Диссертация (1148766), страница 15
Текст из файла (страница 15)
– 2012. – № 1. – С. 104.166Щербаков В. П. Антропотехники и антропотехнологии современной культуры: человек в системемедиакоммуникаций: монография / В. П. Щербаков, О. С. Борисов. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2012. – С.79.167Там же. С. 79.73информация, полученная от учителя, тщательно проверяется, и все разногласиятрактуются в пользу Интернета.
Подобная же ситуация складывается и в семье:авторитет родителей полностью перешёл к Интернету, в котором можно найтиответы на все интересующие вопросы. Российский философ Олег СергеевичБорисовутверждает,чтоновый,информационныйэтапкультурногостроительства оказывает положительное воздействие на раскрытие человеческогопотенциала: «Источником энергии становится сам Человек, его креативность,аккумулированная всем ходом развития культурной эволюции, которая привела врезультате технического прогресса к сокращению расстояний, к мгновеннойпередаче сообщения и к ускорению обменных процессов, … что активируетинтеллектуальные процессы и позволяет оперировать различием культурныхценностей».168ПрофессорО.С.Борисовтакжевысказываетидеионивелировании роли государства, стремлении к личному освобождению «всамоорганизации и самоопределении» посредством информационных технологийи главенствующей роли знаний, трансформирующих социальную среду: «подэгидой всевидящего ока нового «бога из машины» – «галактики Интернет», –создаётся более тонкая иерархия отношений, в основе которой интеллектуальнаясила определивших своё место групп ценностно-нормативных оснований какакторов общественного процесса трансформаций».
169Американский писатель, ученый-публицист Николас Карр (Nicholas Carr)один из первых задумался о влиянии Интернета на мыслительный процесс нафоне эйфории по поводу того, что с новым способом коммуникации наступит эранебывалогоэкономическогорасцвета«интеллектуальные» поисковые системыивсеобщегообразования,апозволят исследовать виртуальноепространство и мгновенно получать любую запрашиваемую информацию.Отмечаянесомненную168пользуИнтернетасточкизрениядоступностиЩербаков В.
П. Антропотехники и антропотехнологии современной культуры: человек в системемедиакоммуникаций. – С. 122.169Борисов О.С. Личность и группа: свободная самоорганизация / О. С. Борисов // Материалы V международнойнаучно-теоретической конференции 25 апреля 2013года «Человек.
Коммуникации. Культура». – СПб.: ООО«Книжный Дом», 2013. – С. 96-97.74информации, писатель полагает, что глобальная сеть является причинойизменения мыслительной деятельности: «В последнее время у меня появилосьнеуютное ощущение, что кто-то или что-то ковыряется в моем мозгу,перераспределяя нейронные схемы и перепрограммируя память. Мой мозг неумирает, насколько я могу судить, но меняется. … Особенно это заметно причтении.
… После двух-трех страниц внимание начинает рассеиваться, появляетсякакая-то суетливость, я теряю нить, начинаю искать, чем бы еще заняться. …Глубокое чтение, которое раньше происходило совершенно естественно,превратилось в борьбу. … Интернет, кажется, отсекает по кусочку моюспособность концентрироваться и размышлять».170Идеи внедрения компьютеров в человеческий разум, или появления умныхмашин, порабощающих человечество и захватывающих мир, начали волноватьвоображение писателей-фантастов задолго до того, как учёные всерьёззадумались о создании искусственного интеллекта (ИИ). Первенство в этомвопросе принадлежит английскому математику Алану Тьюрингу (Alan Turing),который ввёл понятие идеальной цифровой вычислительной машины (машиныТьюринга).Попыткисозданиякомпьютера,умеющегоосуществлятьмыслительную деятельность подобно человеку, породили другую проблему: покаким критериям следует оценивать интеллектуальные способности машины.
Сцелью определить насколько уровень искусственного интеллекта удалосьприблизить к естественному, учёный в 1950 году создал эмпирический тест (тестТьюринга), который до настоящего момента не смогла успешно пройти ни однапрограмма. Целью теста, названного А. Тьюрингом «Игра в имитацию», являетсяопределение, насколько правдоподобно вычислительные машины подражаютчеловеку (играют в имитацию) и смогут ли наблюдатели понять, когда ихсобеседником является человек, а когда компьютер. В середине XX векаглавенствовало мнение, что «человек в интеллектуальном отношении стоит вышевсей остальной природы», поэтому «последствия машинного мышления были бы170Carr N. The Big Switch: Rewiring the World, From Edison to Google / N. Carr. – New York, London: W. W.
Norton &Company, 2009. – P.1-2.75слишком ужасны». А. Тьюринг видел свою задачу в доказательстве, что «человекнеобходимо является самым совершенным существом, ибо в таком случае онможет бояться потерять свое доминирующее положение». 171 Учёный былубеждён, что «машины, в конце концов, будут успешно соперничать с людьми вовсех чисто интеллектуальных областях». 172 Вопрос был лишь в том, с какихобластей начать: абстрактной (например, научить играть в шахматы), иликонкретной (создать программу, умеющую понимать и говорить по-английски).По мнению А.
Тьюринга, обе идеи заслуживали воплощения. 173Программа ELIZA, подражающая человеку и созвучная идеям А. Тьюринга,была впервые создана в 1966 году в лаборатории искусственного интеллектаМассачусетского технологического института американским профессором ДжоВейценбаумом(JoeWeizenbaum).ELIZAбыладовольнопримитивнойдвухуровневой программой, состоящей из лингвистическогоанализатора(разбивала произнесённую фразу на отдельные части речи и строила из них новоепредложение) и сценария (набор фраз и правил для поддержания беседы).
174Сразу после запуска программы, Джо Вейценбаум был удивлён и озадачен,насколько быстро люди стали доверять ЭВМ свои секреты (программа «Доктор»имитировала врача-психотерапевта); некоторые психиатры начали возлагатьнадежды на автоматизированную форму психотерапии; появилась уверенность,что задача создания вычислительной машины, понимающей естественный, языкрешена (хотя целью учёного было доказать, что это невозможно). «Я былвстревожен, увидев, как быстро люди, разговаривающие с «Доктором», вступалив тесный эмоциональный контакт с вычислительной машиной и как явно они ееантропоморфизировали». 175 Джо Вейценбаум поднял важную этическую исоциальную проблему «роли вычислительных машин в общественной системе»,совершенно справедливо выступая за «рациональное мышление, неотделимое от171Turing A.M. Computing Machinery and Intelligence /A.M.
Turing // Mind, 1950. – V.59. – P. 442.Ibid. P. 449.173Ibid. P. 460.174Weizenbaum J. Computer Power and Human Reason. From Judgment to Calculation / J. Weizenbaum. – New York,San Francisco : W. H. Freeman and Company, 1976. – P. 3.175Ibid. P. 6,7.17276интуицииичувств;рациональноеиспользованиенаукиитехники».176Чрезвычайно важным является предупреждение учёного, что спасти человекамогут только его собственные решения. «Вычислительная машина – новаямощная метафора, которая может помочь понять многие аспекты нашего мира, ноона порабощает сознание, не располагающее иными метафорами и имеющее малодругих возможностей, к которым оно могло бы апеллировать.
Мир оченьразнообразен, и нет такой единой, достаточно емкой схемы, чтобы охватить все:ее нет ни для науки, созданной человеком, ни для поэзии, ни для вычислительногомышления, ни для чистой интуиции». 177Звучали не только предостережения, но и критика по поводу идеи созданияискусственного разума. По мнению американского философа Герберта Дрейфуса( Hubert L. Dreyfus), неизбежные провалы проектов по разработке искусственногоинтеллекта должны привести общество к осознанию, что «форма и движение телаиграют решающую роль в познании мира».178 В начале нового тысячелетия онвыразил надежду, что с «появлением Википедии и Google пользователиИнтернета будут наслаждаться как реальным, так и виртуальным миром,прекратив тратить деньги и время на создание искусственного интеллекта ипроцессора естественного языка».179Тем не менее, попытки создать программу, имитирующую человека, непрекращались с момента создания ELIZA.
Изобретатель и филантроп Хью Лебнер(Hugh Loebner) спонсирует ежегодный конкурс с большим призовым фондом дляпрограммы, которой удастся пройти тест Тьюринга на наличие интеллекта.Наряду с экспериментами по созданию искусственного разума, эксперты неоставляют попытки усовершенствовать «тест Тьюринга», чтобы определить,возможно ли создание «саморазвивающегося интеллекта». С этой целью,американский профессор в области информационных технологий Марк Ридл(Mark Riedl), совместно с группой учёных из технологического института176177178Weizenbaum J. Computer Power and Human Reason. From Judgment to Calculation . – P.
256.Ibid. P. 277.Dreyfus H.L. On the internet / H. Dreyfus. – London, New York: Routledge Routledge; Taylor & Francis Group, 2009.– P. 19.179Ibid. P. 121,122.77Джорджии, разработал проект «Лавлейс 2.0» на базе теста «Лавлейс» 2001 года.Оба проекта названы в честь английского математика леди Ады Лавлейс (AdaLovelace), написавшей в 1843 году первую в мире программу для вычислительноймашины Чарльза Бэббиджа (Charles Babbage), и базируются на её идее онеспособности«аналитическогомеханизма»ксозданиючего-либо,непредусмотренного человеком, заставляющим его работать. 180 Другими словами,единственным критерием наличия самостоятельного интеллекта является именноспособность к творчеству.
Тест «Лавлейс», разработанный американскимиучёными, специалистами в области философии, когнитивистики и информатикиСелмером Брингсджордом (Selmer Bringsjord), Полем Беллом (Paul Bello) иДэвидом Ферруччи (David Ferrucci), ставил перед искусственным интеллектомзадачусоздать«креативныйконцепт»,илитворческоепроизведение,соответствующее определённым требованиям (например, рассказ на заданнуютему с конкретными персонажами), представляющее художественную ценность.Тест считается пройденным, если испытуемая «умная машина» продемонстрируетспособность неоднократно справляться с подобным заданием, при этом, еёсоздатель не сможет объяснить на основании программного кода алгоритмнаписания данного произведения.