Автореферат (1137550), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Язык. Культура», организованнойшколой философии НИУ ВШЭ, 26-27 апреля 2013 г. (Доклад«“Внутренний опыт” как летопись трансформации европейскойкультуры первой половины XX в.»);- Международной научной конференции «Онтология негативности»,организованной Лабораторией исследования философии ЦФИ НИУВШЭ, 22–23 октября 2013 г. (Доклад «Говорить о том, чего нет:тематизация “отсутствия Бога” во “Внутреннем опыте” Ж. Батая»);- Пятой межвузовской научной конференции студентов, аспирантов имолодых ученых «Философия. Язык. Культура», организованнойшколой философии НИУ ВШЭ, 29-30 апреля 2014 г. (Доклад«Гетерология Ж. Батая в контексте теорий сакрального французскойсоциологической школы»).Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав,заключения и библиографического списка. Первая глава состоит из шестипараграфов, каждый из которых посвящен влиянию того или иного мыслителя12на формирование философского мировоззрения Жоржа Батая. Вторая главасостоит из трех параграфов, в которых анализируется ранняя концепциявнутреннего опыта и генезис гетерологии Батая. Третья глава состоит из двухпараграфов, в которых анализируется соотношение раннего и позднего этаповтворчества Батая и трансформация трактовки Батаем «внутреннего опыта» какчасти батаевской методологии в его поздних работах.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении раскрывается важность и новизна мысли Батая в контекстефилософии первой половины XX века, описывается общий смысл и истоки«внутреннего опыта» и гетерологии, исследованию которых посвящено данноедиссертационное исследование. Далее определяются цели, задачи, объект ипредмет диссертации; формулируются положения, выносимые на защиту,актуальность, новизна исследования и степень разработанности проблемы.Глава I.
«Теоретические истоки «внутреннего опыта» и гетерологииЖоржа Батая» посвящена реконструкции историко-философского контекста ивыявлению теоретических оснований гетерологии и понятия внутреннего опытав творчестве Батая.В параграфе 1. «Негация как путь к обретению подлинного бытия вапофатическойтеологии»рассматриваютсяидеихристианскихапофатических теологов, послужившие основой для разработки Батаем понятиявнутреннего опыта. Для апофатиков подлинное бытие открывается вмистическом созерцании вследствие отрицания любых попыток познатьокружающий мир, используя чувственное восприятие или рациональноепознание. Конечной целью мистического опыта является достижение не-знания(сверхрационального понимания сущности Бога) и единения с Богом.Батай опирается на идеи апофатиков, описывая внутренний опыт какопыт крушения всех ориентиров и знаний, которые имеет человек, и как опыт,позволяющий достичь не-знания, превосходящего всякое знание, доступное13чувствам или рассудку.
Вместе с тем он расходится с апофатическимитеологами в том, что постулирует внутренний опыт как свободный от какихлибо религиозных догм и не имеющий внешней ему цели.По Бланшо, интересовавшегося, как и Батай, апофатической теологией инегативной эстетикой, подлинная литература разворачивается как негациябытия, уничтожение реальных объектов в процессе их подмены эфемернымисловами и образами. Итогом такого истребления становится пустое нейтральноепространство литературы, которое, тем не менее, превосходит своейподлинностью реальный мир. Идея отрицания бытия в литературе как залогдостижения бытия подлинного конгениальна идее самоотрицания субъекта, окоторой говорит Батай в контексте предельного опыта.В параграфе 2.
«Критика аполлонического духа в работах ФридрихаНицше» показано, что наиболее важной для Батая ницшеанской идеей являетсяутверждениепревосходствадионисийскогоначала(импульсивности,инстинктивности, несдержанности и полноты сил) как непременного условияразвития и роста культуры в целом. Важность иррационального начала вчеловеке и необходимость контролируемого высвобождения этого началаявляются центральными мотивами творчества Батая.Влияние работ Ницше угадывается и в критике Батаем работ апофатиков,утверждавших, что через самоотрицание можно достичь экстатическогоединения с Богом. Речь идет о ницшеанской идее смерти Бога, которая былапризвана обратить внимание человека на внутренне присущую ему свободу,открывающуюсявследствиеослаблениядавлениярелигиознойморали.Апофатические теологи указали Батаю на наличие внутреннего пространстваэкзистенциальной пустоты и способы его достижения в контексте мистическогоопыта, но именно Ницше указал ему на то, что из данного пространства неможет быть никакого трансцендирования в абсолютное бытие, что человекобречен переживать пугающую и вместе с тем радостную безграничностьбытия.14В параграфе 3.
«Лев Шестов. Адогматическая вера и религиозныйэкстаз» показано, что Шестова и Батая роднит стремление осознать ипреодолеть экзистенциальную тревогу, разрешить которую, по мнениюШестова, способна лишь искренняя вера, которая является способом познания идорогой к религиозному экстазу, в котором человек лишается оков разума, авместе с ними и экзистенциальной тревоги. Так понятая вера схожа спониманием Батаем предельного опыта как спонтанного переживаниячеловеческого существования во всей его многогранности.
По Батаю, понятьприродучеловекаиусловияегосуществованиямыможемлишьиррационально, благодаря именно нашему внутреннему опыту.Критика разума и рациональности, как в науке, так и в религии,антисистемность и адогматичность, свойственные Шестову, оказались оченьблизки Батаю. Знакомство с мыслью Шестова во многом стало причинойпоявления этих тем в его философском и литературном творчестве.Впараграфеинтерпретации4.«Негативность«Феноменологиидуха»иабсолютноеАлександромзнаниевКожевым»анализируются общие черты философии Гегеля, оставшиеся неизменными винтерпретации Кожева, и отличия этой интерпретации от исходного текста.
В«Феноменологии духа» Гегель описывает человека как существо, гармоничновстроенное в общемировой порядок, в котором он играет роль движущей силыи«органа»самопознанияАбсолютногоДуха.Сампосебетекст«Феноменологии духа» представляет собой законченную систему абсолютногознания, создав которую, Гегель исчерпывает человеческие возможности в планепознания. Критикуя основные принципы мышления Гегеля (системность,сдержанность, завершенность), Батай развивал идею философии не-знания,которая мыслилась им как противоположность философии абсолютного знания.По мнению французского философа, достижение абсолютного знания неозначает исчерпания всех возможностей познания вообще, но лишь исчерпаниевозможностей рассудочного познания.
За пределами абсолютного знания15открываетсяобластьнепознаваемого,которуюможнодостичьлишьвнерационально, через внутренний опыт.Рассматривая особенности интерпретации Кожева, мы показываем, чтоодним из основных пунктов её расхождения с исходным текстом Гегеляявляется её антропоцентризм и постулирование человеческой негативности какдвижущей силы Истории.
Изначально негативность человека, понимаемаяКожевым как способность преобразовывать и разрушать материальный мир,проявляется в борьбе за признание между двумя индивидами, поскольку в нейпобеждает тот, кто демонстрирует готовность рискнуть своей жизнью, то естьподвергнуть негации все бытие вплоть до негации собственной жизни радитого, чтобы достичь признания и славы.Негативность как воплощение подлинной природы человека становитсяодной из важнейших интуиций Батая. Прочие темы – эротика, смерть,жертвоприношение, трансгрессия, внутренний опыт, поэзия – являются как быразличными вариантами воплощения человеческой негативности.Параграф 5. «Немецкая феноменология религии и французскаясоциологическая школа: небожественное сакральное как гетерогеннаяреальность» открывается анализом феноменологии религии Рудольфа Отто,который говорит о необходимости обнаружить сущность священного, котороепервично и независимо от конкретных религий, являющихся лишь различнымиспособами его воплощения и осмысления.
Священное как таковое существуетобъективно и независимо от восприятия человека. Вместе с тем исследоватьсвященноемыможемлишьчерезфеноменологическийанализегоиррационального восприятия.Понимание Отто священного как совершенно иного, устрашающего иодновременно притягательного используется Батаем в описании гетерогеннойреальности и гетерологии, как науки о совершенно ином, целью которой Батайвидел познание области гетерогенного, то есть области, противоположнойупорядоченному и однородному социальному существованию.16Другим важным источником развития гетерологии Батая являетсясоциология сакрального Эмиля Дюркгейма, описавшего деление всех вещей на«сакральные» и «профанные» как неотъемлемую черту любой религии.Дюркгейм говорит об амбивалентности сакрального, в сферу которого входяткак нечистые, скверные, так и «священные» объекты.