Конвергенция национальных моделей бухгалтерского учета и отчетности России и Китая (1142396), страница 32
Текст из файла (страница 32)
Российские ученые рассматривают налоговогоучета с точки зрения государственной значимости.В Китае также существует отдельная профессия «бухгалтер поналогообложению», с соответствующим обучением и сертификацией, чего нетв российской системе, где данная спецификация бухгалтерской деятельностиопределяется во многом опытом работы.В Китае, как и в России, в отличие от национальных государств,относящихся к англо-американской учетной модели, насколько возможнодетально регламентация сам процесс бухгалтерского учета (сборе, обработке ирегистрации информации), а так же составление отчетности (результат).Автором представлен и проанализирован китайский национальный плансчетов. По сравнению с российским он более детализирован.
Отсюда иколичество счетов в китайском балансе больше и нумерация – четырехзначная ипривязана к разделу, в отличие от российской простой двузначной нумерации.Принцип агрегации данных также носит несколько иной характер, чтосущественно облегчает сопоставимость. Китайская расширенная номенклатурасчетов предоставляет более детальную учетную информацию для обеспечения212достоверности и надежности формирования бухгалтерской отчетности дляразных категорий заинтересованных лиц.Национальный план счетов КНР носит обязательный характер, однакопредусматривает возможность использования собственных счетов, если этанеобходимость будет обоснована в налоговых и иных контрольныхгосударственных органах.
Данная особенность безусловно представляетинтерес для российской учетной практики.В работе представлен ряд китайских счетов, рекомендуемых длярассмотрения на предмет внедрения в российскую систему.В диссертации сопоставлены принципы ведения бухгалтерскогоучета и основы формирования бухгалтерского баланса в России и в Китае.Данное сопоставление было проведено посредством анализа двух разделовбаланса – активов и пассивов.Посредством анализа подходов ученых и законодательно закрепленныхопределений, отмечено то, что понимание сущности активов в национальныхучетных системах двух стран схожее, однако китайская дефиниция ближе копределению МФСО, чем российская, и делает акцент не на имущественнойформе ресурсов, а на природе их появления – в результате сделок.Оценка активов в китайской системе носит более систематизированныйхарактер, формула законодательно закреплена.
В российской же практикедействует более пятнадцати различных инструкций и методик по их оценке.Существенным видится автору отличие в принципе расположения видовактивов в балансе: в России – по степени возрастания ликвидности, в Китае по принципу убывания. Научный и практический интерес представляют длянас китайский подход, согласно которому наличие у хозяйствующего субъектавысоколиквидных активов демонстрирует его хозяйственную устойчивость инезависимость, поэтому и именно их целесообразнее отражать в началебаланса.Группировка активов в двух системах происходит в виде выделенияосновных видов: внеоборотных и оборотных.Проанализировав состав и учет основных видов внеобротных активов,213сделан вывод о том, что они не совсем совпадают.
Китайская учетная практикатакже обособляет некоторые активы, которые в российской практике вотдельный вид не выделяются (нефть и газ, деловая репутация). Наличие вкитайском учете такого отдельного вида актива как «деловая репутация» исоответствующего счета с одной стороны больше приближает китайскуюсистему к европейской учетной практике, нежели к российской, а с другой,соотносится с традиционными конфуцианскими метафорами «доброго имени»и «потери лица». Китайская система делает особый акцент на учете объектовкультурных ценностей.К оборотным в обеих системах относятся схожие виды активов.Китайский вариант, в отличие о российского, не разделяет на видыдебиторскую задолженность, исходя из того, что на практике долг не имеетточных временных рамок возврата.В целом, несмотря на то, что счета учета основных видов активовразличаются названиямии составом, а типовой китайский баланспредусматривает большее количество статей для отражения различных видовактивов, чем российский, больший большее количество счетов для учетапотоков иностранной валюты, однако суть бухгалтерских операций по нимостается одинаковой.Автором раскрыты основные подходы китайский и российских ученыхк пониманию пассива баланса, сделан вывод о том, что китайские подходыболее опираются на определении МСФО.Расположение статей пассивов в двух системах, как указанное вышерасположение статей активов, имеет диаметрально противоположныйпринцип – убывания ликвидности.Названия основных разделов и статей, а также их учетные особенностине всегда совпадают.
Китайская практика учета Добавочного капиталаиспользует большее количество источников его формирования, система ихучета также видится более разветвленной. Особенностью учета резервногокапитала в двух системах отмечается то, российский вариант учета не имеетподобныхкитайскимзаконодательнообязательныхотчисленийна214благотворительные нужды. Для учета нераспределенной прибыли в китайскойпрактике применяется отдельный счет «Поправки к прибылям и убыткампрошлого периода», похожего счета нет в российской практике.Структура и формирование заемного капитала в учетных системахРоссии и Китая так же достаточно схожи, однако имеются и отличия.Например, виды задолженностей, относящихся в России к краткосрочнойкредиторской, китайская система обособляет и предусматривает для нихотдельные статьи в балансе.
В целом, китайская практика оперирует заметнобольшим количеством отдельных счетов различных учетных операций подвижению пассивов хозяйствующего субъекта.Проведен анализ содержания основных форм отчетности в Китае и вРоссии. Автором показана периодизация становления системы бухгалтерскойотечности в обеих странах, на основании которой сделаны выводы:- институт финансовой отчетности в Китае обладает самостоятельнымхарактером и зародился намного раньше, чем в России;- развитие бухгалтерской отчетности в ХХ в.
в обеих странах происходилона фоне схожих социально-экономических процессов. Внедрение рыночныхмеханизмов осуществлялась руководством двух стран различными путями.Несмотря на то, что Китай продолжает развитие социалистической экономики,более раннее и постепенное введение необходимых рыночных институтовпозволило ему более органично и эффективно сблизиться с МСФО.В нормативных документах обеих стран закреплено предоставлениеиндивидуальнойиконсолидированнойбухгалтерскойотчетности.Консолидированная отчетность и в России, и в Китае составляется сприменением МСФО, т.к.
данный вид отчетности, в основном, ориентированна внешних пользователей и, как отмечают китайские ученые, строится напринципах достоверности и целостности, точности и соответствия дляобеспечения всех заинтересованныхлицкачественной, надежной исопоставимой информацией о деятельности хозяйствующего субъекта. Такойподход в настоящее время внедряется и закрепляется в российской системе,что соответствует европейскому вектору реформирования национальных215учетных систем.Состав и функционал индивидуальной отчётности, в двух странах носитсхожий характер. Особо стоит обратить внимание на то, что китайская учетнаямысль разделяет понятия финансовой отчетности и бухгалтерской: полныйсостав отчетности именуется «бухгалтерской», а бухгалтерский баланс, отчето прибыли, отчет о движении денежных средств и приложения к ним образуютфинансовую отчетность как раздел бухгалтерской.
Кроме указанных,выделяются также такие разделы как «Примечания к финансовой отчетности»и«Финансовоеположение(пояснения)»,которыеименуются«бухгалтерскими материалами». Разнятся также сроки предоставленияиндивидуальной отчетности предприятий. В целом, в обеих странах насегодняшний день индивидуальная отчетность во многом выполняет большеконтрольнуюфункцию,нежелиинформационную.Ееформированиеобусловлено задачами соблюдения интересов регулирующих органов. Хотявозможности пересмотра данного подхода уже прорабатываются в двухстранах, социалистическое прошлое (в Китае – и настоящее) продолжаетоказывать заметное влияние.Так же в учетных системах двух стран присутствуют специальные формыотчетности – отчетность субъектов малого предпринимательства и отчетностьнекоммерческих организаций.
Автор отмечает особый статус малыхпредприятий для китайской экономики и значимость развития института малыхпредприятий для китайского руководства. Их отчетность носит болеедетальный характер, чем сейчас в России. Особым статусом обладают в Китаеи некоммерческие организации, их еще называют «третьим сектором».Разнится и состав отчетности двух стан для этой категории предприятий. ВКитае НКО также в обязательном порядке представляют отчет о движенииденежных средств на предмет всевозможных нарушений: от присвоениягосударственной собственности до подозрительно активного инвестированиясо стороны иностранных компаний.
В России проверки такого характера несвязаны с регулярной отчетностью, носят разовый характер. Подобноеотношение к отчетности по деятельности НКО в Китае видится вполне216оправданным и заслуживающим особого внимания.Авторомразработанатаблицатрансформациибухгалтерскихбалансов, полностью представленная в приложениях, которая представляетсобой постатейный анализ основных отчетных показателей, выносимых вбухгалтерский баланс двух стран и рекомендации по приведению статей ксоответствию. В главе 2 представлены ее составные части в видесравнительных таблиц по видам активов и пассивов и комментариев к ним.Также проведен анализ методологии составления и представленияотчета о финансовых результатах и примечаний к отчетности.











