Диссертация (1148233), страница 46
Текст из файла (страница 46)
В целом социокультурные паттерны,основанные на разныхсочетанияхкровного родства, нормы, общего прошлогоидружественной взаимозависимости в настоящем, являются базовыми, то есть задают характерсиблинговых отношений.Разница в возрасте, мобильность и сеть были выбраны нами как ключевые сюжеты,которые позволяют проанализировать разнообразные паттерны сиблинговых отношений.Выделенные паттерны можно условно разделить на три группы. Первая группа включаетсоциокультурные паттерны, связанные с общением сиблингов в детстве, вторая объединяетпаттерны, фиксирующие трансформации отношений, а третья объединяет паттерны,характеризующие формы взаимодействия сиблингов с другими родственниками.В рамках социально-конструктивистской перспективы исследования сиблинговыхотношений в детстве и юности представляется особенно важным, так как именно из опытаповседневного детского общения вырастает связанность во взрослом возрасте.
В целомрезультаты нашего исследования подтверждают эту идею. Опыт совместного детства в163большинстве случаев формирует близкие отношения во взрослом возрасте. Исключениесоставляют конфликтные ситуации, которые, несмотря на общее детство, меняют характервзрослых отношений на дистанцированный. Дихотомия «младший» / «старший» представляетсобой основу, на которой выстраиваются отношения: даже в ситуации, когда разница в возрастемежду сиблингами маленькая, деление на «младших» и «старших» все равно поддерживается.Этому способствуют шесть основных паттернов, которые могут пересекаться и дополнять другдруга: обязанности старших по отношению к младшим; доминирование; ответственность изащита; привилегированное положение младших; старшие как пример; младшие как балласт.Несмотря на то, что эти паттерны имеет разную эмоциональную окраску, все они описываютразные форматы взаимозависимого поведения в детстве.
Разница в возрасте сама по себе неявляется фактором, однозначно определяющим характер отношений между сиблингами. Так,результаты исследования показывают, что кроме достаточно очевидных паттернов, когда дети смаленькой разницей в возрасте много времени проводят вместе, а у детей с большой разницей ввозрасте каждый ориентирован на свою компанию,был выделен третий паттерн,проявляющийся в том, что дети с большой разницей в возрасте могут проводить много временидруг с другом в том случае, если они связаны достаточно строгими обязательствами по заботестаршего сиблинга о младшем. Таким образом, норма, предписывающая заботу «старшего» о«младшем», может являться важным основанием, на котором строится общность опыта в томслучае, когда другие основания отсутствуют.Динамика является одним из важнейших качеств родственных отношений, что находитвыражение в некоторых из социокультурных паттернов сиблинговых отношений.Во-первых, мы проанализировали, что происходит с отношениями «старший» /«младший» во взрослом возрасте и выделили три основных паттерна: сохранение отчастиассиметричных отношений, сформированных в детстве; постепенное нивелирование различий инеактуализациивозрастнойдистанции;«маятниковыйэффект»,предполагающийситуационную идентификацию «старший» / «младший», независящую от фактическоговозраста.
Второй и третий паттерны представляют несомненный интерес, поскольку позволяютобратить внимание на процесс конструирования отношений между старшими и младшимисиблингами. Категории «старшего» и «младшего» предстают как социальные конструкты,которые определяются, исходя из составляющих их практик. В ситуации «маятниковогоэффекта» особо важным является наличие устоявшихся механизмов, которые позволяютсиблингу сменить статус «младшего» на статус «старшего» и наоборот.164Во-вторых,динамикусиблинговыхотношенийможнопроследитьчерезсоциокультурные паттерны мобильных отношений, то есть тех, которые возникают в ситуациипроживания сиблингов в разных городах и странах.
Несмотря на то, что именно в ситуациимобильности можно было бы ожидать изменений отношений между сиблингами, результатынашего исследования говорят, скорее, о том, что при изменении частоты общения ситуациямобильности усиливает существующий характер отношений. Исходят из этого, можновыделить два «мобильных» паттерна, которые основаны на связи между характером встреч ихарактером отношений. Так, близкие сиблинговые отношения и характер встреч, по форместремящийся к повседневному даже в ситуации редких контактов, образуют первый паттерн.
Адистанцированные и конфликтные отношений и формальный характер общения складываютсяво второй паттерн. Первый паттерн хорошо демонстрирует, как практики общения оказываютсяподчинены характеру общения. Эта идея очень хорошо укладывается в одну из моделейсоотношения социальной и культурной систем, предложенной С. Янагисако (Yanagisako 1975)и рассмотренной нами в первой главе: в ситуации близких отношений между сиблингамиценность этих отношений настолько высока, что изменение практик, которые приносит с собойситуация мобильности, не изменяет характер этих отношений, не ухудшает их; новые паттернывзаимодействиявозникаюткакчастьсуществующегоисохраняющегосяхарактеравзаимодействия.
Для амбивалентных и дистанцированных сиблинговых отношений эта модельуже не всегда работает: если сиблинговые отношения не представляются важными, то вситуации мобильности они постепенно могут ослабевать или заменяться другими.В-третьих, социокультурные паттерны сиблинговых отношений могут не толькофиксировать динамические отношения, но и сами становиться объектами изменений. Так,четыре механизма, связанные с приближением и удалением близких и формальныхродственников являются хорошим примером того, как паттерны общения в родственной сетимогут меняться от близкого общения к формальному и наоборот.Третью группу зафиксированных паттернов составляют паттерны, характеризующиеформы взаимодействия сиблингов с другими родственниками.
Можно говорить о наличииконфигураций, в которые кроме сиблингов входят супруги сиблингов или «дальние» сиблинги.В целом разнообразие описанных ситуаций можно объединить в четыре паттерна. Первыйпредполагает конфигурацию, в которую входят только сами сиблинги, связанные близкимиотношениями. В данном случае паттерн является примером реализации механизма непринятиядругих родственников, например, супругов сиблингов в сложившийся формат общения. Такаяситуация характерна для тех случаев, когда между супругами сиблингов или между супругомсиблинга и сиблингом существует конфликт.
Второй паттерн предполагает расширенную165конфигурацию первого, когда к самим сиблингам, связанным близкими отношениямидобавляется супруг одного, супруги обоих или кто-то из «дальних» сиблингов. Отметим, чтотакая расширенная конфигурация обычно существует за счет добавления одного типародственников, то если либо супругов, либо дальних сиблингов. В основе третьего паттерна –сиблинги, связанные амбивалентными или дистанцированными отношениями, которыеобщаются друг с другом только в формате общих семейных встреч. Таким образом, в данномслучае конфигурация оказывается предельно расширенной, но достаточно разобщенной, так каксиблинги выступает в ней не как единое целое. Наконец, четвертый паттерн описываетситуации, когда кто-то из родственников «присоединяется» и образует конфигурацию с однимиз сиблингов, но не с обоими.
В ситуации близких отношений между сиблингами, «третий»выступаеткакдополнениексуществующимсиблинговымотношениям;вслучаеамбивалентных и дистанцированных отношений такой родственник может рассматриваться каксимволическая замена сиблингу. Идея конфигураций дает возможность рассмотреть динамикуотношений в сети, где один или оба сиблинга являются точкой приложения разных сил, каждаяиз которых может за счет каких-то механизмов приближать или удалять сиблинга/сиблингов отсебя. Интересно, что приближение к одному может влечь за собой удаление от другого.
Так,вступление в брак одного из сиблингов и тем самым «приближение» его к супругу, частичноудаляет его от другого сиблинга, родителей и родственников в сети. С другой стороны,удаление сиблингов друг от друга может приводить к приближению на их место кого-то из«дальних» сиблингов.166ЗаключениеРодственные отношения являются одной из основных и постоянных тем исследований всоциальных науках, хотя характер обсуждения, ключевые вопросы, объекты, методология испособы концептуализации могут очень отличаться в разное время, в разных дисциплинах исоциокультурных контекстах.
Такое постоянство – это следствие, прежде всего, того, что,несмотря на большое разнообразие социокультурных паттернов родственных отношений, онипродолжают оставаться неотъемлемой частью жизни каждого человека. Профиль исследованийродственных отношений определяется, с одной стороны, тем, что происходит с самимиотношениями, а с другой стороны, логикой развития научных исследований в этой сфере.Говоря об изучении родства в социальных науках, можно отметить постепенное изменениеоптики исследования, а также пересмотр положений, ранее считавшихся ключевыми –процессы, которые определяют характер исследовательского поля, начиная с последней трети20 века. Обобщая, можно выделить несколько основных моментов, которые определили ихарактер данного исследования.Во-первых, появление новых и переосмысление традиционных паттернов семейнородственныхотношенийприводитквозникновениюранеенеисследованныхилиисследованных, но в иной логике тем таких, как изучение родственных связей в контекстеновых репродуктивных технологий, однополых отношений, разделенных расстояниемотношений,смешанныхбраков,сожительствабезофициальногозаключениябрака,транснациональной адопции, отношений после развода и так далее.