Автореферат (1105876), страница 5
Текст из файла (страница 5)
ства по делу и предъявление обвинения с последующим направлением дела в суд. В случае установления невиновности лица предварительное следствие оканчивается прекращением дела. Если же лицо признало свою вину, то, как и на стадии дознания, прокуратура вправе издать приказ о наказании, что также влечет прекращение дела.
Установлено, что швейцарский законодатель придерживается герман- ского подхода к институту предъявления обвинения. В силу ст. 324 УПК, прокуратура, если по результатам произведенного предварительного след- ствия основания для подозрения приняты во внимание как достаточные и при этом она не вправе издать приказ о наказании, предъявляет обвинение в ком- петентный суд. Представляет интерес вопрос о содержании обвинительного заключения по новому УПК Швейцарии. На момент принятия данного Ко- декса в кантонах сложились два основных подхода. В первом из них, как пи- шет П. Гуидон, «обвинительное заключение оформляется как относительно обширный итоговый отчет, описывающий не только инкриминируемые об- виняемому обстоятельства дела, но и обобщающий результаты предвари- тельного следствия и обосновывающий, почему необходимо постановить об-
винительный приговор и какие санкции нужно назначить» 20. В качестве при-
мера можно привести УПК Санкт-Галлена (ст. 188). Второй подход предпо- лагает «краткое ограниченное описание обстоятельства дела, без ссылок на предварительное производство, состояние доказательственной базы или обоснования обвинительного приговора или санкции» 21. Он был характерен для большинства кантонов. УПК Швейцарии исходит из второй модели. В соответствии со ст. 325, в обвинительном заключении указываются, в частно- сти, по возможности кратко, но точно: инкриминируемые обвиняемому уго- ловно-наказуемые деяния с описанием места, даты, времени, последствий его совершения, а также по убеждению прокуратуры выполненные обвиняемым
составы преступлений с указанием законодательных предписаний, подлежа- щих применению. Суть данного подхода, главным образом, отражена в оце- ночной формулировке «möglichst kurz, aber genau » («по возможности кратко, но точно»), которая в связи со своей абстрактностью вызывает неоднознач- ные оценки в швейцарской юридической науке. Предъявлением прокурором государственного обвинения в суд оканчивается досудебное производство и начинаются судебные стадии процесса.
20 Guidon P. Die Schweizerische Strafprozessordnung // Jusletter 15. September 2008. URL: http://st- gallerjuristenverein.ch/ P.Guidon%20-%20Die%20Schweizerische%20Strafprozessordnung.pdf (последнийпро- смотрсайта - 30.01.2014).
21 Там же.
В заключении автор подводит результаты произведенного исследова- ния. Диссертант приходит к выводу, что швейцарский законодатель при кон- струировании досудебного производства, с одной стороны, опирался на опыт континентальных государств (прежде всего, Франции и Германии) и в мень- шей степени англосаксонских стран, а, с другой, самостоятельно разработал и воплотил в УПК 2007 г. собственные процессуальные идеи, некоторые из которых в настоящее время не имеют аналогов в зарубежных странах.
Влияние французских и германских концепций можно обнаружить, прежде всего, в кантональных законодательствах, предшествовавших его принятию. При этом законодатель сделал осознанный выбор в пользу отказа от следственных судей, предусмотренных действующим УПК Франции. Швейцарский законодатель в целом при конструировании досудебных ста- дий опирался на германскую модель: на данной стадии органом, ведущим производство, является прокуратура; обвинение предъявляется непосред- ственно в суд. Тем не менее в УПК 2007 г. есть существенные отличия от по- рядка, установленного в ФРГ: сохранено предварительное следствие, поли- ция наделена некоторой самостоятельностью при проведении дознания (хотя и незначительной); прокуратура уполномочена издать приказ о наказании без участия суда (при этом обвиняемый в любом случае вправе обжаловать дан- ное решение в суд).
Одновременно с этим швейцарские ученые, принимавшие участие в разработке Кодекса, смогли воплотить в нем собственные научные взгляды, которые, хотя и высказываются в других странах, но пока еще не получили отражения в действующем законодательстве многих из них. Прежде всего, имеются ввиду: дифференциация статуса потерпевшего, разграничение за- ключения под стражу в досудебном и в судебном производстве в качестве двух самостоятельных мер процессуального принуждения, нормативное за- крепление теории «плодов отравленного дерева» и ее обстоятельная регла- ментация, введение процессуального статуса «лица, являющегося источни- ком сведений». Пока еще не во всех европейских странах получил признание и законодательное закрепление институт медиации, также нашедший отра- жение в новом швейцарском УПК 2007 г.
Таким образом, несмотря на различные правовые, социокультурные, географические и иные условия, существующие в России и Швейцарии, нор- мы данного Кодекса о досудебном производстве и концепции, лежащие в их основе, весьма полезны для обсуждения в отечественной процессуальной науке и для начала обстоятельного диалога по этому вопросу, ибо не знать опыт ведущих европейских стран означает не понимать до конца и собствен- ную правовую систему.
В приложениях автор приводит перечень швейцарских кантонов, где функции суда по вопросам мер принуждения в настоящее время возложены на специально назначенных для этого судей и их персоналии, а также справ- ку о составе судов по вопросам мер принуждения в немецко-язычных канто- нах в виде выдержек из соответствующих кантональных законодательных актов.
Основные положения диссертации опубликованы в 8 статьях, в том числе 4 – в изданиях, рекомендованных ВАК России.
Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
-
Модели досудебного производства в швейцарских кантонах нака- нуне принятия УПК 2007 г. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2013, № 3. 0,5 п.л. С. 107-116.
-
Дифференциация досудебного производства в современном уголов- ном процессе Швейцарии // Закон. 2014, № 2. 0,5 п.л. С. 146-155.
-
Потерпевший и жертва преступления в досудебном производстве по УПК Швейцарии 2007 года: сравнительно-правовой аспект // Законодатель- ство. 2014, № 8. 0,5 п.л. С.68-74.
-
Заключение под стражу в современном уголовном процессе Швей- царии: сравнительно-правовой аспект // Государство и право. 2014, № 11. 0,5 п.л. (в печати).
Научные статьи, опубликованные в иных печатных изданиях:
-
Институт мер процессуального принуждения в новом УПК Швейца- рии и в УПК РФ // Сборник материалов Международной конференции сту- дентов, аспирантов и молодых ученых «Правовая система и вызовы совре- менности». Уфа, 2011. 0,4 п.л. С.193–195.
-
Институт мер процессуального принуждения в УПК Швейцарии и в УПК Республики Беларусь // Актуальные проблемы современной правовой науки. Минск, 2011. 0,3 п.л. С. 171–173.
-
Теория «плодов отравленного дерева» в правоприменительной прак- тике России, Германии и Швейцарии // Юридическая наука и правопримене- ние. Саратов, 2012. 0,4 п.л. С. 185–186.
-
Основные этапы развития досудебного производства Швейцарии: исторический аспект // Материалы XV международной научно-практической конференции с элементами научной школы «Актуальные проблемы права России и стран СНГ-2013». Часть 2. Челябинск, 2013. 0,4 п.л. С. 135–137.
3