Автореферат (1138673), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Данные позволяют такжеконтролировать в уравнении размер населенного пункта, в котором проживаетработник, что может служить прокси - переменной для эффектов агломерации.Набор региональных характеристик (RC) включает в себя агрегированныерегиональные показатели, которые получены из официальных публикаций Росстата.Не существует какой-либо теории, которая бы однозначно предсказывала то, какиеименно региональные характеристики входят в индивидуальные функции полезностиработников, поэтому выбор конкретных переменных диктовался соображениямисопоставимости с предшествующими исследованиями и доступностью самих данных.Издержки проживания измерялись с помощью стоимости фиксированного наборатоваров и услуг.7 В состав переменных, характеризующих неденежные плюсы иминусы проживания в различных регионах, были включены средняя ожидаемаяпродолжительность жизни после рождения; средняя температура января; количествозарегистрированных преступлений в расчете на 100 тыс.
населения; интенсивностьвыбросов загрязняющих веществ (тонн на кв. км); численность врачей и среднегомедицинского персонала в расчете 10 тыс. жителей; количество автобусов в расчетена 100 тыс. жителей; плотность автодорог с асфальтовым покрытием (км на 1000 кв.км территории); оснащенность квартирными телефонными аппаратами сети общегопользования (в расчете на 1 тыс.
чел. городского населения); уровень региональнойбезработицы. Еще одна неденежная характеристика отражает близость того или иногорегионаквоенномуконфликтувЧеченскойреспублике(напомним,чтоиспользовались данные за 2003 г). Набор (S) для контроля воздействия шоковобразуют две переменные, сконструированные на основе данных Росстата о ВРП иВВП. При оценке уравнения (1) отдельно для мужчин и женщин в спецификациюдополнительно включалась региональная переменная, представляющая собойсредний региональный уровень различий в заработной плате между мужчинами иженщинами, необъясненных различиями в их производительных характеристиках.Данная переменная, отражающая степень дискриминации женщин на региональных7Этот показатель рассчитывается Росстатом на основе одинакового для всех регионов набора товарови услуг и рекомендован им для проведения межрегиональных сопоставлений покупательнойспособности заработных плат и доходов.21рынках труда, была оценена в работе диссертанта, посвященной проблемамгендерной дискриминации.8Использование эконометрической модели (1) сопряжено с решением рядапроблем, возникающих как при ее спецификации, так и непосредственно при ееоценивании.
В предыдущих исследованиях полностью игнорировалось наличиеположительных издержек миграции. Однако, как показывает проведенный вдиссертации теоретический обзор, наличие положительных издержек миграциичрезвычайно важно учитывать, так как иначе получаемые оценки коэффициентов прирегиональных характеристиках будут смещены. Поскольку оценки издержеквнутренней миграции для России до сих пор отсутствуют, в диссертации в качествепрокси-переменной, отражающей величину таких издержек и их вариацию порегионам, используется расстояние от административного центра того или иногорегиона до Москвы. Это обосновано тем, что Москва (вместе с Московскойобластью) является основным центром притяжения для внутренних мигрантов.9 Мыисходим из того, что различия в расстоянии отражают различия в транспортных, а вкакой-то мере и в информационных издержках.Другаяпроблема,котораяполностьюигнорироваласьвпредыдущихисследованиях - как отечественных, так и зарубежных – это эндогенность.
Чтобылучше понять потенциальные источники этой проблемы, ошибку из уравнения (1)можно представить в следующем виде:ei,j = abilityi + εj + υi,j(2)Ошибка, помимо полностью случайной составляющей (υi,j), содержит в себекомпоненты, связанные с действием ненаблюдаемых индивидуальных (abilityi) ирегиональных(εj)факторов.Примеромненаблюдаемыхиндивидуальныххарактеристик могут служить индивидуальные способности работников. Если они8Ощепков А.
Гендерные различия в оплате труда в России // Экономический журнал ВШЭ, т. 10, No.4, 2006.9Согласно нашим оценкам по данным Росстата, в 2002 г. положительное сальдо миграции дляМосквы и Московской области наблюдалось по отношению к 47 регионам (то есть к более чемполовине всех регионов), а для следующей по этому показателю Тюменской области - по отношениюлишь к 7 регионам. Кроме того, в период с 2000 по 2005 гг. коэффициент чистой миграции былмаксимален для Москвы и Московской области (если не учитывать данные по республикеИнгушетия).22коррелируют с какими-либо региональными характеристиками, включенными вуравнение (1), то оценки коэффициентов при всех региональных характеристикахбудут смещены. В работе мы полагаем, что пространственное распределениеработников по регионам не связано с их индивидуальными ненаблюдаемымиспособностями.В качестве примера ненаблюдаемого регионального фактора может выступатьуровень экономического развития региона.
Неучет этого фактора поднимает вопрособ эндогенности издержек проживания в уравнении (1). Можно ожидать, что вотносительно более богатых регионах спрос на товары и услуги выше, чем в болеебедных; следовательно, более высокий уровень заработной платы подталкивает ценывверх. То обстоятельство, что эта зависимость верна только для неторгуемых (неучаствующих в межрегиональной торговле) товаров и услуг, не ослабляет значимостьданной проблемы.
Так, во многих зарубежных работах для того, чтобы учестьиздержкипроживания,использовалисьлибоценынажилье,либонекийрегиональный индекс цен, включающий в себя цены на жилье. Однако жильеотносится к неторгуемым товарам; цены на него эндогенны по отношению к уровнюзаработныхплат.Вдиссертацииотмечается,чтовпервомприближениирегиональный индекс цен в России (стоимость фиксированного набора товаров иуслуг) может рассматриваться как экзогенный по отношению к заработной плате, таккак он не включает цены на жилье, а цены на большинство товаров и услуг,включаемых в этот индекс, слабо зависят от уровня локальных доходов.Неучет регионального фактора является также потенциальным источникомэндогенности характеристик региональной инфраструктуры.
Естественно полагать,что в богатых и экономически развитых регионах и уровень заработных плат выше, иинфраструктура развита лучше, чем в бедных. Это предполагает, что оценкикоэффициентовприблагоприятных(неблагоприятных)региональныххарактеристиках будут смещены вниз (вверх). Для решения этой проблемы нужнонайти такие инструментальные переменные, которые отражали бы различия междурегионами в уровне развитости инфраструктуры, но при этом не были бы связаны суровнем экономического развития региона.
Такие переменные найти крайне трудно,чтоиобъясняет,почемувзарубежнойлитературепокомпенсирующимрегиональным различиям в заработной плате вопросу эндогенности практически неуделялось внимания.23В диссертации показывается, что уникальные российские условия позволяютрешать проблему эндогенности характеристик региональной инфраструктуры. Вусловиях плановой экономики ее уровень развития определялся централизованно иэкзогенно по отношению к уровню регионального экономического развития. И хотя впереходный период инфраструктура регионов развивалась в прямой зависимости отих бюджетных возможностей, анализ фиксирует высокую корреляцию междусоответствующими индикаторами, относящимся к 1990 и 2003 годам. Это позволяетиспользовать индикаторы 1990 г. в качестве инструментальных переменных дляиндикаторов развитости инфраструктуры в 2003 г.Выполненный эмпирический анализ позволил получить следующие основныерезультаты.
Во-первых, была установлена значимая связь между индивидуальнымизаработными платами и рядом характеристик регионов. Направление этих связейсогласуется с предсказаниями теории компенсирующих различий. Согласнополученным оценкам, работники получают компенсацию в терминах заработнойплаты за более высокий уровень цен и относительно неблагоприятные условияпроживания (такие как низкая ожидаемая продолжительность жизни, слабаяобеспеченностьмедицинскимперсоналом,болеехолодныйклиматинеблагополучная экологическая обстановка). Как оказалось, компенсируется также иболее высокий уровень безработицы, но коэффициент при этой характеристикезначим слабо.Во-вторых, после корректировки на значимые региональные характеристики, атакже различия в структурах региональной занятости, межрегиональные различия воплате труда оказались примерно на 70% ниже, чем наблюдаемые.
Другими словами,основная часть межрегиональной дифференциации в заработной плате получила вработе свое объяснение. При этом выяснилось, что характеристики регионов имеютгораздо большее значение для объяснения межрегиональной дифференциации воплате труда, чем различия между регионами в структуре занятости. Наибольшийвклад в региональную вариацию заработных плат вносит региональный уровень цен.Отметим, что оценки, полученные отдельно для мужчин и для женщин, совпадаюткачественноиблизкизаключаетсявтом,количественно.чтоучетЕдинственноедополнительнойотличиемеждухарактеристики–нимиуровнядискриминации - позволяет дополнительно объяснить около 6% межрегиональнойвариации в заработной плате среди работников-женщин.24В-третьих, корректировка различий существенно меняет положение регионов поуровню заработной платы.
Регионы ЮФО и ряд регионов ЦФО, являющиесятрадиционными аутсайдерами по уровню наблюдаемой заработной платы, становятсялидерами по уровню скорректированной заработной платы. При этом резкосокращаются региональные премии в Москве и Санкт-Петербурге, а также вбольшинстве северных регионов.Хотя эти результаты были получены на основе анализа микро-данных за одингод (2003 г.), они справедливы и для более длительного периода времени.