Автореферат (1149008), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Бердяев, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Д. Философов).- Исследовать социальную роль направлений секулярной теологии в свете проблемыотчуждения человека и христианского принципа «существования для других».Методологическая основа и источники исследованияДостоверность полученных результатов обусловлена достаточной широтой привлекаемыхисточниковизразличныхобластейгуманитарногознания,такихкакфилософия,религиоведение, теология, литературоведение. Работа опирается на научные методыисследования, в частности, системный метод, позволяющий рассмотреть утопию и идеологиюкак сложные меняющиеся феномены во взаимосвязи с различными элементами гуманитарногознания; диалектический метод, делающий возможным рассмотрение социально-философскихкатегорий в их взаимообусловленности и развитии, исследование утопии и идеологии на основекорреляции общего, особенного и единичного, раскрытие содержания утопии и идеологии вразличные исторические эпохи, что оказывается возможным исходя из позиции общественнойтотальности; метод сравнительно-исторического анализа и герменевтический метод, ккоторому диссертант прибегает при рассмотрении религиоведческих и богословскихматериалов.Новизна диссертационного исследования состоит в следующем:- Уточнена типология исторических и современных форм утопического сознания.7- Раскрыты онтологические основания проекта утопии, где ключевым вопросом дляпонимания утопического оказывается возможность преодоления смерти.- Установлена связь между неприятием (маргинализацией) утопии и идеологией развитойиндустриальной цивилизации.- Конкретизированы отношения между понятиями утопии, хилиазма и эсхатологическимсознанием.
Показана связь утопии и утопического сознания с ключевыми представлениямикенотического христианства.- Выявлено содержание феномена религиозного антиномизма в рамках авраамическихрелигий, выявлен утопический потенциал антиномистских учений, их отношение кидеологическим контекстам соответствующих исторических эпох.- Предложена классификация современных концепций идеологии в зависимости от оценкипознавательной функции идеологии и признания или непризнания ее неизбежности.- Показана связь идеологического производства с феноменом овеществления в контекстеобщественного сознания XX - начала XXI вв.- Раскрыто социально-философское и религиозное содержание спора представителейбогостроительства с деятелями отечественного христианского модернизма начала XX века(Н. Бердяев, Д. Мережковский, З.
Гиппиус, Д. Философов). В свете проблемы люкримакса(А.Эткинд) исследована эсхатологическая устремленность российского общества в указанныйисторический период, свойственная как народу, так и представителям интеллигенции.- Сформулирована концепция трансформации религиозного сознания в XX веке в связи спроцессом секуляризации и социально-политическими изменениями.
Исследована социальнаяроль направлений секулярной теологии в свете проблемы отчуждения человека ихристианского принципа «существования для других».Положения, выносимые на защиту:1.Утопическоесознаниевпротивовеспризнаниюисторическойпредопределенности есть сознание исторической инициативы.2.Тип рациональности, на который опиралась старая утопическая традиция, самсодержит интенцию превращения в идеологию, то есть в определенных условиях начинаетформировать ложное сознание. Доминировавшая в XVII – XIX вв.
тенденция утопическоймысли, концептуально связанная с проектом Просвещения, находит свой трагический финал втехнократической реальности XX-XXI вв. Современная утопия ставит своей задачейутверждение другого типа рациональности, в корне отличающегося от рациональностидеструктивной производительности.8В своей основе утопия обращена не столько к социально-экономическим3.проблемам, сколько к проблемам экзистенциальным и главной из них – проблеме смерти истраха личности перед смертью. Политические и художественные практики, а такжесоответствующие социально-экономические изменения идут уже следом - как способ решенияданной проблемы, актуализированной на уровне онтологии.
Утопическое сознание оспариваетсмерть как онтологическую сущность, как главенствующий экзистенциал нашего бытия.Эсхатологию следует рассматривать как предшественницу утопии в ее4.современных и секуляризированных формах. Там, где утопия не совершила разрыва с религией,как например, в хилиастических движениях, эсхатология продолжает прямо выражать ее суть.Эсхатологическое чувство мировой трагедии зиждется на аффектах ожидания: страха и боязниили надежды и уверенности.Элементы идеологической критики как учения о ложном сознании, формируемом5.и распространяемом правящей группой или классом в интересах сохранения своего господства,можно обнаружить задолго до Маркса. В эпоху доминирования религиозных представлений обустройстве мира и общества мы находим элементы идеологической критики в антиномистскихтечениях.
Утопия наследует эсхатологическую надежду нонконформистских религиозныхучений.Представления о Боге теоретиков богостроительства есть пример конкретно-6.утопического мышления - предвосхищающего мышления, отказывающегося от готовых изастывшихпроектовбудущего,указывающегонаправлениедвижения,связанноесдостижением издавна лелеемого в народных мечтах и религии действительно Нового, полагаясьна историческую инициативу и ответственность самого человека.Одна из важнейших тенденций в развитии религии в XX-XXI вв. состоит в ее7.конвергенцииссоциально-критическоймыслью,достигающейсвоейвершинывлатиноамериканской теологии освобождения. Христианская вера снова становится выражениемутопическогосознания,предвосхищающиммышлением,утверждающимпрактически-деятельное понимание надежды.Теоретическая и практическая значимость работыВ образовательном процессе материалы и результаты исследования могут бытьиспользованы для создания спецкурсов по социальной философии, истории русскойфилософии, истории политических учений, истории и философии религии, литературоведению.Такжематериалыдиссертации,каксодействующиеформированиюсамостоятельной9гражданской позиции, могут найти применение при воспитательной работе и проведениикультурно-просветительских мероприятий.Представленный материал может послужить основанием для дальнейшего теоретическогоисследования современного религиозного сознания в свете выявленной автором оппозицииутопии и идеологии, в частности, изучения современных течений политического ислама.Апробация результатов исследованияОсновные идеи диссертационной работы обсуждались на теоретических семинарахкафедры философии Гуманитарного института Санкт-Петербургского государственногополитехнического«Коммуникативныеуниверситетастратегииибылидоложеныинформационногонаобщества»научных(2012,конференциях:2013,2014г.),«Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническомуниверситете» (2012, 2013 г.), «Новое поколение новой России: на старте в будущее» (2013,2014 г.), «Студенты и молодые ученые – инновационной России» (2013 г.).
Результатыисследования получили отражение в научных публикациях (общее число - 14, из них 4 вжурналах, рецензируемых ВАК). Также теоретические положения работы были апробированына занятиях по философии, проводимых автором со студентами СПбГПУ.Структура работыДиссертация состоит из введения, трех глав (состоящих из шести, пяти и четырехпараграфов соответственно), заключения и библиографии из 196 наименований (на русском ианглийском языках).II.Основное содержание работыВо Введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степеньее разработанности, формулируются основные цели и задачи, указываются методологическиеоснования исследования, его научная новизна, а также возможность использования положенийдиссертации в образовательном процессе.Глава 1Первая глава посвящена становлению и трансформации форм утопического сознания вНовое и Новейшее время.
Описываются понятия, характеризующие происходящие сдвиги впонимании того, что есть «утопия» и как она соотносится с другими феноменами общественнойжизни.Исследуются исторические и современные формы утопического сознания;10раскрывается оппозиция утопии и идеологии в общественной жизни и социальных науках;объясняется связь утопии с линейным (историческим) типом эсхатологии.В первом параграфе исследуются причины маргинализации и криминализации утопии вобщественной жизни, а также в социальных и гуманитарных науках. Выявляется зависимостьтрактовки утопии от господствующей идеологии или баланса идеологий.Поясняется, что посредством идеологии неосуществимые в данном социальномустройстве идеи и стремления становятся социально безопасными за счет их вытеснения запределы общества и истории.