Диссертация (1136784), страница 22
Текст из файла (страница 22)
Однако, данные выборочного обследования РиДМиЖ,три волны которого были проведены в 2004, 2007 и 2011 гг.,показывают, что их доля в составе семейных ячеек стабильнонаходится на уровне 17,5%. Подобное противоречие возникает из-заразличий в методах сбора информации и критериях определениябрачно-партнерских союзов.Одна из широко обсуждаемых проблем семей одиноких матерейсвязана с значительно более уязвимым экономическим положениемэтих семей, их худшей обеспеченностью благами и жильем, меньшимипотребительскими возможностями. Трансформация полной семьи вмонородительскую является одной из причин бедности.
Социальнаяполитика многих стран направлена на поддержку уровня жизни семей147с одним родителем и сосредоточена на трех направлениях поддержки:во-первых, материальная поддержка семей одиноких матерей с детьми;во-вторых, это политика, помогающая сочетать женщине занятость ивоспитание детей; в-третьих, это политика поощрения созданияодинокими матерями полных семей. Как уже было сказано, опытразличных стран показывает, что материальная поддержка семей содним родителем часто приводит к увеличению их численности.Анализ проводимой политики США показывает, что стимулированиевступления одиноких матерей в брак не приводит к значительномуснижению бедности среди них, т.к.
женщины находят партнеров сосхожими или худшими характеристиками, чем у них самих. Вбольшинстве стран Европы и России снижение уровня жизни женщиныс детьми после распада семьи является временным. Постепенно доходыодинокой матери становятся выше, чем были до распада семьи, однако,период времени, требующийся на восстановление прежнего уровняжизни, сильно различается по длительности, и именно в этот периододинокой матери требуется поддержка в виде мер по совмещениюработы и уходу за ребенком - к такому выводу приводит анализ опытаевропейских стран.Хотяроссийскомсамостоятельноеобществевоспитаниеболеенеребенкаосуждается,женщинойвмногочисленныеисследования на протяжении длительного периода времени выявляют,что в обществе сложился стереотипный образ одинокой матери какплохо образованной женщины, которая не может уделять достаточновремени воспитанию ребенка.
Кроме того, российская политикапоследнихлет,направленнаянаувеличениерождаемости,рассматривает распад семьи как фактор, ведущий к снижениюрождаемости, а одиночество женщин с детьми как перманентное, а невременное состояние. В исследовательской среде длительное время148ведется дискуссия о том, является ли семья с одним родителемдевиантной формой семьи, влияющей на последующую возможностьсоздания женщиной новой семьи и рождаемость, или же это одна изформ современной семьи, и переходный этап от полной семьи с однимпартнером к полной семье с другим партнером?Проведенный в диссертационной работе анализ показал, чтоодинокие матери имеют схожие демографические и образовательныехарактеристики, что и матери, воспитывающие детей вместе спартнером.
Для большей части женщин, основной путь попадания вгруппу одиноких матерей - это распад семьи, в большинстве случаев врезультате развода с супругом. Вероятность распада семьи с детьмизначительно увеличилась за рассматриваемый период, при этом доляпрекратившихсуществованиепервыхсоюзов,начавшихсяссожительства остается стабильно значительно большей, чем доляпрекратившихся союзов, начавшихся с брака. С точки зрения детей, вопервых, все большая доля детей переживает распад семьи до возраста18 лет, во-вторых, большая доля детей получает первый опытпроживания в семье с одной матерью в дошкольном возрасте.Доля женщин, которые стали одинокими матерями в результатерождения ребенка вне брачно-партнерского союза невелика, и былазначительной только в поколениях женщин, родившихся в 1930-е гг.Среди женщин из послевоенных поколений, рождаемость вне брачнопартнерских союзов минимальна у родившихся в 1950-х и 1960-х,однако она значительно выше и сконцентрирована в возрастах до 25лет у поколений 1970-х и 1980-х гг.
рождения. Взросление этихпоколений происходило в разных социально-экономических иполитических условиях, и для последних двух рассматриваемых когортрождения очевиден становится произошедший разрыв тесной связи вовремени вступления в брак и рождения первого ребенка. Кроме того,149проведенный анализ показал, что риск рождения первенца вне союзаодинаков у девушек из полных семей и монородительских семей вовсехрассматриваемыхпоколениях,такимобразомодинокоематеринство не воспроизводится через рождение детей вне союза.Одинокие женщины с детьми в России имеют худшиематериальнуюиимущественнуюобеспеченностиименьшиевозможности удовлетворить базовые потребности семьи, однако, этоскорее временный эффект снижения уровня жизни.
В исследованиипоказано, что имущественная обеспеченность одиноких матерей,которые не смогли найти себе партнера, со временем улучшается.Средироссийскиходинокихматерейобнаруживаетсяприверженность более либеральным взглядам на семью, брак,воспитание и рождение детей вне брака, чем среди женщин,воспитывающих детей в полной семье. Однако, подобные взглядыявляются скорее декларативными, и отражают пережитый опытраспада семьи и воспитания ребенка без поддержки со стороны отцаребенка.
Кроме того, среди одиноких россиянок по-прежнему высокоценятся семья и официальный брак, что подтверждается другимиисследованиями, согласно которым одинокие матери говорят ожелании найти партнера, вступить в брак и создать полную семью.Проведенный в работе анализ показал, что шансы одинокихматерей создать полную семью значительно увеличились. Средиженщин, которые родили первенца вне брачно-партнерского союза,вероятность создать полную семью выросла с 23% среди родившихся в1930-е гг. до 58% среди родившихся в 1970-е гг. При этом возросладоля женщин, для которых создаваемый брачно-партнерский союз неявляется первым, т.е. рождение ребенка вне брачно-партнерскогосоюза может являться для них скорее осознанным решением.Значительно увеличились шансы создать новую семью и среди150женщин, чей партнер умер.
Вероятность выросла с 31% в поколениях1930-х до 50% в поколениях 1970-х. Вероятность формирования новойсемьи разведенными женщинами практически стабильна, и непретерпевала существенных изменений в зависимости от времени. Кфакторам, существенно повышающим шансы одинокой материвступить в новый брачно-партнерский союз относятся следующие:возраст женщины до 25 лет, наличие у нее среднего или среднепрофессионального образования, маленький возраст ребенка намомент начала периода одинокого материнства.Результатыпроведенногоисследованиядоказывают,чтороссийские женщины, не смотря на различия в брачно-партнерскихисториях, по-прежнему стремятся к идеалу двухдетной семьи. Распадбрачно-партнерского союза, также, как и рождение первого ребенкавне союза, приводят к существенно меньшей рождаемости только вслучае, если женщина не создает новую семью до возраста 40 лет.Однако,учитываязначительноувеличившуюсявероятностьформирования одинокой матерью новой семьи, в том числе и вмолодом возрасте, можно утверждать, что все большая доля россиянокимеет возможность реализовать желание иметь двоих детей.Обобщая выявленные изменения в тенденциях формированиясемей одиноких матерей и формирования одинокими матерямиповторных супружеских союзов, отметим, что брачно-семейныетраектории одиноких матерей за рассматриваемый период временипретерпели значительные изменения.
Довоенные поколения женщин1930-х гг. рождения имели высокие шансы родить ребенка внесупружеского союза и низкие шансы вступить в супружеский союз,будучи одинокой матерью, а к снижению итогового числа рождений наженщину в этих поколениях приводил распад супружеского союза.Послевоенные поколения женщин, родившиеся в 1940-е – 1960-е имели151равные и низкие шансы стать одинокой матерью, родив ребенка внебрачно-партнерского союза, однако, шансы каждого из поколенийматерей воспитывать ребенка без супруга в результате распада семьипостепенно повышались, так же, как и шансы вступить в новыйсупружеский союз, а условием достижения идеала двухдетной семьиявлялись либо непрерывность супружеского союза, либо вступление всупружеский союз после распада первого или рождения вне союза.Матримониальныеирепродуктивныебиографииженщинизпоколений 1970-х и 1980-х еще не завершены, однако, их шансывоспитывать ребенка без партнера выше, чем у предыдущих поколенийженщин, как в результате рождения вне супружеского союза, так и врезультате распада союза, а шансы создать супружеский союз будучиодинокой матерью не зависят от предыдущей брачно-партнерскойбиографии.Таким образом, период одинокого материнства постепенностановится одним их этапов жизненного пути для растущего числароссийских женщин.
Периоды воспитания ребенка в полной семье ибез партнера могут сменять друг друга по одному и более раз за времявзросления ребенка. Это с одной стороны означает, что условиясоциализации детей становятся более разнообразными, с другойстороны это наглядно показывает, что в российском обществе остаетсявысока ценность семьи и детей. Женщины с детьми предпочитаютпрерывать неудачно сложившиеся брачно-партнерские отношения, ноэто не означает, что они остаются одинокими навсегда, а дети растутбез отца или мужского участия. Одинокие российские матери имеютвысокие шансы найти партнера, создать семью и родить внутри этойновой семьи еще одного или нескольких детей. Имеются все основанияутверждать, что в современном российском обществе значительнаядоля семей одиноких матерей и высокая разводимость не являются152показателями кризиса семьи, а говорит о том, что современныероссиянкипредпочитаютформироватьсвойсобственный,индивидуальный жизненный путь, несут ответственность за принятыерешения, и не рассматривают период одинокого материнства какдлительный или окончательный этап своей брачно-партнерской исемейной биографии.153Список использованной литературы1.Агафонова Е.Б., Солоненко К.Л.
Отношение матери к детям внеполных неблагополучных семьях // Личность, семья и общество:вопросы педагогики и психологии. 2013. № 30, c. 172 – 176.2.Алименты в России: анализ проблем и стратегия в интересахдетей. Авт. кол.: Л.С. Ржаницына [и др.] Проект Института экономикиРАН. М.: ИЭ РАН, 2012.3.Аналитический отчет по итогам выборочного наблюдениярепродуктивныхгосударственнойплановнаселения.статистики,http://www.gks.ru/free_doc/2012/demo/orp.docФедеральнаяслужба2013.URL:(датаобращения16.12.2013).4.Андреев Е.М. О точности результатов российских переписейнаселения и степени доверия к разным источникам информации //Вопросы статистики.
2012. № 11, c. 21-35.5.Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1996.6.Аргентова Т.Е., Аргентова Л.В. Представления женщин изнеполных родительских семей о возможности реализации в их личнойжизни ценностей «взаимная любовь» и «счастливая семейная жизнь» //Вестник КемГу.