Автореферат (1146106), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Сумерки. М., 2005. 687 с.; Кашлев Ю.Б. Многоликаядипломатия: исповедь посла. М., 2007. 471 с.; Козырев А.В. Преображение. М., 1995. 333 с.; Примаков Е.М.Годы в большой политике. М., 1999. 445 с.; Ciosek S., Osiecki J., Charitonow E. Wspomnienia (niekoniecznie)dyplomatyczne. Warszawa, 2014. 311 s.51Centrum Badań Opinii Społecznej [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbos.pl; TNS[Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.tnsglobal.pl; Левада-Центр. Аналитический центр ЮрияЛевады [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.levada.ru; Всероссийский Центр ИсследованияОбщественного мнения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru.52Monitor Polski. Dziennik Ustaw Urzędowy Rzeczypospolitej Polskiej. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://monitorpolski.gov.pl (дата обращения 27.05.2014).53Дипломатический вестник. Москва, 1992-2004; Дипломатический вестник [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://www.mid.ru/bdomp/dip_vest.nsf.54Rzeczpospolita Polska. Ministerstwo Spraw Zagranicznych [Электронный ресурс].
Режим доступа:http://www.msz.gov.pl; Дипломатический вестник. Москва, 1992-2004; Дипломатический вестник [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/dip_vest.nsf; Министерство иностранных дел РоссийскойФедерации. Официальный сайт [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.mid.ru.4614О попытках найти компромисс по противоречивым вопросам и обращении к тем илииным проблемам на двусторонних встречах часто свидетельствуют совместныепольско-российские декларации, коммюнике и заявления 55.Наконец, исследование польско-российских отношений указанного периоданевозможно без привлечения материалов СМИ, как в бумажном, так и в электронномвиде.
Автор диссертации обращался к польским56 и российским57 газетам, польскимжурналам58 и российским Интернет-изданиям59.Методы и методологическая основа исследования.изначальноисходилизтеории«конструктивизма»,Автордиссертациипредполагающей,что«воображаемые факторы», в том числе историческая память определяют деятельностьполитиков. Уже в названии данной диссертации говорится о влиянии на отношенияПольши и России исторической памяти, а не о ее инструментальном использованииполитиками обеих стран. Это, однако, не исключило обращения в работе к объяснениюотдельных политических решений и трактовок исторических событий с точки зрения«реализма», согласно которому отсылкик прошлому воспринимаютсякакполитический инструмент, а также считается, что память легко подвергаетсяизменениям в зависимости от текущих задач.Для выяснения содержания исторической памяти, влиявшей на отношения двухгосударств, был использован метод реконструкции.
Память польских политиково России и СССР реконструирована по хронологическому принципу. Частичнобыли реконструированы и ключевые элементы исторической памяти российскихполитиков. Для обработки значительного количества источников в исследованииприменялись элементы контент-анализа.Там же.Gazeta Wyborcza [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wyborcza.pl; Rzeczpospolita [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www4.rp.pl; Polska. The Times [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.polskatimes.pl.57Известия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izvestia.ru; Коммерсант [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://www.kommersant.ru; Российская газета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru.58Wprost [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.wprost.pl; Polityka [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://www.polityka.pl.59Lenta.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lenta.ru; РИА Новости [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://ria.ru.555615Анализ влияния исторической памяти на польско-российские отношения былосуществлен при помощи теории «аналогий», разработанной упомянутыми вышеамериканскими исследователями Э. Мэем и Юэн Фунг Конгом. Кроме того, авторпопытался отдельно рассмотреть влияние на отношения России и Польши «сложныхвопросов», связанных с прошлым – проблем интерпретации и оценки историческихсобытий и явлений. Они получили подобное определение в ходе создания и работыпольско-российской Группы по сложным вопросам. Влияние «аналогий» и «сложныхвопросов» на отношения Варшавы и Москвы в 1989–2009 гг.
было рассмотренопо хронологически-проблемному принципу. При проведении исследования автортакже руководствовался принципами историзма и научной объективности. Первыйиз них предполагает рассмотрение событий, явлений и процессов как в развитии, так иво взаимосвязи друг с другом, а также в рамках исторического контекста. Принципнаучной объективности предусматривает подход к изучению проблемы с научной, а неидеологической стороны.Теоретическая и практическая значимость работы определяется ее вкладомв российскую и мировую историографию исследований исторической памяти (memorystudies) и ее влияния на международные отношения. Материалы диссертации могутбыть использованы для продолжения исследования данной проблематики, а также приподготовке учебных пособий и разработке курсов по истории внешней политикиПольши и России, истории международных отношений, политике памяти иисторической памяти.
Полученные результаты могут быть учтены при выстраиваниидобрососедских и гармоничных польско-российских отношений для преодоления невсегда положительного влияния на них исторической памяти.Положения, выносимые на защиту:1. В исторической памяти польских политиков 1989-2009 гг. Российская империя иСоветский Союз представлялись, как государства, стремившиеся подчинить Польшу,принесшие польскому народу страдания и многие жертвы. После 1991 г. эта памятьбыла перенесена на Российскую Федерацию.2. Историческая память о России в 1989–2009 гг.
играла важную функцию длястабильности польской национальной идентичности – функцию «Другого».163. Трактовки и интерпретации одних и тех же событий и явлений прошлогов исторической памяти польских и российских политиков отличались и дажепротиворечили друг другу, что стало предпосылкой для конфронтации двух государствпо ряду вопросов в 1989–2009 гг., в том числе не связанных напрямую с прошлым.4. Историческая память оказывала влияние на польско-российские отношения в 1989–2009 гг.
в двух основных формах: «аналогий» и «сложных вопросов» (интерпретаций).5. Влияние исторической памяти политиков обоих государств в форме их обращенияк аналогиям с прошлым отражалось на процессе принятия внешнеполитическихрешений в Польше и России. Разница памятей о прошлом предопределяланесовпадение интересов двух государств по текущим вопросам.6. В рассматриваемом периоде польско-российских отношений можно выделить двапика влияния исторической памяти: 1989–1993 и 2004–2009 гг.
Первый был связан сэмансипацией Польши от Советского Союза и обращением польских политиковк ранее табуированным темам, второй – с общей активизацией обращенийк исторической памяти в регионе, проявлениями которой стала «историческаяполитика» в Польше и аналогичная ей политика памяти в России.Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниикафедры международных отношений на постсоветском пространстве факультетамеждународных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.Отдельные положения диссертации были представлены в докладах на межвузовскойнаучной конференции «Герценовские чтения – 2011» (РГПУ им.
А. И. Герцена, СанктПетербург), на заседании отдела исторических наук Петровской Академии Наук иИскусств (Санкт-Петербург), на международной научной конференции «Таврическиечтения-2012» (Центр истории парламентаризма, Санкт-Петербург), на круглом столе«Борьба за историю в эпоху глобализации (ГУВШЭ, Москва), обсуждались в рамкахработы летней школы «Польша-Россия. Трудное партнерство?» (Варшавскийуниверситет, Варшава, Польша).Структура работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав (семипараграфов), заключения и списка использованных источников и литературы. Объемдиссертации 397 страниц.17ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении обосновывается актуальность темы исследования, определяютсяего объект и предмет, ставятся цели и задачи, устанавливаются хронологическиерамки.
Представлена методологическая основа, проанализирована источниковая базаи степень изученности темы. Указывается научная новизна, теоретическая ипрактическая значимость работы. Также во введение включены положения,выносимые на защиту и апробация работы, указаны общие сведения о ее структуре.Глава 1 «Историческая память о России и СССР в польском и российскомполитическом дискурсе в 1989–2009 гг.» состоит из четырех параграфов. В нейавтором рассмотрено содержание исторической памяти польских политиков 1989–2009 гг. о России и Советском Союзе, связь последней с польской национальнойидентичностью, а также отдельные элементы исторической памяти российскихполитиков.В силу того, что в XVIII–XX вв.
польский народ и государство неоднократнострадалиотдействийвластейРоссийскойимпериииСоветскогоСоюза,травматическая память поляков предопределила асимметрию влияния историческойпамяти на отношения Польши с СССР, затем – РФ. Именно для отражения этойасимметрии в названии исследования говорится о польско-российских, а не российскопольских отношениях, а в тексте работы на первое место ставится историческая памятьпольских политиков.