Автореферат (1136966), страница 4
Текст из файла (страница 4)
При описании здоровьяпожилых людей использованы данные обследования SAGE.Выбраны следующие показатели, получение которых возможно наосновевопросов,содержащихсяванкетахвсехиспользованныхобследований: отсутствие/наличие хронических заболеваний; отсутствие/наличиеограниченийвактивности(илиинвалидности); хорошее/плохое здоровье (самочувствие в целом).Для характеристики здоровья пожилых людей (60+) использованыпоказатели, процедуры измерения которых, предусмотрены в рамкахобследований SAGE и SHARE:20 возможность осуществлять элементарные действия (напр. одеться,пройти по комнате); индекс массы тела (ИМТ), измеряемый на основе соотношенияроста и веса; распространенность артериальной гипертонии.Выбраны именно эти показатели, поскольку они влияют на вероятностьсмерти, значимо взаимосвязаны с качеством жизни, общим самочувствием ираспространенностью ограничений в активности.Далее произведено разделение изучаемой совокупности на «здоровых» и«нездоровых» на основании суждений опрашиваемых о собственномздоровье.
Это деление всегда относительно и условно в связи с тем, что приизмерении здоровья приходится иметь дело с непрерывным континуумом, от«полного здоровья» до «смерти».Как «нездоровые» по выбранным показателям в нашем исследованииопределены: те, кто имел хотя бы одно диагностированное врачом хроническоезаболевание на момент опроса; те, кто имел тяжелые ограничения в активности или инвалидность; те, кто оценивал собственное здоровье как «плохое» или «оченьплохое», на момент опроса; по шкале ограничений в элементарной активности – при наличииограничений хотя бы по одному из действий; по показателю индексы массы тела (ИМТ) – значения > 30; попоказателюартериальнойгипертонии–приналичиидиагностированной врачом гипертонии или измеренном давлениипревышающем 140/90.21В третьей главе построены таблицы ОПЗЖ в России за 2004-2011 гг.
сприменением описанной в первой главеметодологии и выбранных дляанализа во второй главе информации и показателей здоровья.Полученные результаты свидетельствуют о том, что динамика здоровьянаселения России в 2004-2011 гг. была положительной, особенно у женщин.Ожидаемая продолжительность здоровой жизни мужчин eH(45) в 2011 годувыросла на 2,9 года, женщин - на 4,2 года по сравнению с 2004 годом. На33% (1,4 года) общий прирост данного показателя у женщин объясняетсяположительной динамикой здоровья (по данным RLMS HSE, пожилыеженщины стали значимо лучше оценивать собственное здоровье в целом в2011 году).Согласно модели динамики здоровья российских мужчин и женщин напротяжении жизненного цикла (построенной на основе применениякластерного анализа, по данным RLMS-HSE), среднестатистическомуроссийскому мужчине в возрасте 15 лет в 2002 году предстояло прожить 45,3года.
Из них 22,2 года в состоянии полного здоровья, при отсутствиихронических заболеваний, физических и сенсорных ограничений, прихорошем самочувствии в целом. Женщинам предстояло прожить 58,9 года,только 17,5 из которых – в здоровом состоянии, без хроническихзаболеваний, функциональных нарушений и при хорошем самочувствии.Модель показала свою валидность, как для обоих полов, так и для мужчин иженщин в отдельности, и продуктивность при оценке здоровья населения спомощью таблиц ОПЗЖ.Расчеты, выполненные по данным обследований RLMS-HSE, РиДМиЖи КОУЖ-2011, говорят о значительном преобладании распространенностихронических заболеваний (по словам респондентов) у женщин по сравнениюс мужчинами.
Это может быть отчасти объяснено их более высокойинформированностью о собственном здоровье.Женщины также проживают более существенную часть жизни, оцениваясобственное здоровье как «плохое» и «очень плохое», по сравнению с22мужчинами при сопоставимых уровнях распространенности инвалидности итяжелых ограничений в активности.За десятилетний промежуток времени с 1995 по 2005 гг.
прогресса впродолжительности здоровой жизни 45-летних мужчин в России ненаблюдалось, тогда как, в общей продолжительности жизни наблюдалсятолькорегресс(вцелом,периодс1998годахарактеризовалсянеблагоприятными тенденциями в смертности).
У женщин, несмотря настагнациюпродолжительностижизнивцелом,наблюдалсяростпродолжительности здоровой жизни – за период с 1995 по 2005 гг. ееприрост составил 2,8 года. Рост ОПЗЖ 45-летних женщин продолжился и впериод с 2005 по 2011. Прирост продолжительности жизни в этот периодсоставил 2,8 года, тогда как ОПЗЖ – уже 4,2 года, что говорит в пользугипотезы о «сокращении заболеваемости»10 у них.Рис. 1. Ожидаемая продолжительность жизни и ОПЗЖ при оценкесобственного здоровья как хорошего или среднего 45-летних мужчин иженщин в России в 1995 (оценки Андреева и соавторов), 2005 и 2010-2011гг.10Fries J. The compression of morbidity. Milbank quarterly.
61(3), 1983, p.397-419.23Источники: 1995 г. – оценки Андреева, Школьникова, МакКи (2002); 2005-2011 - расчетыавтора по данным 15-ой и 19-ой волн RLMS-HSE, и Росстата (КОУЖ-2011).Эти результаты сопоставимы с оценками других исследований,сделанныхнаданныхRLMS-HSE,гдебылапродемонстрированаположительная динамика оцениваемого здоровья женщин трудоспособного ипожилого возрастов за период с 1995 по 2009 гг.Впоследниегоды(2004-2010)Россияприближаетсяквосточноевропейским странам по величине показателей ОПЗЖ.
Еслинамеченный тренд «сокращения заболеваемости» и роста ожидаемойпродолжительности жизни закрепится, то в ближайшие годы Россия попоказателям ожидаемой продолжительности здоровой жизни женщин можетобойти восточноевропейских соседей – Литву, Эстонию, Польшу. Однако,судя по наиболее актуальным оценкам, в 2010 году российские мужчины иженщины в возрасте 50 лет продолжают нести потери по сравнению с ихсверстниками в странах ЕС27 – у мужчин отставание по ОПЗЖ составило 8,3года, у женщин – 8,4 года.Пожилые мужчины и женщины (60+) в России в 2010 годусущественноопережалисвоихзападноевропейскихсверстниковпораспространенности артериальной гипертонии и ожирения. При этом потеривыше у женщин.
Женщине 60 лет в России в 2010 году предстояло прожить всреднем на 4,3 года меньше, чем ее западноевропейской сверстнице, однакоразница в ОПЗЖ, проживаемой без диагностированной гипертонии,составила 9,9 года (по расчетам, основанным на данных SAGE и SHARE). Умужчин значения соответствующих показателей потерь составили 6,8 года вожидаемой продолжительности жизни и 7,1 года в ОПЗЖ без гипертонии.24Рис. 2. Ожидаемая продолжительность жизни и ОПЗЖ при оценкесобственного здоровья как хорошего или среднего в возрасте 50 летмужчин и женщин в России и странах ЕС в 2010 годуИсточники: Росстат, Евростат, обследование RLMS-HSE 19-ой волны 2010 года иевропейское обследование EU-SILCЗаключениеВ исследовании представлена картина интегральных показателей –ожидаемой продолжительности здоровой жизни и бремени потерянных летздоровой жизни от преждевременной смертности и заболеваемости,основанных на демографических таблицах, но в то же время интегрирующихпоказатели заболеваемости и распространенности различных ограничений,получаемых, в частности, посредством выборочных социологическихопросов.
На доступном информационном материале, удовлетворяющемнеобходимым требованиям к информации (надежность, репрезентативность,сопоставимость), и показателям (валидность, сопоставимость) выполненыоценки интегрального показателя ОПЗЖ.25Недостаточная детализация, узость информационной базы не позволилиоценить бремя потерянных лет здоровой жизни в данной работе – их оценка,какисовершенствованиепроцедурырасчета,являютсяпредметомдальнейших разработок.Построение мер ОПЗЖ потребовало решения непростой задачипредварительной группировки людей на «здоровых» и «нездоровых».Использованные в работе варианты их определения позволили увеличитьнадежность и сопоставимость показателей ОПЗЖ при международныхсравнениях.В результате построения таблиц сопоставимых показателей ОПЗЖмужчин и женщин в России и странах ЕС показано отставание России отэтих стран, которое, однако, несколько сократилось в последние годы ввидуположительной динамики здоровья населения России, особенно женщин,начиная с 2004 года.Предложены пути расширения российской информационной базы дляоценки круга показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни,более широкого, чем это возможно сегодня при использовании доступнойинформации.
Рекомендованная анкета, в частности, содержит вопросы дляоценки показателей ограничений в элементарной активности (ADL),инструментальных действиях (IADL), и жизненной энергии (фрагментвопросника SF-36) и качества жизни в целом (Health Utilities Index) –инструментов,которыепоказалисвоювалидность,надежностьисопоставимость в международных исследованиях здоровья с применениемвыборочных обследований.Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах,рекомендованных ВАК Министерства образования и науки России1.
Рамонов А.В. Анализ статуса здоровья населения России с использованиеминтегральных показателей // Социологические исследования, 2012. №3. С.104-116 (0,5 п.л.)262. Рамонов А.В. Ожидаемая продолжительность здоровой жизни какинтегральная оценка здоровья россиян// Экономический журнал Высшейшколы экономики, 2011. Т. 15. № 4. С. 497-518 (1 п.л.)3. Рамонов А. В., Вишневский А.Г., Васин С.А.
Возраст выхода на пенсию ипродолжительность жизни // Вопросы экономики, 2012. №9. С. 88-110. (0,9п.л., личный вклад автора – 0,3 п.л.)4. Рамонов А.В. Ожидаемая продолжительность здоровой жизни в России ичетырёх странах ЕС в 2007 году // Вопросы статистики, 2012. №11. С. 50-60(0,4 п.л.)В других изданиях:5.Рамонов А.В., Вишневский А.Г., Васин С.А. Продолжительность жизни ивозраст выхода на пенсию // Демоскоп Weekly, 2012.
№ 511-512, 21 мая-3июня 2012.http://demoscope.ru/weekly/2012/0511/tema01.php(0,7 п.л., личный вклад автора – 0,2 п.л.)6.Рамонов А.В., Козлов В.А. Бремя туберкулеза в России// Демоскоп Weekly,2011. № 491-492, 19-31 декабря 2011.http://demoscope.ru/weekly/2011/0491/tema01.php( 0,8 п.л., личный вклад автора – 0,4 п.л.)7. Рамонов А.В. Ожидаемая продолжительность здоровой жизни в России// Демоскоп Weekly. Электронная версия бюллетеня «Население иобщество», 2011. № 463-464, 18 апреля-1 мая 2011.http://demoscope.ru/weekly/2011/0463/tema05.php (1,2 п.л.)27Лицензия ЛР № 020832 от 15 октября 1993 г.Подписано в печать 02 апреля 2013 г.
Формат 60х84/16Бумага офсетная. Печать офсетная.Усл. печ. л. 1.Тираж 100 экз. Заказ №Типография издательства НИУ ВШЭ, 125319г. Москва, Кочновский пр-д, д.3.28.