Диссертация (1146322), страница 10
Текст из файла (страница 10)
Мордвинове в обобщающих научнопопулярных работах по истории Тихвина.Другим поводом вспомнить о нем, возможно, стали события 1980-хгодов, когда проводилась наиболее масштабная советская антиалкогольнаяреформа. Однако если исходить из тех публикаций, которые тогда вышли,заметно, что более всего ученый представлялся в них как революционер идовольно слабо — как борец за трезвость. Другие его труды —исторические и краеведческие публикации — оставались на втором плане.По достоинству их оценили ленинградские историки (А. Д. Столяр,Н. Н.
Жервэ), призывая к публикации дневников ученого.Его краеведческие работы нашли применение в 1990-х годах, когда наместном уровне готовились новые пособия для школьников и студентов и41вернулась потребность знать о заслугах дореволюционных деятелейТихвинского края, позволяющих с большей гордостью относиться кпрошлому малой родины.В наши дни внимание к личности И.
П. Мордвинова активноподдерживается,проводятсяежегодныеконференциивТихвине.Тихвинские краеведы и библиографы, отдельные историки-профессионалыСанкт-Петербурга продолжают исследовать его творчество. Конечно же,это имеет положительное значение для дальнейшей популяризации заслугученого, введения в оборот результатов его изысканий и увековеченияпамяти о нем для потомков.ГЛАВА 2. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И.
П. МОРДВИНОВА§1. Основные вехи жизни и деятельности И. П. МордвиноваБиография И. П. Мордвинова, как уже было сказано, в общих чертахбыла рассмотрена В. И. Равдоникасом. Знание ее принципиально дляопределения основных творческих периодов в жизни ученого, дляпонимания того, как формировалось и менялось его мировоззрение.Конечноже,изложениеужеизвестныхподробностейсудьбыИ.
П. Мордвинова излишне. Однако следует остановить внимание на техмоментах, которые исследованы недостаточно, а также отметить, какиевопросы касательно его биографии являются спорными и требуютизучения.ПервымтакимвопросомявляетсяпроблемапроисхожденияИ. П. Мордвинова, родившегося в деревне Жилая Глина Большегорскойволости Тихвинского уезда 1 в крестьянской семье 5 июня 1871 г.В. Н. Кутузоввысказалпредположение,чтоегородителипроисходили из крестьян помещиков Мордвиновых, так как нередкокрестьяне носили фамилию своих владельцев. При этом он имеет в видурод Мордвиновых, прославившихся деятелями армии и флота, ведущихначало от Мурата Мордвинова 2, взятого в заложники («в аманаты») в1546 г. Ему пожаловано поместье близ Копорья, а вслед за ним поместьяполучили выехавшие братья: средний — в Новгородском уезде вОбонежской пятине, младший — в Карачаевском уезде Орловскойгубернии3.В настоящее время это Бокситогорский район.Кутузов В.
Н. Исаакий Петрович Мордвинов // Тихвинский краеведческий альманах.Летописец. Вып. I / Сост. А. А. Титова, Ю. Ю. Черемская. Тихвин, 2004. С. 32.3Мордвинов С. И. Родословие фамилии адмирала Мордвинова // Архив графовМордвиновых / Предисл. и прим. В. А. Бильбасова. Т. 2. СПб., 1901.
С. 10.1243В. Н. Кутузов пишет о том, что в «Русском провинциальномнекрополе» за 1914 г. отмечены могилы дворян Мордвиновых в Колбецкомпогосте, находившемся в 7 км от деревни Жилая Глина4.Однако если учитывать материалы переписи 1710 г., проведенной вНовгородском уезде, помещики Мордвиновы проживали в разных ееволостях5, и не установлено, кто именно из них владел теми самымикрестьянами, из которых вышли предки ученого, взявшие фамилию своихвладельцев.Сам И.
П. Мордвинов писал в работе о Нагорном Обонежье, чтосыновья Н. С. Мордвинова владели поместьями близ Тихвина. При этом онникак не комментировал, что кто-либо из них мог быть связан с егособственным родом 6. Здесь стоит привести слова историка полностью:«События петровской эпохи и близость края к новой столице привели ктому, что наиболее даровитые, предприимчивые или до безгласияисполнительныепредставителиместногонебогатогоинезнатногодворянства вдруг сильно выдвинулись вперед, — стали знатными ибогатыми,анекоторые—дажеизвестными.<…>(Далееидетперечисление фамилий дворян. — Е. С.) Мордвиновы — С.
И. [СеменИванович] и его сыновья — А. [Александр] и Н. [Николай]; Мордвиновупринадлежали земли в Петровском и Явосемском погостах; сам он известенкак адмирал и математик; его сын Н. С. [Николай Семенович] прославилсякак государственный деятель и мыслитель» 7.4С. 32.Кутузов В. Н. Исаакий Петрович Мордвинов // Тихвинский краеведческий альманах.Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф.
1209. Оп. 1. Д. 8601.Л. 66, 81об., 82, 202, 204, 205, 205об., 208, 215, 223, 361об. // Перепись 1710 года: Новгородскогоуезда: Обонежская пятина: Нагорная половина: Переписная книга переписи Ивана Харламова[Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://census1710.narod.ru/novgorod/1209_1_8601_1.htm.6Мордвинов И. П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье // Тихвинский край.Краеведческий сборник по Тихвинскому уезду / Под ред. В. И. Равдоникаса. Тихвин, 1926. С. 95.7Там же.544Рано осиротев, еще восьмимесячным ребенком И.
П. Мордвинов былвзят в Тихвин на воспитание сестрой своей матери8 — тихвинскоймещанкой, которая работала кухаркой. Но в его образовании, судя по всему,сыграла роль другая женщина, жившая вместе с ними — не родственница, аоднофамилица — Е. И. Мордвинова, выпускница Смольного института.И. П. Мордвинов называл ее бабушкой9.По ее инициативе он закончил приходскую школу (1880 г.) игородское училище (1883 г.). Уже тогда проявился его талант какхудожника, в учебе мальчик имел значительные успехи, однако, как писалВ.
И. Равдоникас, путь в гимназию и университет был для него закрыт какдля «кухаркиного сына»10. Он стал подрабатывать репетитором длямещанских детей, но особого дохода это не приносило 11, хотя, вероятно,именно тогда проявилась педагогическая наклонность будущего учителя.Воспитательница отправила ребенка работать в тихвинский трактир«Москва»12. Вероятно, что даже краткое время, проведенное там в 1883 г., вдальнейшемповлиялонаформированиежизненныхвзглядовИ. П.
Мордвинова, наблюдавшего сцены, опасные для детской психики.Очень скоро он ушел оттуда, «отморозив ухо на посылках», и вернулся крепетиторству. Затем в 1884 г. соседи пристроили его в мелочную лавку вСанкт-Петербурге, но из-за простуды он вынужден был приехать обратно вТихвин13.В возрасте 13–14 лет И. П. Мордвинов, ожидая подходящей работы,много читал, стал интересоваться и собирать старинные рукописи.Неизгладимое впечатление произвел на него Большой Тихвинскиймонастырь и связанная с ним история местного края в услышанных им2 октября 1915 г. И.
П. Мордвинов записал: «Сегодня память моей мамы УстиньиНикитишны Мордвиновой» (ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп. 1. Д. 1. Л. 126об.).9Равдоникас В. И. Исаакий Петрович Мордвинов. Очерк жизни и деятельности (1871–1925). Тихвин, 1926. С. 3.10Там же.11Там же. С. 4.12Там же.13Там же.845преданиях. Он начал записывать местные легенды. Примерно в то же времяон обнаружил любопытную рукопись XVII в. о перенесении Стокгольмскойиконы в Тихвин 14, о чем впоследствии написал статью 15. Позднеесклонность к познанию истории нашла применение в его активной научнопросветительской деятельности.В 1885 г. И.
П. Мордвинова определили учеником, а затем писарем вБольшегорское волостное правление в деревню Колбеки. «Мне было снебольшим лет четырнадцать от роду, когда я, в 1885 году, вступил в“значительную” для моих лет должность волостного писаря. Если принятьво внимание, что в старые годы даже государственную службу фактическиначинали с десятилетнего возраста, — например, пресловутый “хронолог”П. В.
Хавский,—авуездных канцелярияхнередковстречалисьрегистраторы, едва достигшие четырнадцатилетия, — если еще вшестидесятых годах бывали двадцатилетние исправники, — то нет ничегоудивительного, что я, мальчишка, окончивший, однако, уездное училище,был официально возведен в чин “исправляющего должность волостногописаря”» 16. И. П.
Мордвинов в ту пору уже прекрасно знал многиепроизведенияотечественнойизарубежнойлитературыимногосочинительствовал. Вскоре он познакомился с жившим в КолбекахВ. Д. Кренке, который рекомендовал его к поступлению в Александровскуюучительскую школу в Новгороде17.Там же.Мордвинов И. П.
Сказание о Стокгольмском образе Богоматери // Отдых христианина.1906. №10. С. 53–60. — Рассказ является художественным переложением предания «О том, какновгородские купцы увидели у шведа Фоки икону, похожую на икону Тихвинской БожиейМатери, и решили перевезти ее в Тихвин, и о наказании купцов на Нево-Озере» (Фольклор иэтнография Тихвинского уезда: библиографический указатель / Сост. А.