Диссертация (1146362), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Сандлера с должности постаминистраиностранныхделШвецииявляласьпрямымследствиемофициального запроса со стороны Финляндии по поводу совместнойобороны Аландского архипелага, поступившего сразу после начала войнымежду СССР и Финляндией. Несмотря на угрозу внутрипартийного ивнутриправительственного кризиса,связанного с отставкой Р. Сандлера,П.А. Ханссону и его сторонникам удалось предотвратить столь негативныйсценарий дальнейшего развития событий.Подчеркнѐм, в основе отставки Р. Сандлера лежали противоречия повопросу дальнейшей политики Швеции в отношении Финляндии. Этот жевопрос стал в центре внимания в ходе межпартийных переговоров посозданиюкоалиционногоформированиекоторогоправительствасталоактуальнойнациональногозадачейдляединства,шведскогоруководства после начала войны между СССР и Финляндией.В целом, программа коалиционного правительства национальногоединства по вопросам внешней политики по существу была сформированасамостоятельно П.А.
Ханссоном и лишь в ходе переговоров им былиприняты незначительные поправки со стороны представителей правыхпартий. Межпартийные переговоры завершились тем, что 13 декабря 1939 г.было сформировано коалиционное правительство во главе с П.А. Ханссоном,в которое вошли представители четырѐх партий, с явным преобладанием460Ørvik, N. Sikkerhetspolitikken 1920-1939. Oslo, 1960. S.285.121социал-демократов,занявшихвсеключевыеминистерскиепосты.Закономерно, что наиболее активная дискуссия развернулась вокругкандидатуры на должность министра иностранных дел,которую занялкадровый дипломат К.
Гюнтер, прежде бывший послом Швеции в рядегосударств (в т.ч. и в Норвегии) и ранее занимавший должность заместителяР. Сандлера.В результате, в Швеции было образовано новое коалиционноеправительство, которому предстояло определять внешнеполитический курскоролевства.
Не будет преувеличением сказать, что в условиях войны междуСССР и Финляндией важнейшим направлением внешней политики Швециипо-прежнему оставалась политика в отношении Финляндии и вопрос вокругхарактера помощи, предоставляемой финской стороне.В заключение настоящей главы можно сформулировать ряд выводов обосновных тенденциях формирования политики Швеции в отношенииФинляндии накануне Советско-финляндской войны 1939-1940 гг.
и после еѐнепосредственного начала.Анализ источников и различных исследований позволяет утверждать,что новый этап в политическом взаимодействии Швеции и Финляндииначался 4 октября 1939 г., когда министр иностранных дел Финляндии Э.Эркко выступил с инициативой возобновить переговоры по Аландскомувопросу, делая упор на возможность использования шведских вооруженныхсил по защите этого архипелага.Крайне актуальные для руководства Финляндии проблемы (согласие впринятии мер по оказанию помощи в обороне Аландских островов и опоставках необходимых материалов и припасов) в ходе обсужденийшведскимполитическимруководствомбылизатронутыдовольноповерхностно.Необходимо также принимать во внимание то, что участие в оборонеАландского архипелага могло повлечь за собой втягивание Швеции в войну,122но при этом шведское руководство чѐтко осознавало, что риск государствуникуда не денется даже в случае принятия решения ничего не предприниматьв отношении Аланд.
Мотивом такой позиции была обеспокоенность, что вСоветскомСоюзе будут негативно восприняты превентивные действияФинляндии и Швеции.Шведская сторона оказалась перед необходимостью противопоставитьриски: советская оккупация архипелага означала бы угрозу Стокгольму ивероятное установление советского контроля над Швецией.Чтобы этогоизбежать, следовало участвовать в защите Аландских островов–особенноэто мнение поддерживал министр иностранных дел Швеции Р. Сандлер.
Онпоследовательно утверждал, что было крайне важно продемонстрироватьСССР серьезность шведской заинтересованности в Аландском вопросе какможно раньше с тем, чтобы это могло повлиять на формирующийся вСоветском Союзе политический курс.Необходимо отметить, что возможные советские претензии на Аланды,как и международная обстановка, могли поменяться. В таких условияхпремьер-министр Швеции П.А. Ханссон считал, что вместо превентивногоучастия в обороне архипелага и других активных действий,большоеобщеполитическоезначение,правильнеебылоимеющихдонестидосоветского руководства, то, что Швеция займет нейтральную позицию вслучаеотрицательногоисходасоветско-финляндскихпереговоров,проходивших в Москве.Рассматривая события второй половины октября 1939 г., можнозаключить, что основное внимание шведского политического и военногоруководства было сосредоточено на вызвавшей острую полемику проблеме –предоставлении помощи Финляндии в обороне Аландских островов в ходевозможной войны между СССР и Финляндией и видов поддержки, которуюшведская сторона сможет оказать Финляндии в случае войны.
Мнения среди123руководствашведскихвооруженныхсил,необладавшихдолжнымединством, разнились, также как и взгляды членов кабинета министров.У одних преобладало мнение о необходимости отправки шведскогоконтингента на Аланды, совместного минирования акватории архипелага ипредоставления Финляндии обширной военной помощи, так как в противномслучае финское сопротивление будет быстро сломлено и Швеция окажется внепосредственной опасности.
Другие придерживались точки зрения,чтоподобные шаги не только поставят под сомнение шведский нейтралитет, но испровоцируют СССР (а при наихудшем стечении обстоятельств –ещѐ иГерманию) к втягиванию Швеции в крупную войну в регионе Балтийскогоморя, чего было необходимо избежать. Во многом под влиянием премьерминистра, П.А. Ханссона, шведское руководство отказалось предоставлятьфинской стороне военную помощь в обороне Аланд.Противоречия между политиками привели к угрозе вотума недоверияминистру иностранных дел Швеции Р. Сандлеру,развѐрнутойпомощиФинляндии,чтостороннику оказаниягрозилокоролевствувнутриполитическим кризисом.
Только общая убежденность в том, что лишьдальнейшее развитие советско-финляндских переговоров сможет сделатьболее ясными политические перспективы,предотвратила дальнейшийраскол правительства Швеции.Необходимо указать, что несмотря на вполне чѐткую позицию,озвученную шведским премьер-министром 19 октября 1939 г., финскаясторона сохранила надежду на еѐ изменение. В тот же период внутришведскогоправительстваназрелострыйконфликтповопросупредоставления Финляндии помощи в обороне Аландских островов ивозможной войне с СССР, решение которого тогда так и не было найдено.Премьер-министр П.А.
Ханссон занял твѐрдую позицию –не предприниматьникаких шагов, которые могли бы повлечь за собой втягивание Швеции ввойну, но при этом министр иностранных дел Р. Сандлер придерживался124мнения о необходимости поддерживать Финляндию всеми имеющимисясилами.Продолжавшиеся в Москве переговоры между СССР и Финляндией непривели к какому-либо компромиссу и были прерваны в середине ноября1939 г.,при этом политическое руководство Финляндии,исходя иззаявлений советского руководства и газетных публикаций, пришло к выводу,что советская агрессия неминуема.Назревавшая отставка Р.
Сандлера с поста министра иностранных делШвеции стала прямым следствием официального запроса со стороныФинляндии по поводу совместной обороны Аландского архипелага,поступившего сразу после начала войны между СССР и Финляндией. Важноотметить, что отставка Р. Сандлера не повлекла за собой внутрипартийногои внутриправительственного кризиса.Подчеркнѐм, в основе отставки Р. Сандлера лежали противоречия повопросу дальнейшей политики Швеции в отношении Финляндии: защитыАландских островов и предоставления Финляндии самой обширнойподдержки в ходе войны. Этот же вопрос стал в центре внимания в ходемежпартийных переговоров по созданию коалиционного правительстванационального единства, формирование которого стало актуальной задачейдля шведского руководства после начала войны между СССР и Финляндией.В целом, программа коалиционного правительства национальногоединства по вопросам внешней политики по существу была сформированасамостоятельно П.А.
Ханссоном и лишь в ходе переговоров им былиприняты незначительные поправки со стороны представителей правыхпартий. Межпартийные переговоры завершились тем, что 13 декабря 1939 г.было сформировано коалиционное правительство во главе с П.А. Ханссоном,в которое вошли представители четырѐх партий, с явным преобладаниемсоциал-демократов,занявшихвсеключевыеминистерскиепосты.Закономерно, что наиболее активная дискуссия развернулась вокруг125кандидатуры на должность министра иностранных дел,которую занялкадровый дипломат К. Гюнтер, прежде бывший послом Швеции в рядегосударств (в т.ч. и в Норвегии) и ранее занимавший должность заместителяР. Сандлера.Врезультате,вШвециибылосозданоновоекоалиционноеправительство, которому предстояло определять внешнеполитический курскоролевства.