Диссертация (1137729), страница 24
Текст из файла (страница 24)
С началом работы нового предприятия, передовыетехнологии, разработанными нашими специалистами по всему миру, получатбольше распространения в России, что соответствует нашей общей стратегиипо расширению присутствия на российском рынке»[81].Помимовысококвалифицированногоперсоналаирастущегопотребительского спроса, с точки зрения международных корпорацийнаибольшую привлекательность России представляет ее большие запасынефти и газа и развитый топливно-энергетический комплекс.
Несмотря на127значительныеограниченияполитизированность,вданнойотрасли,монополизированностьееивысокуюпреобладаниегосударственного участия в капитале компаний, международные корпорации,включая инновационные, охотно инвестируют в ее развитие, считаясуществующие риски оправданными. Преимущественно, эти инвестиции насегодняшнийденьжестколимитированыиносятхарактерпортфельных[116].Однако,приучастиимеждународныхкорпораций,существуетзначительный потенциал развития инновационных секторов в отрасляхроссийской экономики, связанных с добычей и переработкой полезныхископаемых. Например, Лу Наумовски, вице-президент и глава московскогопредставительства компании Kinross Gold Corporation в своем интервьюаналитикамкомпанииErnst&Youngвысказываетследующеераспространенное среди руководителей международных корпораций мнение:«Страна, имеющая такие богатые природные ресурсы, как Россия, должнасделать упор на привлечение и стимулирование инвестиций, позволяющихосуществитьмодернизациюивнедритьинновациивсекторегеологоразведки, добычи и переработки полезных ископаемых»[77].РазвитиеинновацийэтогонаправленияпозволилобыРоссиипревратить в однозначное преимущество фактор, который традиционновоспринимается большинством экспертов скорее как недостаток с точкизрения перспектив развития инновационной экономики – ее международнуюспециализацию на добыче полезных ископаемых, принявшую черты«голландской болезни».
И реализовано это может быть в значительнойстепени за счет участия международных корпораций, для которых, с однойстороны, жестко лимитирован непосредственный доступ к разработкеместорождений,а,сдругойстороны,которыеосознаютвысокуюприбыльность даже косвенно связанных с этим отраслей.Однимизсуществующихсегодняпримеровсовмещениясотрудничества российской и международной корпораций в сфере добычи128полезных ископаемых с развитием инноваций в данной отрасли являетсясотрудничество Роснефти и Exxon Mobil в совместном проекте по оценкевозможностейкоммерческойразработкииопытнойразработкетрудноизвлекаемых запасов нефти Баженовской и Ачимовской свит вЗападной Сибири.
Соглашение о создании совместного предприятия (51% Роснефть, 49% - Exxon Mobil) с целью реализации данного проекта былоподписано в декабре 2012 года. В соответствии с данным соглашением,работы будут вестись на принадлежащих Роснефти 23 лицензионныхучастках общей площадью более 10 тыс. кв. км., а Exxon Mobil, со своейстороны, предоставит финансирование на реализацию программы опытныхработ, современные технологии и специалистов в области геологии,разработки,проектированияизаканчиванияскважин,услугипопроизводственному управлению при бурении сложных горизонтальныхскважин,необходимыхдляоценкиикоммерческогоосвоениятрудноизвлекаемых запасов[78].Одним из основных рисков, возникающих при массовом приходемеждународных корпораций в инновационные отрасли страны, являетсяснижение государственного контроля над данными отраслями и, какследствие возможностей регулирования их развития и проведения различныхвидовстимулирующейинновациигосударственнойполитики.Международные корпорации, выбирают места размещения для своихподразделений, выполняющих различные этапы производственного цикла,руководствуясь, прежде всего, собственной выгодой.
В результате этого, какправило, в зависимость от решений международных корпораций попадаетспециализации отдельных небольших городов, в которых расположеныпроизводства, регионов и даже целых стран. Но, при этом, на территорияхотдельных стран, как правило, не формируются полные производственныециклы – только отдельные этапы. И целые отрасли национальной экономикиоказываются в тесной зависимости от развития ситуации в других странах, вособенности тех, в которых осуществляются смежные производственные129этапы[49].
В отдельных случаях это может стать фактором, влияющим нанациональную безопасность.Не меньшую опасность представляет возможность принятия решениймеждународными корпорациями о сокращении масштабов того или иноготехнологически сложного производства или перенесении тех или иныхинновационных разработок из одного своего подразделения в другое,расположенное в другой стране. В результате, сокращается спрос на научныеи инженерные кадры внутри страны, что влечёт за собой серьезныесоциальные последствия и снижение общего технического и инновационногопотенциала.
Последнее можно, в частности наблюдать на примере ситуации вшведской экономике в последние годы[135].Политика, проводимая международными корпорациями, может какспособствовать притоку капитала в инновационные отрасли страны, так и,наоборот, быть направленной на вывод прибылей, полученных за счетведениябизнеса(втомчислеинновационного)встране,иихреинвестирование в экономики других стран.
Для России эта проблемаприобретает все более острый характер. Однако, в случае России, еслимеждународные корпорации зарубежного происхождения с каждым годомувеличивают объем инвестиций в промышленное производство и научнотехнические разработки в нашей стране, то международные корпорации,центральные офисы которых расположены в России, напротив, стремятся кразвитию своих существующих зарубежных подразделений и приобретениюновых[22].По данным Economist Intelligence Unit за последние десять лет,несмотря на международный финансовый кризис, прямые инвестициироссийских компаний в экономики других стран выросли в 16 раз.
Большаяих часть приходится на энергетику и сопутствующие отрасли и связана сприобретением месторождений, а также и газо- и нефте-транспортирующих,перерабатывающих и сбытовых компаний, однако с каждым годом также130растет инвестиционная активность международных корпораций российскогопроисхождения на высокотехнологичных рынках других стран.К числу наиболее широко обсуждавшихся примеров относятся:покупкаВымпелкомомтелекоммуникационныхкомпанийWeatherInvestments в Египте и Киевстар на Украине в 2010 году; покупки Росатомомв 2009 году немецкой компании Nukem Technologies и в 2010 году канадской компании Uranium One; в 2009-2011 годах активная деятельностьпо покупке крупных пакетов в Facebook, Twitter, Alibaba Group, Groupon имногихдругихроссийскойинвестиционнойкомпаниейDigitalSkyTechnologies, фактически, являющейся специализированной структурнойнадстройкой над Mail.ru.
С некоторыми оговорками к данному списку можнотакже добавить недавнюю покупку Сбербанком РФ в 2012 году турецкогобанка Denizbank, ранее принадлежавшего французско-бельгийскому банкуDexia.В энергетической отрасли российские инвестиции за рубежом помимоэкстенсивного расширения существующего бизнеса и проникновения нанациональные рынки других стран в отдельных случаях также направлены наполучение доступа к технологиям в таких областях как повышениеэнергетической эффективности и альтернативные источники энергии[93].Одним из примеров является совершенная в конце 2011 года покупкаГазпромомнемецкойкомпанииEnvacomService,занимающейся,вчастности, производством энергии из экологически чистых источников(ветер, солнце, биогаз).
Впрочем, данная сделка имела двойное значение дляГазпрома, поскольку ее результатом стал не только доступ к инновационнымтехнологиям в секторе альтернативной энергетики, но и первый прецедентвыхода Газпрома на розничный энергетический рынок Германии.Нетипичным примером российских инвестиций в иностранные высокиетехнологии является участие Роснано в качестве основного венчурногоинвестора в британской компании Plastic Logic, занимающейся разработкойтехнологии производства гибких экранов для различных IT устройств на131основе пластиковых, а не кремниевых микро-чипов.
В данном случаеосновной целью является покупка иностранной технологии на этаперазработки с целью внедрения, развития и коммерциализации в России[69].Этот случай интересен тем, что обычно происходит обратная ситуация:международные корпорации иностранного происхождения инвестируют вроссийские старт-апы с целью приобретения технологии российскихразработчиков и внедрения ее в своих подразделениях в других странах.Интересен также случай группы компаний Оптоган, занимающейсяпроизводством светодиодов и светодиодной техники, бизнес которой ссамого начала ее существования носил международный характер. Первыекомпании, входящие в состав группы, были основаны российскимиразработчиками в Финляндии и Германии, однако затем выкупленыкрупными российскими инвесторами Роснано, Онэксим и РИК, и толькопосле этого были созданы российские компании группы Оптоган.
Основныепроизводственные мощности и значительная часть научных разработокОптогана также расположены в Германии, в России – конечные этапыпроизводства, связанные со сборкой и основной рынок сбыта. По даннымкомпании, это связано с тем, что в Германии размещаются ключевыепоставщики, расположение производства в непосредственной близи откоторых позволяет значительно сократить стоимость конечной продукции.При этом завод, построенный Оптоганом в Германии «с нуля» и запущенныйв 2011 году, является вторым по величине производством светодиодов вЕвропе.Влияние инвестиционной активности на высокотехнологичных рынкахдругих стран международных корпораций с российским происхождением наразвитие инновационной экономики в России нельзя оценивать однозначно.С одной стороны, это является примером значительного оттока из страныкапитала, который мог бы быть направлен в инвестиции на внутреннемрынке.
С другой стороны, во многих случаях речь идет об инвестициях,осуществляемых,преждевсего,сцельюполучениястратегических132преимуществ для развития как всего бизнеса корпорации в целом, так и, впервую очередь, бизнеса ее подразделений, расположенных в России. Вособенности, это относится к тем случаям, когда корпорации за счет покупкииностранныхкомпанийполучаютдоступкновымтехнологиям,впоследствии внедряемым в России, к более эффективным поставщикам илик новым рынкам сбыта. Роберт Херманн, управляющий директор повопросам инвестиционного консультирования компании Germany Trade andInvest (GTAI), занимающейся от имени немецких властей помощьюиностранным инвесторам в Германии охарактеризовал текущую ситуацииследующимобразом:«Российскиеинвесторыимеютзначительныефинансовые возможности и активно инвестируют в те активы, с помощьюкоторых они могли бы эффективнее обслуживать, в том числе, российскийрынок»[77].Важным позитивным фактором также является то, что расширениеприсутствия российских компаний на международном рынке как в качествепроизводителей инновационной продукции, так и в качестве инвесторов ввысокотехнологичныесектораэкономикдругихстран,способствуетбыстрому улучшению образа российского бизнеса и России в восприятиииностранных инвесторов и международных компаний, находящихся в стадиипринятия решения о прямых инвестициях в инновации в России [22].***В России традиционной проблемой отраслей, связанных с научнымиисследованиями и разработками является их недостаточное финансирование.Несмотря на его увеличение в последние годы, затраты на НИОКР в Россииощутимо уступают аналогичным затратам в среднем по странам ОЭСР дажепри сопоставлении относительных (% от ВВП), а не абсолютных значений.Однако, по мнению автора, значительно большую важность представляетэффективность осуществляемых инвестиций, т.е.