М.Н. Чепурин, Е.А. Киселёва - Курс экономической теории (djvu) 2006 (1128949), страница 17
Текст из файла (страница 17)
Хайек капитализм, необходимо собрать информацию о том, что, как и для кого производить. Наиболее дешевым способом окажется здесь спонтанный порядок, ибо «собрать в единый кулак» всю рассеянную информацию о ценах, предпочтениях, наличных ресурсах окажется непосильной никакому Центру задачей. Да, при этом существуют трансакционные издержки рыночной координации, но они оказываются ниже тех издержек, которые возникли бы в случае централизованного прикрепления каждого производителя к конкретному потребителю в масштабах всей национальной экономики.
А вот в рамках фирмы способом, экономящим трансакционные издержки, оказывается иерархия (см подробнее гл. 9). Здесь работники взаимодействуют друг с другом не при помощи ценовых сигналов; о том, чем ему заниматься и что производить, работник узнает от своего непосредственного начальства. Как иерархия устроена и армия, где, как известно, приказы не обсуждаются. Семья патриархального типа также устроена на принципах иерархического управления. Таким образом, мы подошли к интересному выводу оценивать эффективность спонтанных порядков или иерархий необходимо не с точки зрения нормативных оценок (плохие или хорошие), а с точки зрения экономии трансакционных издержек Конечно, это не единственный критерий, но он очень важен Теория трансакционных издержек помогает понять, почему оказалась неэффективной социалистическая система хозяйства: попытка построить все общественное производство ло типу фирмы, или «единой фабрики», как писал В.
И. Ленин, оказалась несостоятельной из-за огромных трансакционных издержек, с которыми связано регулирование из Центра (Госплана) Интересно, что идеальное общество, о котором мечтали социалисты-утописты и последователи марксистского учения, в терминах неоинституциональной теории должно было бы представлять собой систему с нулевыми трансакционными издержками.
Так, Р. Коуз утверждал, что абсолютно коммунистическое общество в его представлении — это система, в которой трансакционные издержки не существуют. Но в реальности социалистическая система оказалась «перегруженнойэ трансакционными издержками. Наивная социалистическая утопия, что можно в едином центре сосредоточить всю рассеянную в обществе информацию о ценностях ресурсов, о постоянно меняющихся предпочтениях потребителей и т. п., так и осталась утопией, нереализованной мечтой. Выдающийся вклад в развенчание иллюзий о возможности построения всего общественного хозяйства по типу иерархии внесли австрийские экономисты-неолибералы Ф. Хайек («Пагубная самонадеянностьэ), Л.
Мизес («Социализм»), российский экономист Б. Бруцкус в своей работе «Социалистическое хозяйство», вышедшей еще в 1922 г., и другие экономисты. 69 Глава 4 До сих пор мы исследовали, каким путем может передаваться информация о редких ресурсах в различных хозяйственных системах. Но облик той или иной системы зависит и от упомянутых ранее институтов, или «правил игрьлц которых должны придержива ться все хозяйственные агенты В следующем параграфе и пойдет речь о некоторых из этих важнейших правил. б 2.
Права собственности как «правипа игры» в хозяйственных системах В современной экономической теории, как нам известно из гл. 2, 9 3, получило развитие направление экономического анализа, называемое неоинституционализмом. Одной из наиболее известных теэтого направления является экономическая теория прав со- орий этого н ственности. У истоков теории прав собственности стояли дв а изве- стных американских экономиста — Рональд Коуз, о котором мы много говорили в предыдущем параграфе, и Армен Алчиан. В дальнейшем в б использовании этой теории принимали активное участие такие известные экономисты неоинституциональной школы, как .
ар- цель, Г. Демсец, Д. Норт, Р Познер и др. Своеобразие подхода авторов этой теории к трактовке собственнос- ти и ее использованию в качестве методологической и общетеорекой основы экономического анализа состоит в следующем: во-пер- тической о м ля нас по- вых, в своих исследованиях они оперируют не привычным д нятием «собственность», а используют термин «право собственнос- ти».
Не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок или доля п ав по использованию ресурса — вот что составляе т собственность».' Полный пучок прав, называемый «перечнем Оноре» (в честь анг- лийского юриста А Оноре, впервые предложивш его его в 1961 г.), со- стоит из следующих 11 элементов: 1. Право впадения, т. е.
право исключительного физического конт- роля над благами; 2. П аво использования, т. е. право применения полезных свойств Р благ для себя, 3. Право управления, т. е. право решать, кто и как будет обеспе- чивать использование благ, 4. Право на доход, т. е право обладать результатами от использования благ, Право суверена, т. е. право на от- 1 Оепзвезз н тошаш а злеогу чуждение, потребление, изменение ипи оГ горег1у пйшэ — "Яшепсап Есопопкс яен~екг 1957, ч 57, Н»2 уничтожение блага, 70 Координаиоя выбора в различных хозяйственных састемах ' Хейне П Экономический образ мышления С 325 ' Тоогпапоб РО Тьеогу оз шагйеГ 1айиге — кКумоз», 1984, ч 37, На 4 ' Меигер К Основания политической экономии Австрийская школа в политической экономии М, 1992 С.
79. 71 6. Право на безопасность, т. е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды; 7. Право на передачу благ а наследство, 8. Право на бессрочность обладания благом; 9 Запрет вредного использования, т. е. запрет использования вещи способом, наносящим вред имуществу других хозяйственных агентов; 10. Право на ответственность в виде взыскания, т е.
возможность взыскания блага в уплату долга, 11 Право на остаточный характер, т. е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий. Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т.
д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ, и касаются их использования. Эти отношения представляют нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения. Иначе говоря, права собственности есть не что иное, как определенные «правила игры», принятые в обществе. «Права собственности — это права контролировать цспользование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Именно права собственности — или то, что, по мнению людей, является соответствующими правилами игры, — определяют, каким именно образом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса».' Вторая отличительная черта теории прав собственности заключается в том, что феномен собственности выводится в ней из проблемы относительной редкости, или ограниченности ресурсов: «Без какой-либо предпосылки редкостей бессмысленно говорить о собственности».' Правда, такой подход не является открытием вышеназванных авторов, впервые он был обоснован еще в 1871 г.
австрийским экономистом Карлом Менгером в книге «Основания политической экономии». Собственность, писал К. Менгер, своим конечным основанием имеет существование благ, количество которых меньше по сравнению с потребностями в них Поэтому институт собственности является единственно возможным институтом разрешения проблем «несоразмерности между надобностью и доступным распоряжению количеством благ».' Такое несоответствие ведет к тому, что централь- Глава 4 ным моментом отношений собственности становится их исключающий характер Таким образом, отношения собственности — это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам Иными словами, обеспечение прав собственности предусматривает исключение других лиц из числа пользователей ограниченных ресурсов. Но само обеспечение этого права, как отмечает известный исландский экономист Т.
Эггертссон, сопряжено с издержками. В некоторых случаях эти издержки могут быть очень высокими. Хорошо известно, что владельцы домов в районах с высоким уровнем преступности «отказываются от них, когда издержки обеспечения прав собственности сводят чистую ценность этой собственности к нулю».' Отсутствие исключений из доступа к ресурсам, или свободный доступ к ним, означает, что они — ничьи, что они не принадлежат никому или, что то же самое, всем (общая собственность). Такие ресурсы не составляют объекта собственности. По поводу их использования между людьми не возникают экономические, рыночные отношения.
С точки зрения авторов теории прав собственности, исключить других из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них. Другими словами, спецификация прав собственности — это закрепление отдельных правомочий за одним или несколькими экономическими субъектами. Так, перечисленные выше 11 правомочий из «перечня Оноре» могут быть закреплены не обязательно за одним физическим или юридическим лицом, о чем мы подробнее скажем далее.
Государству принадлежит особо важная роль в спецификации прав собственности, которые принимают вид формальных правил (законов, прописанных в различных законодательных актах и, прежде всего, в Конституции). Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу. «Если права на совершение определенных действий могут быть куплены и проданы, — пишет Р Коуз,— их в конце концов приобретают те, кто выше ценит даруемые ими возможности производства или развлечения.
В этом процессе права будут приобретены, подразделены и скомбинированы таким образом, чтобы допускаемая ими деятельность приносила доход, имеющий наивысшую рыночную ценность».' Таким образом, основ' Эггертссон Т Экономичесная цель спецификации, т. е. четкой оп- е вове ение и инстит ты м РЕДЕЛЕННОСтн ПРае СОбСтВЕННОСтИ, ЗаК- д, 2991 с бс лючается в изменении поведения хозяй- ~ Кока р. фирма, рынок и праствующих субъектов таким образом, что- во. М,1993. С 14 тг Коордцнацця выбора в различных хозяйственных сцстемах называемои «бесхознои» землеи в черте города.