Диссертация (1147222), страница 36
Текст из файла (страница 36)
Второй связан с тем, что Россия, вольно или невольно, продвигаетсвой вариант ценностей, выступающих альтернативой ценностям европейским. Так, А. дельВалль пишет: «Существующие в Европе и США разногласия по поводу роли России ведут ктому, что политические партии не дают единый ответ на политику Москвы.
А это представляетсобой существенное препятствие для эффективной реакции в случае агрессии. ‘Разделяй ивластвуй’ — такова стратегия Кремля. Чем слабее Европа, тем проще России насадить евразийские ценности».501 Обратим внимание на термин «евразийские ценности», значение которогоавтор нигде не раскрывает и, очевидно, пользуется им как маркером, обозначая нечто противоположное ценностям европейским (при этом, заметим, привлекая термин «азиатскость» в негаДиц Г.
Указ. соч.Польшу обвинили в «путинизации» // Коммерсант.ru. 10.01.2016.URL:http://www.kommersant.ru/doc/2889169. (доступно 07.02.2016).500Скварчиньский Х. Внутренние москали будут делать всё, чтобы Польша не стала польской. Их будетмного. Тысячи… // Усадьба Урсы. 27.05.2015. URL: http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/143569vnutrennie-moskali-budut-delat-vsyo-chtoby-pol/(Оригиналсм.:wPolityce.27.05.2015.URL:http://wpolityce.pl/polityka/246129-wewnetrzni-moskale-beda-robic-wszystko-aby-polska-nie-stala-sie-polskabedzie-ich-wielu-tysiace). (доступно 7.02.2016).501Валль A. дель Указ.
соч.498499111тивном смысле). Он подчеркивает: «Сейчас ЕС является единственным гарантом защиты правчеловека, обеспечивает эффективную борьбу с коррупцией и может заложить основу международной космической программы. Антиевропейская риторика — это анахронизм, который привлекает тех, кто не понимает Европу и ее вклад в равновесие во всем мире. Распад ЕС стал быдуховной, экономической и социальной катастрофой, позволил бы России экспортировать своюмодель, которая не приемлет даже такие основополагающие ценности, как права человек и защита окружающей среды».502Под экспортом идей России подразумевают евроскептицизм политических партий,нарушающих общеевропейскую солидарность.503 Эта идея нашла отражение в распространениидля характеристики воздействия России на правые партии терминов «Правый интернационал»и «Новый Коминтерн».504Но и отдельные страны обвиняются в том, что они предают идеалы объединенной Европы.
Так, попытки стран Новой Европы оспорить политику Брюсселя, связанную с введениемквот по размещению мигрантов во всех странах ЕС, критиковались еврочиновниками за то, чтоих позиция ведет к ослаблению единства Европы, что, в свою очередь, имеет следствием усиления российского влияния.То, что такая неевропейскость ряда стран ЕС нередко связывается с влиянием России,показывает и прямой отсыл к России и ее президенту (пресловутая «путинизация Европы»), иапелляция к различиям ценностей Запада и Востока, которая, разумеется, представляет серьезный вызов основам Евросоюза. В начале 2016 г.
объектом подозрений становится Польша всвязи с принятием ею законов, которые руководящие органы ЕС посчитали недемократичными.Так, Я. Аугштайн, один из владельцев немецкого «Шпигеля», критикуя современную Венгриюи Польшу, сравнивает их с «путинской Россией», по его словам, «авторитарной, узколобой, расистской».505 Более того, он полагает, что эти страны не являются подлинно европейскими, иименно поэтому не обладают европейскими ценностями. «Вступив в 2004 году в ЕС, Польша иВенгрия и вели себя как добросовестные европейцы, а теперь ими не являются. На самом делемежду Востоком и Западом идет культурная война: таким западным ценностям, как либерализм, толерантность и равноправие, противостоят восточные никчемности - расизм, невежествои узколобость».506Валль A.
дель Указ. соч.Скварчиньский Х. Указ. соч.504Контрразведка Чехии: Россия пытается создать в Европе аналог Коминтерна // Взгляд. 4.09.2015.URL: http://www.vz.ru/news/2015/9/4/765159.html (доступно 7.02.2016) ; см. также: Скварчиньский Х.Указ. соч.505См. Антон Крылов: практически животная ненависть к славянам // Взгляд. 7.01.2015. URL.http://www.vz.ru/columns/2016/1/7/787506.html (доступо 18.02.2016).506Там же.502503112Наконец, обратим внимание и на публикацию в испанской газете под выразительнымназванием «Путин разрушил Евросоюз, который продемонстрировал свое бессилие», автор которой возлагает на Россию вину за дискредитацию самой философии ЕС, подчеркивая, что теперь «такие страны, как Венгрия или Словакия начали думать точно так же, как Путин». 507 Россия тем самым выступает не просто как Другой Европы, но как антипод. Она пытается подменить настоящие европейские ценности своей версией европейских ценностей.508Подводя итоги параграфа, отметим, что Россия объективно является европейской страной в силу ее географического положения, роли христианской культуры, этнической близости кславянским народам, проживающим в Центральной Европе; на протяжении веков она была тесно связана с европейскими странами экономическими, культурными, династическими и военными связями.
Однако сами географические представления являются социальным конструктом.Ведущей тенденцией политики европейской идентичности, проводимой, в основном, «еврооптимистами», является исключение России из «Европы», отождествляемой с современным Евросоюзом. Это происходит в рамках политико-правового, социально-экономического и культурного дискурсов; помимо этого, используются этнический, конфессиональный, цивилизационный, исторический дискурсы, обосновывающие сущностную чуждость России европейской цивилизации.
Особую функцию у сторонников исключения России из «Европы» выполняет новаяинтерпретация Великой Отечественной войны, которая занимает важное место в политике европейской идентичности, особенно в последнее десятилетие.Образ России выполняет здесь такие функции, как: определение границ Европы и критериев европейскости; достижение позитивной коллективной идентичности граждан ЕС; оправдание создания ЕС и его существования в нынешних границах, а также обоснование его внешней политики; легитимация власти и делегитимация ее оппонентов; поддержание и корректировка социально-политического порядка в странах ЕС; легитимация требуемых отношениймежду странами ЕС.2.3.
Образ России в политике европейской идентичности «евроскептиков»В предыдущем параграфе мы рассмотрели, каким образом образ России включается вполитику европейской идентичности, осуществляемую теми политическими акторами, которыепреследуют цель укрепления ЕС. В этом параграфе мы проанализируем, как образы России используются политическими акторами ЕС для критики существующего интеграционного проекта с целью, прежде всего, защиты национального суверенитета. При этом, такие политическиеБонет П. Путин разрушил Евросоюз // "El Pais", Испания. 30.05.2012.
Перевод на сайте ИНОСМИ.URL: http://inosmi.ru/ukraine/20150530/228310802.html (доступно 8.02.2016).508Валь А. дель. Указ. соч.507113акторы предлагают собственное видение европейских ценностей и свои проекты европейскойинтеграции. С известными оговорками, для их обозначения используют термин “евроскептики”. К ним относятся, прежде всего, национал-популистские партии (французский Национальный Фронт, венгерский Фидес — Венгерский национальный союз, польская «Право и справедливость», «Альтернатива для Германии» и др.), лево-популистские партии (прежде всего,немецкая «Левые») и анти-иммигрантские движения (например, немецкая ПЕГИДА).В начале параграфа мы остановимся на краткой характеристике указанных партий, затемрассмотрим, как образ России включается в их политику европейской идентичности при обсуждении политических, социально-экономических и ценностных вопросов ЕС.Как было отмечено выше, в традиции консервативной мысли, начиная с XVIII века, появляется тенденция изображения России как неотъемлемой части Европы (и даже как хранительницы подлинных европейских ценностей, утрачпенных европейской цивилизацией).
Поскольку «отсталость» России в современном западном дискурсе связывается с ее приверженностью традиционным ценностям509, то неудивительно, что тема России появляется, прежде всего,в риторике партий и движений, культивирующих консервативные ценности.Представители многих европейских правых популистских партий заявляли в последнеевремя о поддержке политики России (Особняком стоит позиция по отношению к России польской «ПиС», о чем пойдет речь ниже). В свою очередь, Россия видит в них союзников: лидеровевропейских правых принимают на высоком уровне и приглашают читать лекции в столичныхуниверситетах510.Все популистские партии объединяет то, что они апеллируют к “народу” и обещают выполнить массовые требования. Однако помимо “популизма протеста”, эти партии активно используют «популизм идентичности», связанный с опорой на ценности” 511.
Они выступают против политической элиты своих государств, которая объявляется ими проамериканской и критикуется за разрушение ценностей, связанных с религией, семьей и национальнм суверенитетом.В процессе этой критике регулярно происходит апелляция к образу России. В.А. Ачкасов отмечает, что европейская интеграция интерпретируется ими как антинациональный и недемократичный проект, управляемый элитами512. Кратко охарактеризуем эти партии.509См., напр.: Wilkinson C.
Putting “Traditional Values” Into Practice: The Rise and Contestation of AntiHomopropaganda Laws in Russia // Journal of Human Rights. Vol. 13. № 3. 2014. P. 363-379.510Jauvert V. Poutine et le FN: révélations sur les réseaux russes des Le Pen // L’Obs. 27.11.2014. URL:http://tempsreel.nouvelobs.com/politique/20141024.OBS3131/poutine-et-le-fn-revelations-sur-les-reseauxrusses-des-le-pen.html (доступно 04.02.2016) ; Dodman B.France’s cash-strapped far right turns to Russian lender //France 24. 23.11.2014. URL: http://www.france24.com/en/20141123-france-far-right-turns-russian-lendernational-front-marine-le-pen/ (доступно 04.02.2016).511Ачкасов В. А.
Политика идентичности мультиэтничных государств в контексте решения проблемы безопасности. СПб.: Изд–во СПбГУ, 2012. 232 с.512Ачкасов В. А. Указ. соч. С. 105.114Партия «Национальный Фронт» (Франция) была создана в 1972 г. на основе несколькихпарижских крайне правых группировок; чуть позже ее руководителем стал Жан-Мари ЛеПен513. С середины 1980-х гг.