спулом рабочей силы. «Деятельное сообщество» представляет собой некую систему,участники которой осуществляют тесное взаимодействие друг с другом, при этомосознавая эффект этой кооперации для всей системы [170]. Согласно представлениямДж. Лейва и Э. Венгера, такие системы состоят из работников – профессионалов своегодела, которые связаны некоторыми неформальными отношениями друг с другом,взаимная деятельность которых направлена на решение их совместных проблем путемобъединения усилий, навыков, знаний каждого из них. В промышленном районе всярабочая сила обычно представлена целым набором таких «деятельных сообществ»,которые чаще всего сгруппированы по признаку специализации, образованияучастников, входящих в нее.
Главной чертой этого сообщества становитсянеформальная и стихийная природа взаимодействия местных акторов, при этом ихдвижущей силой является механизм добровольного участия и осознания целей, задачсистемы, а также стремление к поиску решений для выполнения данных задач.«Промышленная атмосфера» А. Маршалла стимулируется за счет действиякаждого из «деятельных сообществ», а также за счет их взаимодействия, потому какмногие идеи, обсуждаемые в промышленном районе, являются междисциплинарными,требующими многопрофильного подхода к их развитию и внедрению в практику.
Приэтом, в отличие от проектных команд, функциональных групп в компании,деятельность систем Дж. Лейва и Э. Венгера не завершается после выполненияопределенных задач; напротив, «деятельные сообщества» существуют в течениедлительных периодов, используя весь потенциал местного человеческого капитала. Впромышленных районах весь пул рабочей силы обычно состоит из нескольких«деятельных сообществ», которые осуществляют выявленный еще А. Маршаллом22«спилловер технологий» [35, 679].
А. Маршалл кратко описывает это понятие,заключающееся в диффузии информации и знаний внутри промышленного района засчетобозначенныхимжеположительныхэкстерналий.Инымисловами,«промышленная атмосфера», тесная кооперация компаний и работников способствуютраспространению технологий и инноваций в промышленном районе. Дж. Лейв и Э.Венгер дополняют его идеи мыслями о том, что «деятельные сообщества»стимулируют«спилловер технологий» и,в пределе, появление иактивноеиспользование инноваций внутри промышленного района.Исследования Дж.
Лейва и Э. Венгера сужают область исследованияпромышленного района до изучения процесса аккумулирования знаний и адаптацииинноваций на его территории. Так, Дж. Свон уже в начале 2000-х продолжилисследования Дж. Лейва и Э. Венгера на тему «деятельных сообществ» и предложилсобственную концепцию «местного обучения» в промышленном районе, основаннуюна обмене знаниями между участниками различных сообществ по практике [219]. В тоже время, Т. Эйдж основал теорию «дистанционного обучения» промышленногорайона, связаннуюссетевым подходом кпоследнему какчастикрупнойпроизводственной сети, разбросанной по различным странам мира [80].
Однако все этиисследования основаны на инновациях и технологиях как основных изучаемыхобъектах; кроме того, работы Дж. Свона и Т. Эйджа невозможно отнести кклассической школе по промышленным районам, потому как различен не толькообъект исследования, но и основные научные выводы, другими словами можнозаключить, что данные авторы не являются продолжателями идей А. Маршалла. Вдополнение к вышесказанному, изучение процесса распространения инноваций, даже впределах промышленного района, выходит за рамки диссертационного исследования.В данном параграфе был подробно рассмотрен классический подход кидентификации европейских промышленных районов, предлагающий маршалловскуюмодель «локализованной отрасли».
Идентификация промышленного района как сгусткапредприятий с кооперационными связями, получающими выгоды от территориальнойблизости, а также полевые исследования А. Маршалла в подтверждение его идей даютстимул для развития научной мысли в направлении поиска новой моделилокализованных производств. В результате, несмотря на временной разрыв междунаучными открытиями почти в 70 лет, классическая школа находит своихпоследователей: так появляются теории К. Эрроу и П. Ромера, MAR-экстерналии,которые используются в современной науке при оценке агломерационного эффекта.Также к классическому подходу нужно отнести «деятельные сообщества» Дж.
Лейва и23Э. Венгера, которые рассматривали эти системы неотрывно от маршалловскихпромышленных районов.В итоге, можно убедиться в глубине научных мыслей А. Маршалла, которыйпредвосхитил многие концепции и теории более современных подходов к локальнымпроизводственным системам, появившимся в конце XX и начале XXI веков, многие изкоторых будут рассмотрены далее в этой главе диссертационной работы. В частности,второй параграф посвящен современным концепциям новых форм локальных системпроизводства,альтернативныхилидополняющихмаршалловскуюмодельпромышленных районов.1.2 СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ РАЙОНОВ И ЛОКАЛЬНЫХПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИРОССИЙСКИХ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВГенезис феномена промышленных районов не остановился на классическомподходе к ПР, ограничиваясь взглядами А.
Маршалла, Дж. Лейва, Э. Венгера, К. Эрроу,П. Ромера и других ученых, придерживающихся идеи маршалловского промышленногорайона. В разные периоды времени тема промышленных районов поднималась внаучном мире, активно обсуждалась и воплощалась в новых теориях и концепциях,которые, однако, спорят с постулатами о ПР по А. Маршаллу, а в некоторых случаяхпересматривают и дополняют их. Кроме того, идеи А.
Маршалла спровоцировали имеждисциплинарные исследования, на стыке экономических, социологических,экономгеографических наук, а также прямым или косвенным образом повлияли наобразование новых концепций локальных производственных систем, которые и будутописаны в данном параграфе.Одним из первых ученых, качественно пересмотревших взгляды А. Маршалла,стала А. Саксениан, американский профессор, которая и по сей день занимаетсяпроблемамипромышленныхрайонов.Именноейпринадлежитвведенноевэкономическую науку в 1980-х годах понятие «высокотехнологичных промышленныхрайонов» (high technology industrial districts), которое впоследствии было заменено ейже на «новые промышленные районы» (в оригинале – new industrial districts или NID)[212].
А. Саксениан изучала механизмы функционирования и особенности двухинновационных центров США – Силиконовой долины и Шоссе 128, известного такжекак Бостонский маршрут. Основной вопрос, который интересовал ее, был связан синновационной активностью данных регионов, а также в целом с их экономическими24показателями и факторами, влияющими на них. Принципиальным отличиемБостонского маршрута и Силиконовой долины является характер их появления: первыйинновационный центр сформировался более традиционным путем; своим появлениемон обязан сети ведущих Бостонских университетов, их кампусов, а также постепенномувовлечению IT-компаний.