Автореферат (1146252), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Церемония открытия отсылала зрителей к традициямвыставки 1851 г., а также открывала перед ними перспективу будущего процветания империи в единстве и согласии ее народов. Участие королевы подчеркивало объединяющую роль фигуры монарха. Особый статус Индии не толькообозначался в названии выставки, но и прослеживался в символических моментах церемонии: восточный декор «колониального холла», проход королевскойпроцессии через «индийский дворец» мимо представителей коренных народовИндии, исполнение куплета гимна на санскрите. В колониальных газетах напечатали красочное описание церемонии.
Программа королевских визитов быласоставлена так, что королева посетила даже небольшие экспозиции. О высокойоценке монархом разделов колоний сообщалось местным властям с целью пробудить чувство гордости за свой вклад в общеимперское дело. Успешное начало выставки, таким образом, должно было стать очевидным даже для тех, ктоне мог ее посетить, вызывало высокие ожидания от ее результатов.В Главе II «Разделы и экспозиции Колониальной и Индийской выставки» характеризуется материальное и идейное содержание экспозиций ведущих колоний.Первый параграф «Индия на Колониальной и Индийской выставке» посвящен индийской экспозиции – самой обширной по площади и разнообразнойпо содержанию.
Ее создателями последовательно реализовывалась идея показать возрождение и процветание традиционной культуры Индии под британским правлением, прогресс в экономике, эффективность управления. Задачеотобразить детали индийского искусства подчинялась система размещенияпредметов на выставочных площадках и написанные экспертами тексты каталогов. Рекламу индийским товарам обеспечивали всевозможные экзотическиезрелища и «восточный базар», что не только служило будущей выгоде от выхода индийских товаров на английский рынок, но и обеспечило прибыль непо14средственно от проведения выставки.
Индийская секция содержала как декоративные предметы (украшения, резьбу, ткани), так и сырье (минералы, древесину), промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Облик «дворца»,дарбара и других построек имел целью показать ценность традиционных местных архитектурных форм, указать на недопустимость вытеснения традиционного стиля и замены его западными образцами. Благодаря аутентичным декорациям и присутствию на выставке самих индийцев (торговцы, официальныелица, «живые экспонаты» – ремесленники) удалось создать романтическую,идеализированную атмосферу колоритного индийского патриархального быта,которая эффектно противопоставлялась соседней австралийской и всем другимплощадкам переселенческих колоний, имевшим преимущественно современный, индустриальный вид.Во втором параграфе «Переселенческие колонии на Колониальной и Индийской выставке» дается характеристика экспозициям Канады, Австралии,Новой Зеландии, Капской колонии.
Их внешне разное содержание, обусловленное особенностями географии и природных ресурсов, спецификой развитияпромышленности и сельского хозяйства, объединял ряд общих черт. Этнографические разделы, посвященные канадским индейцам, австралийским аборигенам и племенам Африки, воссоздавали первобытный «дикий» колорит и контрастировали с частью экспозиции, отражавшей результаты английского присоединения. Торжество британской «цивилизаторской миссии» воплощали работавшие на импровизированных «рудниках» африканцы, что было призванопродемонстрировать, как местное население перенимает образ жизни «цивилизованного мира».
Переселенческие колонии представляли успехи в достижениисамодостаточности и экономической независимости. Канадская экспозиция была второй по величине на всей выставке и смогла показать всестороннюю картину социально-экономического, политического и культурного развития доминиона. Капская колония доказывала успех курса на разработку ресурсов и интенсификацию сельского хозяйства в противовес экстенсивному скотоводствубуров.
Австралийским экспозициям, подчеркивавшим контраст между «варварством» прошлого и прогрессом настоящего, удалось представить успехи экономики, богатства сельскохозяйственных и минеральных ресурсов. В целомэкспозиции «белых» колоний отличало стремление создать картину благополучной социальной жизни: современные города, развитая инфраструктура, возможности для занятия сельским хозяйством и эффективного применения трудав промышленности.
Все это делалось с целью привлечь в переселенческие колонии эмигрантов и инвесторов.В третьем параграфе «Прочие участники Колониальной и Индийской выставки» рассматриваются экспозиции Вест-Индии, Гонконга, Мальты, Кипра иЦейлона. Даже небольшие колонии хотели быть достойно представленными навыставке и рассчитывали получить значительные выгоды от участия в ней. Задачей оказавшейся «забытой» на периферии империи Вест-Индии было обратить внимание страны-матери на острые экономические (кризис сахарной промышленности) и политические (устаревшая система управления) проблемы,найти готовых вложить капитал в местную промышленность инвесторов, при15влечь эмигрантов и туристов.
Кипр, Мальта и Гонконг не случайно включали вэкспозиции макеты гаваней, доков и патриотическую символику. Они подчеркивали свое стратегическое значение для империи, не забывая при этом и рекламировать местные товары в расчете на выгодные контракты. Стремлениепредставить, пусть и в виде небольших экспозиций, практически все британские владения было обусловлено еще и тем, что у рядового британца имелосьслабое представление о заморских территориях империи – населявших эти земли народах, их природе и культуре, политическом статусе и экономических реалиях. Обойдя все выставочные площадки, он мог словно совершить путешествие в пространстве и времени, воочию убедиться в богатстве, процветании иединстве Британской империи.Глава III «Ежедневное функционирование выставки и специальныемероприятия для посетителей» посвящена различным аспектам хода Колониальной выставки и обширному кругу приуроченных к ней мероприятий.В параграфе первом «Практическая организация работы выставки иобеспечивающие ее деятельность службы» рассматриваются категории входных билетов и ценовая политика, дневная программа, функционирование вспомогательных служб и офисов, состав и обязанности обслуживающего персонала.
Посетить выставку могли люди из всех слоев общества. Для распространения льготных билетов среди подданных с низким достатком и живущих в провинции привлекались общественные организации и железнодорожные компании. Бесперебойное функционирование выставки требовала слаженной работымногочисленного персонала. Административные офисы, расположенные на«улице старого Лондона», были органично вписаны в экспозицию. Благодаряразвлекательным и познавательным мероприятиям, концертам, представлениям, «экспонатам в действии» выставка находилась в движении, превращалась в«ожившую» картину жизни империи. Решению ряда практических задач способствовала деятельность экспозиционной торговой биржи и эмиграционногоофиса.
Охрана экспонатов, обеспечение безопасности, прием тысяч посетителей были осуществлены на высоком уровне, что только подчеркивалось незначительностью попавших в газеты происшествий.Во втором параграфе «Научные и общественные мероприятия в рамкахКолониальной и Индийской выставки» анализируется тематика проходивших наплощадках выставки конференций, посвященных актуальным вопросам науки,политики, общественной жизни империи. Выставка стала уникальной площадкой для диалога на злободневные темы.
Окружение павильонами, демонстрировавшими величину и богатство Британской империи, приближало теоретические выкладки докладчиков к реальности, позволяло посмотреть на проблемыпод другим углом. Спектр обсуждавшихся тем был чрезвычайно широк – от узких научных (антропологические характеристики туземных рас или особенности первобытных религий), сугубо утилитарных производственных вопросов(обработка древесины, выращивание фруктов и чая, пчеловодство) до социально-политических проблем, затрагивавших жизнь всей империи (оборона, образование, эмиграция).
В организации конференций сыграли роль многочисленные общественные ассоциации, лиги, институты, которые инициировали дис16куссии, в том числе по вопросам, пока не обсуждавшихся на уровне законодательных инициатив, но занимавших умы британской и колониальной общественности (например, перспектива создания Имперской федерации). Большинство участников собраний были приезжими из колоний, не понаслышке знакомыми с жизнью, настроениями и устремлениями колонистов, готовыми поделиться практическим опытом.В третьем параграфе «Вневыставочная программа для участников и посетителей из колоний» оценивается организация приема приехавших в Лондонпо случаю выставки колонистов.
Специальный приемный комитет занимался нетолько финансовыми вопросами, но и составил чрезвычайно разнообразныйплан развлекательных, экскурсионных, образовательных, научно-практическихмероприятий закрытого характера, способных угодить интересам всех – от торговца и промышленника до жены колониального чиновника. Их масштаб колебался от настоящих военных учений или роскошных приемов до частных ужинов. Устроителями выступали члены королевской семьи, аристократия, городские корпорации, духовенство, частные компании и общественные организации.