Диссертация (1146322), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Л. 377.5528Особую ценность для реконструкции биографии И. П. Мордвиновапредставляет семейный архив потомков историка — МордвиновыхЛогиновых. Он находится в Тихвине у его правнучки Татьяны АнатольевныЛогиновой. Она любезно позволила с ним ознакомиться65. Ей принадлежатнесколько альбомов с фотографиями, сохранившаяся часть личнойбиблиотеки И. П. Мордвинова, открытки, нарисованные им в 1911–1912 гг.в период пребывания в Колмове и во время заключения в Вендене, ирисунки акварелью. В результате проведенного опроса семьи Логиновыхудалось воссоздать генеалогическое древо ученого (см.
Приложение 1),хотя,вреконструкциидопустимыопределенныесубъективныепогрешности из-за того, что они опираются на воспроизведенные по памятиданные. При этом, безусловно, не теряет актуальности для исследованиябиографииидеятельностиИ. П. Мордвиноваопубликованныевоспоминания его внучки, ныне покойной, Марии Павловны Логиновой66.ВТихвинскомисторико-мемориальномихудожественно-архитектурном музее (ТИМАХМ), предтечей которого был первыйкраеведческий музей Тихвина, созданный И. П.
Мордвиновым, хранятся егоредкие фотографии, а также некоторые из его исследовательских записей(например, о Ладвушской пустыни Тихвинского края) 67.Необходимостьиспользованияматериаловрассмотренныхархивохранилищ объясняется, во-первых, переездами и перемещениямиИ. П. Мордвинова между различными городами. Во-вторых, если говоритьо его научном наследии, — участием краеведа в работе НОЛД и прочихпросветительских учреждений; преподаванием в Петрограде курсовмузееведенияибиблиографиииорганизациимузеяИнститутавнешкольного образования.Интервью с Татьяной Анатольевной Логиновой было проведено Е.
К. Спиридоновой16 февраля 2015 г., полученные сведения использованы в научных докладах.66Логинова М. П. Из истории семьи Мордвиновых // Мордвиновские уездныекраеведческие чтения: первые (30–31 марта 2003 года) и вторые (20 ноября 2005 года). Тезисыдокладов: сборник / Под ред. А. А.
Титовой. Тихвин, 2006. С. 4.67Автор благодарит В. Г. Зюрина за консультирование по материалам ТИМАХМ.6529Анализ неопубликованных источников требует сопоставления их ссодержаниемизданныхнаучныхипросветительскихтрудовИ. П. Мордвинова, что позволит создать более полную картину егописьменного наследия, особенно если учитывать необходимость выборамалоизвестных сочинений историка для подготовки их к публикации.§2. ИсториографияИсториография,связаннаясрешениемзадачнастоящегоисследования, — это разнообразные публикации о И.
П. Мордвинове и еготворчестве. При жизни он мог упоминаться в официальных документахпросветительских учреждений — ТО НОЛД, Тихвинской коллегии поохране и использованию культурно-образовательных имуществ, Институтавнешкольногообразования,Археографическойкомиссииипрочихорганизаций. Краткая информация о нем также помещалась в газетных ижурнальных заметках, где редакторы рекламировали труды тихвинскогообщественного деятеля.МногогранностьтворческойдеятельностиИ. П. Мордвиновапредопределила интерес к его личности не только как к ученому-историку,но и как к исследователю в других областях научного знания, а кроме того,к его деятельности на ниве литературы и просветительства.
Например,прижизненное сообщение о И. П. Мордвинове встречается в критикобиблиографическомсловареписателейиученых,выпущенномС. А. Венгеровым в 1918 г.68 При этом сведения о нем приводятся как опоэте, об археологе и об авторе нравоучительных рассказов и брошюр 69.Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русскойобразованности до наших дней).
Т. II. Вып. 4–5: Предварительный список русских писателей иученых и первые о них справки. 2-е изд. Пг., 1918. С. 130.69Там же.6830Действительно, он часто называл себя педагогом и литератором70. Следуетучитывать,чтоС. А. Венгеров(1855–1920)всегдапросилученыхприсылать ему краткие автобиографические резюме с описанием сферыинтересов и рода деятельности71, так что И. П. Мордвинов вполне могтакже охарактеризовать себя как археолога, что и было напечатано всловаре 72.Сразу после кончины тихвинского историка в 1925 г.
преемникмногих его идей В. И. Равдоникас написал о нем небольшой очерк,вышедший годом позднее73. Эта книга оказалась единственной наиболееполной биографией ученого, и с тех пор до нашего времени болееподробных работ о нем не выходило. В. И. Равдоникас постарался вхронологическом порядке рассказать об основных вехах жизни историка ипри этом сжато описал его научные и просветительские успехи. В очеркеприводятся ценные библиографические указания. Также В. И. Равдоникасподелился личными воспоминаниями и постарался объяснить причины, покоторым И.
П. Мордвинов не стал знаменитым академиком, но оставался напротяжении жизни на положении историка-любителя, находившегося втени других ученых-современников, которые, кстати, довольно частообращалиськизвестномуисследователюзаквалифицированнымисоветами.Книга В. И. Равдоникаса, вероятно, имела достаточную популярность.14 июня 1927 г. Губернское управление по делам литературы и издательстввответнаегозапросподтвердиловозможностьпубликации400 экземпляров брошюры «И. П. Мордвинов (1871–1925)»74.
ОстаетсяЦА ФСБ. Р-48973. Л. 54, 88, 88об., 166 и др.Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. Т. II. Вып. 4–5. С. I, II.72Любопытно, что в одном номере журнала «Наука и жизнь», где вышло стихотворениеИ. П. Мордвинова, в 1904 г. был помещен комментарий Н. Носкова о словаре С. А. Венгерова.Но тогда, вероятно, данные для словаря И.
П. Мордвинов еще и не думал готовить. См.:Носков Н. С. А. Венгеров. Источники для словаря русских писателей. СПб. 1903 // Наука ижизнь. 1904. №9. С. 334–335.73Равдоникас В. И. Исаакий Петрович Мордвинов.74СПбФ АРАН. Ф. 1049. Оп. 2. Д. 78. Л.
128.707131предполагать, имелся ли в виду повторный выпуск очерка в 1927 г., либо ондолжен был выйти в новом сжатом варианте меньшим тиражом.В. И. Равдоникас,безусловно,осознавалзначимостьтрудовИ. П. Мордвинова, а потому переиздал его работу «Старый Тихвин иНагорное Обонежье» в составе сборника «Тихвинский край», важногокраеведческого пособия, которое предлагалось также использовать вшколах75.ТихвинскиежителибылихорошознакомысихземлякомИ. П. Мордвиновым и сохранили память о нем и после его смерти, темболее что созданный им местный краеведческий музей, несмотря натрудности 1930-х годов, когда шла реорганизация музеев по всей стране,продолжал развиваться, после Великой Отечественной войны получил«второе дыхание».Изучение биографии ученого импонировало выходцам из народа,таким, как он сам. В черновиках 1930-х — 1940-х годов книговеда ибиблиографа Н. П.
Рогожина (1890–1962), происходившего из крестьянскойсемьи Тверского уезда, есть краткая справка о И. П. Мордвинове,предназначавшаяся длясоставления биобиблиографического словарярусских писателей из трудовой среды. Н. П. Рогожину был известенупомянутый выше словарь С. А. Венгерова76.Что касается ленинградских историков, то их интерес к личностиИ. П. Мордвинова возник позже, на волне подъема отечественногокраеведения в 1960-е — 1980-е годы.В очерке Л.
А. Файнштейн и И. П. Шаскольского по историиТихвина, изданном в 1961 г., приведены ссылки на его труды 77. В 1984 г.очерк был дополнен и переиздан в соавторстве с М. Л. Самушенковой78. ВТам же. Л. 127.НИОР РГБ. Ф. 683. К. 3. Д. 6. Л. 7.77Файнштейн Л. А., Шаскольский И. П. Тихвин: Историко-краеведческий очерк. Л.,75761961.Шаскольский И. П., Файнштейн Л. А., Самушенкова М.
Л. Тихвин: Историкокраеведческий очерк. Л., 1984.7832нем содержатся ссылки на задействованные ими работы И. П. Мордвинова— «Старый Тихвин и Нагорное Обонежье», «Тихвин и Столбово в 1609–1617 гг.», «Тихвинская старина», а также на опубликованный им«Бередниковский архив» и материалы газеты «Наш край»79.О самом ученом рассказывается кратко, в связи с его деятельностью вупомянутой газете, где он трудился как редактор80. При повествовании обуспехах в поисках тихвинских бокситов его заслуги не упоминаются 81. Судяпо всему, И. П. Мордвинов оценивался авторами в первую очередь какреволюционер и как общественный деятель, но не как ученый, оставившийсвой след в истории и в геологии.
Также в очерке упущен тот факт, чтопервыйТихвинскиймузейбылсозданИ. П. Мордвиновым,аВ. И. Равдоникас заведовал им уже позднее, с 1919 г., и являлсяпродолжателем прежних краеведческих начинаний 82. Вероятно, времянаписанияочеркадиктовалоавтораминуютрактовкузаслугИ. П. Мордвинова.И. П. Крупейченко 83, издавший в 1971 г. вместе с Н. К. Балясовымкнигу «Тихвин прежде и теперь», упоминает в ней ученого дважды —говоря о его участии в работе газеты «Наш край» и о его захоронении околоУспенского собора Большого Тихвинского монастыря 84.Мордвинов И.
П. 1) Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Исторический очерк;2) Тихвин и Столбово в 1609–1617 г. К трехсотлетию мирного договора, заключенного вСтолбове 17 февраля 1617 года. Тихвин, 1917; 3) Тихвинская старина [документы]. Сборникматериалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современного Тихвинского уезда)// Сборник Новгородского общества любителей древности; 4) Бередниковский архив. ПисьмаА. П. Римского-Корсакова. 1827–1853 (с предисловием) // Русский архив.
1916. №5–6. С. 21–83.80Файнштейн Л. А., Шаскольский И. П. Тихвин... . С. 120.81Шаскольский И. П., Файнштейн Л. А., Самушенкова М. Л. Тихвин… С. 104, 105.82Там же. С. 104.83Учитель Иван Павлович Крупейченко в конце 1940-х годов был одним из инициаторови организаторов восстановления разрушенного во время Великой Отечественной войныТихвинского краеведческого музея (Краснова В.