Автореферат (1148886), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Основной акцент в этом параграфесделан на описании современных иудейских феминистских организаций –«Эзрат Нашим»; «Женщины Стены» (Нашот аКотель); «ОртодоксальныйИудейский Альянс Феминисток» (JOFA). Подчеркнута проблема «агуны» –женщины, не имеющей права второй раз выйти замуж, по причине отказа18супруга давать ей развод, либо если местонахождение мужа неизвестно (жив онили мертв).
Также агуна – это вдова, чей покойный муж не оставил потомства, астарший брат (умершего) отказывается от обряда халица (освобождение вдовы,с целью еѐ дальнейшего самостоятельного выбора). Безусловно даннаяпроблема является одной из важнейших для большинства представительнициудейского феминизма. Значительное внимание уделено анализудругихактуальных проблем, в частности возможности участия женщин в религиознойжизни наравне с мужчинами (женский раввинат). Много лет иудейскиеженщины боролись за право быть удостоенными звания раввина. Впервые этозвание получила Регина Йонес в тридцатых годах двадцатого века в рамкахреформаторского иудаизма в Германии.
В 1985 году в США Эмми Эйлбергстала первой женщиной-раввином в рамках консервативного иудаизма. Такимобразом, борьба иудеек за равные права с мужчинами в области религии неограничивается требованиями равноправного присутствия на службе, носопровождается также требованиями предоставления возможности женщинамзанимать руководящие посты в синагоге. Четвертый параграф «Спорныевопросы современного исламского феминизма: диалог западной и восточнойкультур» посвящен неоднозначным и спорным вопросам положения женщиныв исламском обществе.
Многие мусульмане отождествляют эмансипациюженщин не с модернизацией, а с «вестернизацией». В основном это связано спрошлой колонизацией мусульман западными странами и с современнымвлиянием Запада как модели интеллектуальной и социальной трансформации.Для нашего исследования исламский феминизм представляет особый интерес,посколькумусульманскаякультураскаждымгодомвсебольшераспространяется и ассимилируется в странах Запада, что приводит кактивному взаимовлиянию этих двух культур, каждая из которых принимает теили иные особенности другой. Если изначально исламский феминизмсуществовал по принципу и подобию западного феминизма, то постепенноначинает переходить к исламским формам, отдаляясь от западных. Одно изкардинальных отличий исламского феминизма от западного – вопрос «вуали»(хиджаб).
Хиджаб воспринимается западными феминистками как символ19унижения мусульманской женщины, тогда как этот атрибут одеждыприобретает удивительную популярность у мусульманок-феминисток и нетолько. Для исламских феминисток хиджаб – это элемент свободы выбора:скрывать или не скрывать – вот, что важно для них. Не остаѐтся без внимания ивопрос служения женщины в мечети. В ряде стран, например в Канаде, США иИспании, зафиксированы случаи совместных молитв мужчин и женщин, болеетого, проходивших под женским руководством.
Одной из самых известныхмолитв стала молитва Амины Вадуд, которая прошла в США в 2005 году, вепископальной церкви св. Иоанна Богослова в Нью-Йорке (мечети отказалисьот проведения подобной молитвы). Исламский феминизм активно развиваетсяне только в восточных странах, но и в западных, где он взаимодействует сгосподствующими традициями современной западной культуры и со светскимфеминизмом в том числе. Занимаясь анализом положения женщины висламскомобществе,атакжевопросами,связаннымисисламскимфеминизмом, важно иметь в виду, что во многом статус женщины определяетсяне самими религиозными установками, а традициями, существующими вопределѐнных этнических группах, что в свою очередь зависит от региона, гдеисповедуют ислам.Третья глава «Женщина и религия в современной массовой культуре»состоит из пяти параграфов и посвящена анализу проблемы интегрированностиженщин в религиозное пространство, а также того, как различными авторамииспользовались и раскрывались образы исторических персоналий.
Основнойакцент сделан на определѐнных кинематографических работах, в которыхпредставлена данная проблема.Активно используя образы прошлого,современная культура оказывается способной предложить новый взгляд наклассических персонажей, способствуя их переосмыслению, наделениюновыми качествами, которые помогают ввести их в современную реальность.Первый параграф «Женский акционизм и религия в современной западнойкультуре» раскрывает понятие акционизма, демонстрирует, как с помощьюэтого нового направления в искусстве женщины выражают свою борьбу заправа в религиозной сфере, содержит анализ того, как подобные действия20влияют на общественное мнение и дальнейшее распространение религиозногофеминизма.
Вопросы, касающиеся женщины и религии в современнойзападнойкультуре,нашлисвоѐотражениевреализацииразличныхперформансов и акций, исполняющих своеобразную роль коммуникации собществом. Второй параграф «Религиозные образы женщин в современномзападном визуальном искусстве» рассказывает о том, что в современномзападномвизуальном искусственередковыбираютсятемы, имеющиекакое-либо отношение к той или иной религиозной традиции (используютсяобразы святых, монахинь, женщин из религиозных текстов и т.д.).
Особенноэто характерно для образов христианских монахинь, истории из жизни которыхбыли популярным сюжетом искусства от Средневековья до Нового времени.Распространены, как в кинематографе, так и в изобразительном искусстве,образы настоятельницы и инокини, а также женщины мистика и реформатора.В целом, в контексте феминистской теории кинематографа, принятовыделятьдванаправленияальтернативныхизображениепредставленийфильмов.сильнойо–критикаЗадачейженщины,женскомпопулярногорежиссероватакжепредназначении.икиноактрисразрушениеСовременныйизащитастановитсястереотиповзападныйкинематограф имеет тенденцию к отражению равенства мужчины и женщины.Прогресс, который был достигнут в области прав женщин, как светских, так ирелигиозных, сложно отрицать, также, как и то, что феминизму есть место всовременном религиозном обществе.
Важной в наши дни является тесная связьрелигиозных, культурных и политических проблем. Все это не могло не найтиотражения в кинематографе, искусстве, литературе, а также поп-культуре XXXXI века. На распространение подобной информации повлияли и современныетехнологии, такие как Интернет. Многие вопросы освещаются в социальныхсетях, что во многом является более эффективным и доступным длявовлечения в их обсуждения большей аудитории. Кинематограф, используяисторические и библейские образы, раскрывает актуальные темы, делая ихболее доступными для всех слоѐв общества. В последние годы мы можемнаблюдать повышенный интерес к религиозным сюжетам, многие из которых21интерпретируются по новому, в соответствие с современной политической ирелигиозной ситуацией, но в тоже время не теряют своей историчности.Третий параграф «Образы женщин Нового Завета и христианок всовременном кинематографе» посвящен образам женщин Нового Завета напримере фильмов «Божественное Рождение» режиссера Кэтрин Хардвики,«Рождество.
Божественное Рождение» режиссера Коки Гидройч, «Библейскиесказания: Мария Магдалина» режиссеров Рафаэля Мертес и ЭлизабетМаркетти, «Код да Винчи» Рона Ховарда. В параграфе также представленоописаниеновойжизнивымышленногоперсонажавсовременномкиноискусстве на примере фильма о Папессе Иоанне – «Иоанна – женщина напапском престоле» Зѐнке Вортмана.
Режиссером сквозь призму средневековойлегенды о женщине-папе ярко представлены проблемы современного западногообщества – все те вопросы, которыми задаются феминистские теологи XX-XXIвеков,проблемыкоторыеподнимаютиактивностараютсярешатьхристианские феминистки в настоящее время. Возрастающий интерес кмистике и визуальному искусству в целом возникает именно в 60-х годах XXвека, и во многом именно этим обуславливается популяризация персоналийсредневековья, в частности женщин-мистиков.
Особый интерес представляетнеобычнаяпопулярностьнекоторыхизних,активнопочитаемыхсовременными феминистками в XX-XXI веках. Одна из них ЮлианаНориджская (Норвическая) – представительница средневековой женскоймистики. Не менее распространѐнными в современной западной культурестановятся обращения к личностям Екатерины Сиенской и Святой ТерезыАвильской. В параграфе отмечено, что в XXI веке многим историческимженским персонажам, в том числе женщинам–мистикам посвящаются фильмы,а их стихи и музыка записываются на цифровые носители и выкладываются винтернет – их работы становятся частью новой, современной культуры. Вкачестве примеров выступают Жанна Д’Арк, Хильдегарда фон Бинген, а такжеТереза из Лизьѐ, представляющая новый тип женской святости.
Вопросы,касающиеся религиозного угнетения женщин, раскрыты на примере «ПриютовМагдалины» в Ирландии. В качестве анализа были взяты многочисленные22документы и киноленты, затрагивающие эти проблемы: документальный фильм«Секс в холодном климате», художественные фильмы «Сѐстры Магдалины»режиссѐра Питера Маллана, «Нелюбимые» режиссера Гари Клевена, “Sinners”режиссѐра Эшлин Уолш, «Филомена» режиссѐра Стивена Фрирза. Все авторыназванных лент обращаются к проблеме женщины и церкви, женщины иобщества. Во всех работах сделан акцент на пренебрежительном отношении кженщинам, попавшим в приют, стремлении со стороны монахинь лишить ихкрасоты и пресечь попытки гендерной самоидентификации (утягивание груди,обстригание волос, запрет на использование нижнего белья, отсутствие зеркал).Во всех фильмах подчеркивается, что, сколько бы не прошло лет, насколько бысвободными не стали те женщины, которые выжили, воспоминания о днях,проведенных в «приютах» будут преследовать их до конца жизни.
Этиженщины находят способы рассказать о полученной травме, будь тодокументальноекино,мемуарыилисредствамассовойинформации.Четвѐртый параграф «Иудейки в современном кинематографе» на примередвух фильмов – «Кадош» режиссера Амос Гитай и «Секреты» режиссера АвиНешер представляет основные проблемы иудеек, поднимаемые режиссерами всовременном кинематографе.