Диссертация (1148872), страница 40
Текст из файла (страница 40)
И в то же время можно обнаружить и в этих условиях возможности длянаправленного стимулирования развития эстетических вкусов, для выведения ихиз сферы ситуативности, случайности, подверженности манипулированию.Неожиданный ракурс проблемы открывается, если рассмотреть эстетический вкус как звено в современной системе маркетинговых коммуникаций.
Оказывается, можно решать проблему воспитания эстетической культуры и эстетического вкуса, стимулируя некоммерческое потребление тех или иных товаров и услуг, или, напротив, воспитать личность, способную противостоять манипуляциямсо стороны системы маркетинговых коммуникаций.
Учитывая зависимость вкусовых предпочтений от социальных, культурных, национальных, историческихаспектов и потребностей разных групп людей, можно готовить дизайнеров, артменеджеров, маркетологов, способных к культурному диалогу с различными социальными и национальными, субкультурными слоями общества.Существование человека в техногенной цивилизации ставит проблему соотношения природы и общества, человеческого и экологического измерения наукоемких технологий и технических объектов.
Современная повседневная жизнь –динамичное понятие, которое требует постоянного внимания к происходящимизменениям. В настоящее время ее уже нельзя рассматривать только как областьобыденных практик. В сферу культуры повседневности попадает экономика, образование, специализированное знание, проектная деятельность и дизайн, мода,экология, высокие технологии, масс-медиа, маркетинговые коммуникации, растиражированное высокое искусство, искусственная среда, виртуальная и игровая реальность и т. д. Эстетический вкус соотносится с большим спектром проблем современного общества потребления, в условиях размытости границ между повседневной и высокой культурой.В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:1. Вкус в структуре повседневной культуры существовал всегда с тех поркак человек стал воспринимать и понимать прекрасное.
Но динамика вкуса в ис-174тории культуры заключается в том, что вкус был жестко регламентирован мифологическими, религиозными концепциями, общественными, сословными рамкамии ограничениями и поэтому он не был предметом эстетико-теоретической рефлексии.По мере обретения человеком большей свободы для выражения своего индивидуального выбора вкусы все менее ориентируется на иерархию сословныхценностей, но остаются в поле идейного контроля, поэтому в классической эстетике основаниями вкусовых предпочтений все же оказываются классические образцы.Начиная с Канта, вкус определяется как субъективная способность оценочного утилитарно незаинтересованного выбора, а суждение вкуса расцениваетсякак проявление непредустановленной свободы творчества.Примерно в конца XIX века и в XX веке проблема вкуса снова обсуждаетсяв широком социокультурном контексте, в обусловленности социальными, социально-психологическими причинами, во взаимодействии с политическими, идеологическими, коммерческими ценностями.
В середине XX века проблема вкусарассматривалась на фоне оппозиции элитарной и массовой культуры.2. В конце XX века проблема эстетического вкуса перемещается в областьизучения эстетических характеристик культуры повседневности. Одной из определяющих характеристик современной культуры является повсеместное повышение роли массовой культуры, что проявляется и в функционировании эстетических вкусов.
Это оборачивается смысловым обеднением субъекта современнойкультуры, размыванием его структурной определенности (постмодернизм говорито смерти субъекта). Индивидуальность проявляет себя случайно и ситуативно,размывается содержательная платформа выбора.В этих условиях вкус становится инструментом манипуляций со стороныструктур маркетинговых коммуникаций, политических технологий и т.д. Всеобщая направленность человека к самоидентификации приводит к противоположным результатам: эстетический вкус превращается в симулякр инструмента якобысвободного и творческого субъекта, живущего в системе ценностей «демокра-175тии».
Таким образом, манифестация независимости индивидуального вкуса, интерес к самоактуализации, успешности становится ловушкой в структуре повседневной массовой культуры. Поиски индивидуальности заканчиваются выстраиванием однотипных образов, форм, стилизованных имиджей, шаблонов.3. Автор полностью соглашается со схемой механизма действия вкуса поКанту, Гадамеру и Кагану: вкус — это «специфический духовный «механизм»,который соответствующим образом направляет человеческую активность…».Механизм его действия заключается в том, что, во-первых, суждение вкуса интуитивно и одновременно; во-вторых, оно «оглядывается» на «предпонимание»,социальный контекст, ценностные ориентиры, установки и т.
п.Вкус имеет свои инварианты в стабильные и маргинальные периоды. В маргинальные периоды он более формально шаблонен и поверхностен, ориентированна внешнюю форму и приоритеты «массового вкуса». В стабильные периоды вкусстремится к содержательной оригинальности и «утонченности», претендует наизмерение в системе координат «высокой культуры».4. Противостоять манипуляциям вкусами можно посредством усиления направленной смысловой мотивации гуманитарного образования и эстетическоговоспитания, когда человек имеет возможность осознанно обращаться к ценностямкультурного наследия, когда общество культивирует уважение и бережное отношение к традициям и сознательную ориентацию на определенную систему ценностей, т.
е. когда формируется культурная ценность собственного содержательномотивированого мнения личности.5. Эстетический вкус выполняет важную функцию в культуре повседневности, т. к. реализует потребность человека в переходе от «рутинного», привычногок творческому участию в жизни, в том числе и в повседневной, к превращениюбытового поведения в эстетически выразительное существование в горизонте своего жизненного мира.6. С другой стороны, вкус может выступать как адаптационный механизм всфере общения, особенно в маргинальные периоды.
Лотман обращал внимание нато, что готовые формы общения создают уверенность для человека, особенно в176небольших коллективах. То есть речь должна идти не только об индивидуальныхвкусах, но и о микро-групповых вкусовых представлениях.7. Следуя Ю.М.Лотману, можно утверждать, что модель рутинного поведения личность не выбирает себе сама, а получает ее как общественно и исторически гарантированный образец, как нечто, не имеющее альтернативы. В отличие отнего вкусовое знаковое поведение — всегда результат в большей или меньшеймере свободного выбора. Следовательно, функционирование вкуса в структурахповседневности «включает» и стимулирует свободную творческую активностьсубъекта поведения.8.
Эстетический вкус в повседневной культуре может рассматриваться каксубъективная чувственная способность человека к эстетической оценке, активизирующая в процессе жизнедеятельности ценностное сознание его личности ипроявляющая себя в возможности выбора, способствующего организации жизненного мира человека.В современной культуре эстетическое как субъективное переживание окружающей нас действительности приобретает индивидуальное и личностное измерение, а эстетический вкус является важным механизмом ценностной и психологической ориентации, формирующим некое внутреннее чувство, которое позволяет человеку оценивать, выбирать и окружать себя тем, что соответствует егоидеалам, привычкам, традициям.Таким образом, эстетический вкус — это механизм, осуществляющий переход из сферы данного в сферу желаемого и из сферы должного в сферу данного(по аналогии схемы, предложенной М.С.Каганом, где раскрываются механизмыопредмечивания–распредмечивания в непрерывном созидательном культурномпроцессе, когда человек творит культуру, а культура творит его самого).177Список литературы1.
Адорно, Т. В. Эстетическая теория / Т. В. Адорно ; пер. с нем. А. В. Дранова. — М.: Республика, 2001. — 527 с.2. Акиндинова, Т. А. Об историко-культурных истоках эстетики повседневности / Т. А. Акиндинова // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве:перспективы нового века.
Материалы научной конференции. Вып. 16. — СПб.,2001. — С. 8–10.3. Акиндинова, Т. А. Феноменологический анализ искусства: Эстетическийфеномен в философской систематике Николая Гартмана / Т. А. Акиндинова // История эстетики : учебное пособие ; отв. ред. В. В. Прозерский, Н. В. Голик. —СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2011. — С. 617–623.4. Акиндинова, Т. А. Эстетика Канта: от метафизики красоты к аналитикевкуса / Т. А. Акиндинова // История эстетики : учебное пособие ; отв.
ред.В. В. Прозерский, Н. В. Голик. — СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2011. — С. 211–233.5. Акиндинова, Т. А. Эстетические проблемы в экзистенциализме: Проблемы генезиса и сущности искусства в онтологии М. Хайдеггера / Т. А. Акиндинова// История эстетики : учебное пособие ; отв. ред. В. В. Прозерский, Н. В. Голик. —СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2011. — С.647–661.6. Антонова, Л. А.Эстетическийвкусваспектеструктурно-функциональной характеристики общественного сознания: автореф. дис. ... канд.филос. наук : 09.00.04 / Антонова Людмила Аркадьевна.
— Саратов, 1972. — 21 с.7. Афасижев, М. Н. Альтернативы модернизма / М. Н. Афасижев. — М.:Гос. ин-т искусствознания, 1998. — 232 с.8. Бальзак, О. де. Заметки о светской жизни. (Глава из «Теория светскойжизни) / Оноре де Бальзак // Литературное попурри. Иллюстрированный альманахмоды, журнала для светских людей. — СПб.: Тип. Имп. Акад. Наук. — 1857. —С. 12–15.1789. Баркова, Е. В. Имиджевый диалог: символика коммуникативного послания в дресс-коде и флористическом этикете / Е. В.
Баркова // МатеріалиІ Міжнародноїповедінковінауково-практичноїфакториконференціїповноцінного«Когнітивніфункціонуванняталюдини:емоційнокультурно-історичний підхід» (18-19 жовтня 2013 року). — Харків: ХНПУ, 2013. — С. 390–392.10. Баркова, Е. В. Образование в контексте формирования эстетическойкультуры общества и личности / Е.