Автореферат (1145056), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Нами выявлено, что старший подростковый и юношеский возраст наиболее уязвимы к развитию СП. Для мужского пола свойственны потенциально более опасные, повторяющиеся самоповреждения по дисфункциональному типу, для женского – поверхностные, эпизодические самоповреждения по реактивному типу.Исследование социальных факторов, которые детерминируют СП уже наранних этапах психического развития (Мухамедрахимов, 1999; Шпиц, 2001;Rutter, Bartak, 1973; Rutter, Behrendt, 2004), продемонстрировало множественные связи СП с семейными дисфункциями, девиантной социализацией, психологической травматизацией, модификациями тела как маркером принадлежности к неформальным субкультурным сообществам, а также виктимизацией(школьный буллинг). Это согласуется с предикторами СП, выявленными другими авторами: бездомностью, девиантным окружением (Tyler, Whitbeck, Hoytet al., 2003), физическим, сексуальным насилием и пренебрежением со стороныродителей (Gratz, Chapman, 2007; Klonsky, Moyer, 2008).
Школьный буллингоценивается как предиктор не только СП (Juhnke, 2011; Hay, Meldrum, 2010;Winsper et al., 2012), но и суицидального поведения (Воликова, Нифонтова,Холмогорова, 2013).Обобщая результаты исследования когнитивно-эмоциональных и личностных факторов, следует отметить, что клиническая и социальная специфичность обследованных групп во многом определяла исследуемые показатели.
Вцелом, в клинической выборке выявлены более высокие по силе корреляцииСП с психологическими факторами, но в популяционной выборке отдельныегруппы (например, социально неблагополучные подростки и юноши) демонстрировали высокие значения по СП и более сильные связи с низкофункциональными психологическими характеристиками.41По эмоциональному интеллекту были получены значимые различия, касающиеся связи СП со шкалами эмоционального интеллекта в отдельных нозологических и социальных группах. Выявлено, что фактор управления эмоциямивыступает отрицательным предиктором СП, но для клинической выборки приоритетным оказывается фактор понимания эмоций, как в наибольшей мере отражающий базовые проблемы дифференциации эмоций, обусловливающиенарушения социальной компетентности и ментализации.
Близкие результатыпредставлены в работах, подтверждающих связь СП с низкими показателямиЭИ (Mikolajczak et al., 2009) и такими нарушениями эмоциональной регуляции,как неспособность принять собственные эмоции и осознать их (Gratz,Gunderson, 2006; Gratz, Roemer, 2008), неспособность выразить собственныеэмоции (Gratz, 2007).При исследовании связи алекситимии с проявлениями СП ее наиболеевысокие показатели были выявлены в клинической выборке.
В выполненном ввозрастной подгруппе «17–21 год» регрессионном анализе фактор алекситимиибыл выделен в качестве предиктора СП. Указание на более высокие значенияалекситимии при СП присутствуют в работах, выполненных на разных выборках (Anderson, Crowther, 2012; Oyefeso et al., 2008; Zlotnick et al., 1996).По результатам исследования копинг-стратегий и их связи с СП, следуетотметить, что СП поддерживается малоадаптивными когнитивными стратегиями регуляции эмоций и копингами; руминация, самообвинение и обвинениедругих выступают предикторами СП. Связь руминации с СП описана в другихисследованиях (Hoff, Muehlenkamp, 2009; Voon et al., 2014), более того, руминация и катастрофизация занимают центральное место в модели эмоциональных каскадов, объясняющей СП как импульсивное поведение, связанное с попыткой завершить цикл негативных эмоциональных переживаний (Arbuthnott etal., 2015; Selby et al., 2008, 2009).Исследование временной перспективы выявило ее особенности в нозологических группах, в частности, у наркозависимых пациентов, что подтверждаетискажения временной перспективы при аддиктивных расстройствах (Jaffe,Archer, 1987; Keough, Zimbardo, Boyd, 2009; Федоров, 2005).
В качестве предикторов СП выделены негативное прошлое и фаталистическое настоящее.Результаты исследования Я-концепции продемонстрировали ее дисфункциональный характер при СП. Учитывая сложность сравнения результатовданного исследования с другими из-за разнообразия определений и способовоперационализации понятия Я-концепция, отметим выделяемую рядом исследователей связь СП с тем или иным аспектом деструктивного самоотношения:самонаказание, чувство вины, самокритика (Hooley, Germain, 2014; Klonsky,2007; Glassman et al., 2007). Это подтверждается и полученной в нашем исследовании регрессионной моделью, согласно которой низкая оценка действий,низкое самопринятие и высокая внутренняя конфликтность выступают предикторами СП.Исследование нейротизма, враждебности и тревожности показалиналичие корреляций для шкал, соответствующих этим конструктам (для шкалвраждебности – только в подростковом и частично в зрелом возрасте); шкалы42цинизма, тревожности, депрессивности, раздражительности и невротичностибыли определены как предикторы СП.
Эти результаты могут быть соотнесены смоделью враждебности, согласно которой СП возникает в результате невозможности выражать гнев, и моделью тревоги, согласно которой СП используется для контроля и избегания депрессии и тревоги (Ross, Heath, 2003).В проведенном исследовании факторов СП, суицидального риска и психопатологической симптоматики подтверждается их взаимосвязь и взаимовлияние через предикторы – несостоятельность и тревогу, что находит свое подтверждение в работах близкой направленности (Brown et al., 2002; Chartrand etal., 2012; Klonsky et al., 2012; Muehlenkamp, Gutierrez, 2004; Nock et al., 2006;Plener et al., 2009).Модель психологической помощи и превенции СП основывается на выделенных факторах риска СП и разработке, исходя из этого, программы превенции (для разных групп риска по СП), а также стратегии психологической помощи, направленной на повышение качества психологической дифференциации в разных сферах – повышение эмоционального интеллекта и качества саморегуляции (выработка адаптивных копинг-стратегий), качественные преобразования Я-концепции, связанные с сепарацией и индивидуализацией личности, повышение качества когнитивно-личностных способностей, связанных спониманием и релевантной оценкой собственных ресурсов и их соотнесением сжелаемыми качествами.
Эта работа основывается на традиционных и современных моделях психотерапии: когнитивно-бихевиоральной (Холмогорова,2011; Evans et al., 1999; Gratz, 2007; Hawton et al., 2016; Linehan et al., 2006;Muehlenkamp, 2007), психодинамической (Кернберг, 1998; Меннингер, 2003),семейной терапии, основанной на теории привязанности (Brown, 1999; Kissil,2011; Thapar et al., 2015) и др.В заключении подводятся итоги исследования, отмечаются ограниченияи перспективы дальнейших исследований СП. В качестве ограничений отмечены трудности выявления фактов самоповреждения в популяционной выборке,высокая индивидуальная специфичность актов самоповреждения, что приводитк трудностям оценки рисков СП и сложностям экстраполяции полученных данных. Приоритетными направлениями исследования данной проблемы являютсяизучение влияния семейных взаимоотношений на формирование СП (включаяособенности психологического взаимодействия на ранних этапах развития,стратегии семейного воспитания, стратегии саморегуляции эмоций и поведениячленов семьи), исследование СП в группах депривированных детей и подростков и изучение социальных и культурных детерминант СП.ВЫВОДЫ1.
Функционально-генетическая концепция самоповреждающего поведения, базирующаяся на системном биопсихосоциальном подходе к психическому развитию и его нарушениям, позволяет cистематизировать феномены ифункции СП с описанием их качественного своеобразия на разных этапах психического онтогенеза. Специфика СП определяется половозрастными, социальными и психологическими факторами. К наиболее важным из них относятся:43социальное неблагополучие, семейные дисфункции, виктимизация, возрастныекризисы, девиации, нарушения саморегуляции, низкая самооценка, нейротизм.2.
На основе теоретического анализа концепций психического развития вих связи с формированием СП было показано, что в процессе онтогенеза СПсущественно изменяется: от неосознанных действий в рамках аффективномоторного комплекса на ранней стадии развития до намеренных актов самоповреждения на последующих этапах онтогенеза. Качественный характер этихизменений может быть определен через дескриптивный анализ форм (импульсивной, стереотипной, волевой), типов (реактивного, дисфункционального,идентификационного) и функций СП (моторной, сенсорной стимуляции, сигнальной, контроля, идентификации).
Основным механизмом, обусловливающим проявления СП, выступает механизм психического регресса, возникающий в условиях кризисов развития, депривации, фрустрации и стрессогенныхвоздействий.3. Проведенное эмпирическое исследование подтвердило валидность разработанных шкал СП, с помощью которых были выделены способы и стратегииСП. Различия между инструментальными и соматическими способами основаны на феноменологии нанесения самоповреждений: при инструментальномспособе используются инструменты (порезы бритвой или ножом, проколы острыми предметами и т.п.); соматический способ характеризует самоповреждения, наносимые собственным телом (расчесывание, укусы, выдергивание волос,удары по телу и т.п.).
Выделенные стратегии СП: избавление от напряжения,восстановление контроля над эмоциями, воздействие на других, поиск новогоопыта – взаимосвязаны с социальными, когнитивно-эмоциональными и личностными факторами. Эти взаимосвязи опосредованы разными траекториямиразвития системы отношений личности в рамках нормативного и нарушенногопсихического развития.4.