Автореферат (1137550), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2003.8Бретон А. Еретик // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века.9Сартр Ж.-П. Один новый мистик // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХвека.10Фуко М. О трансгрессии // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века.11Кристева Ю. Дискурс любви // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века.12Derrida J. De l'économie restreinte à l'économie générale, un hegelianisme sans réserve // L’écriture et la difference.Paris: Seuil, 1967.13Nancy J.-L.
La communauté désœuvrée. Paris: C. Bourgois, 1986.14Барт Р. Метафора глаза // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века.15Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.6обществаведетустановлениепредельногоопытаБатаявкачествеобщепринятого принципа коммуникации.Последняя – третья – группа представлена авторами, создавшимиподробные биографические работы, скрупулезно описывающие взаимосвязьдвижениямыслиБатаясразличнымисобытиямивеголичнойипрофессиональной жизни, его включенностью в общественные организации идискуссии. Наиболее значимой и общепризнанной в ряду биографическихработ является книга Сюриа16. Она ценна точным биографическим описаниемжизни Батая и его ближайшего окружения, а также внятным обобщением егоключевых идей.
Особую ценность этой работе придает тот факт, что Сюриаопирается на уникальный материал – ранее не опубликованные письма Батая иматериалы интервью, которые он взял у ближайших друзей и соратников Батаяили их родственников после его смерти. К этой же группе можно отнестифранцузских авторов монографий, посвященных Батаю, в которых основнойакцент делается на философском и литературном, а не биографическомконтексте.
Среди них особую значимость имеет первое академическоеисследование творчества Батая Дени Олье17. Серьезный клад в развитиебатаеведения также внес Жан-Мишель Хаймоне18, который провел анализосновных проблем и мотивов творчества французского философа.Среди русскоязычных работ, посвященных Батаю, в первую очередьследуетвыделитьпервоевРоссииисторико-философскоеилитературоведческое исследование С.Л.
Фокина19, в котором он прослеживаетразвитие основных мотивов творчества Батая вплоть до середины 30-х годов,описывает те направления философии и искусства, которые оказали решающеевлияние на развитие его мысли, и предлагает оригинальную интерпретациюотдельных ранних статей и литературных произведений французского автора,16Surya M. Georges Bataille, La mort à l`oeuvre.
Paris: Gallimard, 1992; Surya M. George Bataille. An IntellectualBiography. Verso, 2002.17Hollier D. La prise de la Concorde. Essais sur George Bataille. Paris: Gallimard, 1974.18Хаймоне Ж-М. Хабермас и Батай // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХвека.19Фокин С. Л. Философ-вне-себя. Жорж Батай.
СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2002.7таких как «История глаза» (1928)20, «Язык цветов» (1929)21, «Язувий» (1930)22,«Солнечный анус» (1931)23 и других.Не менее важной является первая и пока что единственная монография вРоссии под авторством О.В. Тимофеевой «Введение в эротическую философиюЖоржа Батая», уже упомянутая нами выше.
Несомненным достоинством этойработы является тот факт, что она в значительной степени посвященаинтерпретации малоизученного позднего этапа творчества Батая и проясняетключевые идеи этого периода, такие как представление о сакральном,существование которого, по мнению Тимофеевой, для Батая обусловленоналожениемзапретанаприродныевлеченияиинстинктычеловека,сакрализующем сферу этих влечений. По мысли Батая, установление запретабыло осуществлено еще в первобытных обществах, но он сохраняет своюзначимость до сих пор.Для понимания специфики «раннего» понятия «внутреннего опыта»важны статьи Тимофеевой «“Внутренний опыт” и проблема сообщества втворчестве Ж. Батая»24 и Т.
Вайзер «Драматизация внутреннего опыта ЖоржаБатая»25. Вайзер выявляет в опыте несколько взаимозависимых аспектов,которые позволяют рассматривать его одновременно как коммуникативнуюпрактику, экзистенциальное состояние и специфический способ выражениясубъективности человека.Наш собственный интерес к соотношению «внутреннего опыта», какпредельного экзистенциального переживания и гетерологии Батая былизначально вызван работой С.Н. Зенкина «Сакральная социология»26, в которойон описывает позднее творчество Батая в терминах «сильного» и «слабого»,соответствующих научному знанию и внутреннему опыту, рефлексивному и20Bataille G.
Histoire de l’œil // Bataille G. Œuvres complètes I. Paris: Gallimard, 1970. PP. 9-79.Bataille G. La langage des fleurs // Bataille G. Œuvres complètes I. PP. 173-179.22Bataille G. Le Jésuve // Bataille G. Œuvres complètes II. Paris: Gallimard, 1970. PP. 13-21.23Bataille G. L’anus solaire // Bataille G. Œuvres complètes I. PP. 79-87.24Тимофеева О.В.
«Внутренний опыт» и проблема сообщества в творчестве Ж. Батая // Опыт и чувственное вкультуре современности: Филос.-антропол. аспекты. М.: ИФ РАН, 2004.25Вайзер. Т. Драматизация внутреннего опыта Жоржа Батая. URL:http://theatrummundi.org/material/dramatization/26Зенкин С.Н. Сакральная социология Ж. Батая.218интроспективному анализу.
Изначально об этом разделении говорил ещеДеррида в работе «Невоздержанное гегельянство» (1967)27, однако, на нашвзгляд, именно Зенкину удалось обосновать важность и проблематичностьданного разделения, поскольку французский автор упоминает его некритически,рассматривая как несомненное достоинство мысли Батая, а не как источникпотенциальных противоречий. Опираясь именно на это разделение, в своемисследовании мы прослеживаем методологические принципы философиифранцузского мыслителя.Кроме вышеуказанных авторов – российских исследователей творчестваБатая, другими не менее важными интерпретациями отдельных его идей иконцепций являются статьи Д.Ю.
Дорофеева28, М. Рыклина29 и Н. Бунтмана30,которые написали краткие и проницательные очерки, характеризующиенаправления мысли Батая и его личность в целом.Основные положения, выносимые на защиту:1. Несмотря на то, что Батая часто обвиняют в отсутствии системности, егофилософия, на наш взгляд, носит концептуальный характер, связанный спереосмыслением введенного самим Батаем понятия «внутренний опыт»,значение которого трансформировалось в разные периоды его творчества. Так,если в 1930-х гг. «внутренний опыт» мыслился им как адогматическиймистический опыт, то в 1940 г.
он становится инструментом интуитивногопознания гетерогенной реальности в гетерологии Батая;2. Несмотря на то, что термин «гетерология» упоминается Батаем лишь вработах 1930-х годов, фактически им можно обозначить собственнуюконцепцию Батая, разработанную им на позднем этапе его творчества.Оформление гетерологии в полноценную концепцию в значительной степени27Derrida J. De l'économie restreinte à l'économie générale, un hegelianisme sans réserve.Дорофеев Д.
Ю. Саморастраты одной гетерогенной суверенности // Предельный Батай. Спб., 2006; ДорофеевД. Ю. Спонтанные броски Жоржа Батая навстречу иному // Вестник Санкт-Петербургского университета.Серия 6. 2004. Вып. 529Рыклин М. Жорж Батай: опыт вне жанров // Комментарии. 1997. № 12.30Бунтман Н. Нарушение границ: возможное и невозможное // Ж. Батай Литература и зло. М.: Изд-во МГУ,1994.289было обусловлено переосмыслением «внутреннего опыта» как предельногоопыта, то есть опыта трансгрессии пределов индивидуальности и устранениясубъект-объектного разделения в гетерогенной реальности. При этом впознании гетерогенной реальности предельный опыт дополняется данныминаучного познания, которые позволяют обобщить его и избавить отпроизвольности непосредственного чувственного восприятия;3. Получаемое в рамках гетерологии знание не является, в строгом смыслеслова,нифилософским,нинаучным,ононеможетбытьтакжеквалифицировано как результат художественного творчества, но представляетсобой результат синтеза научного познания и иррационального интуитивногопознания гетерогенной реальности.
С одной стороны, это затрудняет развитиетакогознанияиинтерпретацию.делаетСпрактическидругойстороны,невозможнойегонесомненнымоднозначнуюпреимуществомсинтетического анализа в рамках гетерологической концепции Батая являетсяоригинальнаяконцептуализацияпредельныхсмысловчеловеческогосуществования, демонстрация недостаточности исключительно научногопознания для их понимания и необходимости дополнять его иррациональным,интуитивным способом познания.Научная новизна исследования1. Впервыевотечественномбатаеведениипредпринятапопыткаконцептуальной реконструкции теории «внутреннего опыта» Жоржа Батая какпредельного опыта и обоснования эволюции его значений от раннего кпозднему этапу творчества Батая;2.
Впервыевотечественномбатаеведениипредпринятапопыткареконструкция гетерологической концепции Батая, в которой центральноеместо занимает понятие «внутренний опыт». Несмотря на то, что сам Батай непретендовал на такую концептуализацию, именно концепцию гетерологииможно считать одним из важнейших результатов его философского творчества,позволяющих рассматривать достижение непрерывного, обезличенного и10интенсивного гетерогенного бытия как предельный смысл существованиячеловека;3. Впервые в отечественном батаеведении представлено концептуальноеобоснованиеметодологическогосвоеобразияпозднихработБатая,заключающееся в сочетании мистического опыта и научного знания,позволяющего описывать гетерогенную реальность, а также определено местоэтой методологии в развитии его социально-антропологических теорий.Теоретическая и практическая значимость результатов исследованияОсновные положения и выводы диссертационного исследования могутбыть использованы при подготовке и чтении общих и специализированныхкурсов по истории философии и французской философии, в частности, а такжев качестве материала для учебных пособий, посвященных актуальнойфранцузской мысли.Результаты анализа теоретических работ Батая, полученные в ходеданногодиссертационногоисследования,могутслужитьосновойдлядальнейшего изучения как корпуса текстов самого Батая, так и работ техфилософов и писателей, которые, в той или иной мере, опираются наконцепции, введенные Батаем в поле философии, в частности Нанси и Фуко.Личный вклад автораАвтором лично получены все основные результаты, сформулированыцели, задачи и выводы исследования.
Он выявил теоретические истокифилософии и методологии Ж. Батая, осуществил реконструкцию егогетерологической концепции, определив место и значение «внутреннего опыта»в ней, дал оценку роли методологии Батая в формировании как его собственнойсоциально-политической философии, так и в современной французскойфилософии в целом. Проведенный анализ позволил автору эксплицироватьосновные положения методологии поздних работ Ж. Батая и показать наличие11внутренней логики и концептуальности его философской мысли, несмотря наеё эклектичность.Достоверностьрезультатовдиссертационногоисследованияобуславливается выверенной аргументацией положений, выносимых на защиту,а также обоснованным и развернутым решением всех задач исследования,поставленных диссертантом, осуществляемым с опорой на первоисточники икомментаторскую литературу.Апробация работыОтдельныеположениядиссертациибылипредставленывходевыступления автора на:- Четвертой межвузовской научной конференции студентов, аспирантови молодых ученых «Философия.