Диссертация (1146543), страница 3
Текст из файла (страница 3)
В качестве источника сведений о стране былоиспользовано описание Петра Монтануса из книги Марко Поло о егопутешествии в Китай. Данные из «Космографии» вызвали интерес урусского правительства, и переводчику посольского приказа НиколаюГавриловичу Спафарию, прибывшему в 1675 г. в Пекин с дипломатическоймиссией, дано было задание представить описание Японии. Н.
Г. Спафарийсоставил большой труд 1, в котором отдельную главу посвятил «Описаниюславного и великого острова Японского и что при нем обретается». ДляСпафарий Н. Г. Описания первые части вселенные, именуемой Азией, в ней же состоит Китайскоегосударство с прочими его городы и провинции. Казань, 1910114описания географического положения Японии он пользовался картами, каккитайскими, так и иезуитскими.Среди первых упоминаний о японцах связанных с завоеваниемКамчатки казаком-землепроходцем Владимиром Васильевичем Атласовымследует назвать донесение Петру Великому.
В нем В. В. Атласов упоминето японце Дэмбее, выброшенном на берег с японского судна и оставленногоАтласовым в одном из городов Дальнего Востока. Петр I повелелсибирскому приказу собрать о Японии самые подробные сведения ипривезти Дэмбэя в село Преображенское. Встреча Петра I и Дэмбэясостоялась в 1703 году.Одним из самых важных открытий этого времени был выход кТихоокеанским водам, что имело для Российского государства большоеэкономическое и политическое значение. В XVIII веке правительствоотправляет научные экспедиции с целью описания и исследованиятихоокеанского побережья и Курильских островов.
Освоение Курильскихостровов, начатое в 1711 – 1713 годах казаками атамана Д. К. Анциферова иесаула И. П. Козаревского, по указу Петра I было продолженоисследованием этих территорий геодезистами И. М. Евреиновым иФ. Ф. Лужиным.В 1738 и 1739 годах экспедиции М. П. Шпанберга удалось завершитьоткрытиеКурильскихостровов,установитьнезависимостьЮжно-Курильских островов от Японии и, таким образом, открыть морской путь вЯпонию с севера. Курильское население постепенно при движениисборщиков ясака с севера на юг приводилось в русское подданство. На всехкартах XVIII века Курильские острова наносились с русскими названиями.Исследователи отмечают пребывание на Курильских островах вовторой половине XVIII века старшины Николая Сторожева (1750 – 1755),экспедиции казачьего сотника Ивана Черного (1766 – 1769), иркутского15дворянина И.
М. Антипина (1775), команды М. Петушкова, Д. Я. Шабалина(1777, 1778, 1783 – 1785), Г. И. Шелихова (1783 – 1787– побывал дважды),А. Э. Лаксмана (1793), переселенцев под руководством иркутскогомещанина В. К. Звездочетова (1795).Приобретение русскими сибирских и дальневосточных земельисторики связывают с тем, что они встретили на своем пути племена,стоявшие на более низком уровне социально-политического развития,народы, у которых не было государственности. На Курильских островахэкспедиции также встретили никому не подчиняющиеся племена, поэтомуосвоение и закрепление за Российским государством Курильских островови далее открываемых новых земель предполагалось так же, как итерриторий Сибири и Дальнего Востока – по принципу «территориальныхприобретений»Новоговремени,тоестьустановлением«непринадлежности» земли другому государству, а затем заселением новойтерритории и хозяйственной деятельностью на ней.
Так как России былоизвестно, что японцы находятся под управлением «царя», от российскогоправительства следовали указания налаживания контактов с ним, имеяцелью установление торговых отношений.В 1791 году Екатериной II был издан специальный указ «Обустановлении торговых отношений с Японией», а в 1792 году былаотправлена в Японию дипломатическая экспедиция под руководствомАдама Лаксмана. А. Э. Лаксман доставил на родину трех японцев (Кодаю,Коити и Исокити), потерпевших кораблекрушение у Алеутских островов,предпринял попытку установить торговые связи с Японией и заявить оправах России на Южные Курильские острова.
В результате переговоров А.Э. Лаксман получил лицензию сёгуна на разрешение посещения им гаваниНагасаки. Лицензия сёгуна, привезенная Адамом Лаксманом, послужила вXIX веке: на ней основывались посольства Н. П. Резанова и Е. В. Путятина.16После возвращения экспедиции было принято решение начатьзаселение Курил на юге. Г. И. Шелихов, основавший первое поселение вРусской Америке, признавал целесообразным использовать близостьКурильских островов к Японии для развития с нею торговых отношений.По его предложению стали заселять некоторые Курильские островаземледельцами, а на острове Уруп создали факторию.
«Шелиховскаяколония» на Курилах, как ее тогда называли, должна была стать базой дляторговли с Японией. С 1795 года начинается заселение русскими южныхКурильскихостровов,импредписывалосьподдерживатьмирныеотношения с айнами и использовать их в качестве посредников в торговле сяпонцами.В 1799 году была создана Российско-Американская компания,которая должна была не только освоить земли Северной Америки, но иразвиватьдоходныепромыслыДальнегоВостока.Этакомпанияорганизовывала морские экспедиции, пытаясь вести торговлю с Японией.Острова Курильского архипелага можно рассматривать центром встречидвух культур. Айны, населявшие Курильские острова, были приняты «подвысочайшеепокровительство»России.Поскольку«входесвоихисследований русские первооткрыватели считали остров Эдзо (Хоккайдо)одним из Курильских островов и числили его под последним XXIIномером», вероятно, предполагалось и его освоение, что вызвалонегативнуюреакциюсостороныяпонскогоправительства,почувствовавшее угрозу аннексии территорий, которые японцы считалисвоей.
В то же время, следует отметить, что с одной стороны, в Японии вэпоху сёгунов Токугава существовало весьма смутное представление осеверных рубежах своей страны. Феодальные власти сёгуната считали, чтоони являются полновластными хозяевами вообще всего севера, поэтомупоявление иностранцев на севере вызвало большое беспокойство. В XVIIIвеке в Японии появился даже специальный термин «синряку», когда речь17шла о продвижении русских на Восток. С другой стороны, информация одругих странах, проникавшая в Японию, часто содержала в себе идеюнападения России на Японию. Поскольку в логике осуществлявшихся в тевремена географических открытий и развитием «колониальной» политикисильных держав на карту мира наносились все новые и новые земли, аконкуренция за обладание той или иной экономически выгоднойтерриторией росла.
Активно проявлялась деятельность таких торговопромысловыхкомпанийкаканглийскаяГудзонбайская(КомпанияГудзонова залива), американская Астора и голландская Ост-Индская2.В целом придерживаясь изоляционной политики (1641 – 1853)правительство Японии допускало ведение торговли лишь с китайцами иголландцами, через которых Япония узнавала информацию о внешнем мире.Как отмечают исследователи, сведения, поступавшие в «закрытую» странучерез голландцев, соответствовали интересам голландского правительства,которое боялось потерять монополию на право торговать с Японией.В конце XVIII-го века японское правительство получило письмо,которое содержало ложную информацию о готовящемся со стороны Россиинападении.ПисьмобылоотправленовенгромМорицомАвгустомБенёвским (Бениовским). В 1767 году он участвовал в движении занезависимость Польши, сражался против русских войск, попал в плен кказакам, после чего был сослан на Камчатку.
Оттуда он бежал на корабле вЕвропу через Японию. Остановившись в Осима, Бенёвский передал письмояпонским властям через директора голландской фактории капитана Фейта.С этого момента японские власти начали проявлять больший интерес кРоссии и стали собирать сведения о ней через голландцев. Так, появилсяперевод некоторых глав книги «Прошлое и нынешнее состояние Русскойили Московской империи, включая подробную историю России и другихПлотников А.Ю. Русская дальневосточная граница в XVIII – первой половине XX века: Двести пятьдесятлет движения России на Восток.
– М.: КомКнига, 2007. С. 38.218княжеств». Затем были выпущены работы Кудо Хэйскэ «Сообщения обизучении рыжих айну» или «Размышление о красноволосых эдзо»(«Акаэдзо фусэцуко») и Хаяси Сихэй «Военные беседы для морскойстраны» («Кайкоку хэйдан»). В 1792 году после возвращения из России вЯпониюДайкокуяКодаюиИсокити,моряков,потерпевшихкораблекрушение и пробывших в России несколько лет, историкКацурагава Хосю написал книгу «Краткие вести о скитаниях в северныхводах» («Хокуса Монряку»). К концу XVIII-го века у японцев сложилосьпротиворечивое мнения о России: как о стране, заинтересованной только вторговле, и как о стране, несущей опасность.Хотя японские рыбаки уже имели опыт соприкосновения с айнами,поскольку время от времени они вели торговлю на южных Курилах июжном Сахалине, эти земли Японией не были исследованы.
Перваяофициальная экспедиция для исследования «северных ворот Японскойимперии» была организована японцами только в 1785 году. В 80 – 90-хгодах XVIII века власти княжества Мацумаэ и центрального правительства(бакуфу) начали проводить политику вытеснения русских с Южных Курил,поскольку считали их своей территорией. В Хакодате была учрежденаспециальная канцелярия, где вырабатывались «принципы колонизацииКурильских островов и просвещения их жителей».Японские чиновники, прибывшие на Кунашир, Уруп и на Итурупзапрещали айнам торговать с русскими. В бухте Оито был построен домпод рыбо-промысловую контору.
Кресты и стеллы, установленные вподтверждение принадлежности Итурупа Российской империи, былиуничтожены. Взамен же установили столбы с надписью «Итуруп –владение великой Японии». «В 1801 году японские чиновники прибыли наостров Уруп, который попытались объявить владением своего государства.Игнорируяпребываниенанемрусских колонистов во главесо19Звездочетовым, они установили столб с надписью «Остров, подчиненныйвеликой Японии, пока существует небо и земля».В1802годуправлениеРоссийско-Американскойкомпанииорганизовало кругосветное плавание по проекту И. Ф. Крузенштерна.
Вчисле выгод плавания было упомянуто и обустройство Курильскихостровов, где предполагалось основать порт и верфь, а также «положитьначало торговли с Японией». Выполнение этой миссии было возложено наодногоизучредителейиглавногоуполномоченногоРоссийско-Американской компании Н. П. Резанова. Переговоры не дали нужногорезультата. Более того, Н. П. Резанову было категорически отказано вторговых отношениях и запрещено русским кораблям заходить в японскиеводы.Вернувшись на Камчатку, Н. П. Резанов послал в 1806 и 1807 годахнаходившихся на службе Российско-Американской компании офицеров Н.А. Хвостова и Г.