Финитные образования от основы буд- в языке памятников русской письменности XII – первой половины XVI вв. (морфология, семантика, синтаксис) (1102119), страница 3
Текст из файла (страница 3)
1401-1402гг.];7) агентивное 'прибыть, появиться в месте L', ср.: …прииде всть коПсковоу, что король тыми часы боудеть в Полочку ‘… пришло известие во Псков,что король в это время появится в Полоцке’ [Пск. 3 лет., 125-125 об., 1470г.];8) ‘достаться, перейти в собственность’, ср.: И рече Святославъ… отрокомъсвоимъ: возмте, кому что будет ‘и сказал Святослав… отрокам своим:возьмите, что кому достанется’ [НПЛК-ПВЛ, 40 об., 971г.].Древнерусский будет в большинстве своих употреблений (за исключениемагентивного 'прибыть') функционирует в качестве предиката происшествия исодержит в семантике модально-перцептивный компонент 'начнет существовать вполе зрения/сознании наблюдателя'.
В большинстве приведенных выше примеровречь идет не о том, что объект существует или ситуация имеет место, а о том, чтоэто в определенный момент станет известно, актуально, т.е. возникнет (появится) ввосприятии наблюдателя. Так, примерное толкование для будет в примере 1выглядит следующим образом:‘До момента времени t объект существует в мире, но отсутствует в поле зренияНаблюдателя;В момент времени t произойдет нечто, что каузирует наступление новогосостояния: объект существует в поле зрения Наблюдателя’.Следы указанной семантической особенности будет можно найти и всовременном русском языке, ср: Вы какой, извиняюсь, будете нации? (С.
Довлатов,Компромиссы - пример Ю.Д. Апресяна 13 ). К будущему здесь отнесен толькомомент обнаружения того положения дел, которое уже существует в момент речи,однако является неизвестным для говорящего.13Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 2. М., 1995. С. 513-514.7Как показывают исследованные памятники, одной из возможных причинвозникновения этого модального значения могла послужить способностьполнознаменательного будет более широко употребляться в контекстах узуальногохарактера. Эти контексты фиксируются в наиболее архаичных из исследованныхпамятников, ср. примеры из ЖАЮ и ПВЛ: егда бо на запад бдеть тогдасходить ‘когда же окажется на западе (о солнце), тогда заходит’ [ЖАЮ, 57205721]; не печется о дому своемъ мужь ея, егда гд будеть‘не заботится о домесвоем муж ее, когда где бывает’ [НПЛК - ПВЛ, 45 об., 980г.].
Возможностьсемантического развития по пути 'хабитуальность' → 'возможность' →'футуральность' подтверждается типологически14.Потомужепути,по-видимому,развиваетсяизначениепредположительности у бывать в современных русских говорах, ср.: Олёха-то незнай где, бывае в загуле опять ‘…наверно, в загуле опять’(Пин. Нюх.)15Будет в значении 'существовать-оказаться' и 'произойти, случиться', а такжев ряде других употреблений обнаруживает в поздних памятниках тенденцию кфункциональному сближению с условным союзом, употребляясь преимущественнопрепозитивно.
Кроме того, в московских грамотах XIV-XV вв. и в более раннийпериод в летописях будет фиксируется в составе конструкции а кто/что будет,вводящей тему. Структуры данного типа с семантико-синтаксической точки зрениясближаются с протазисом условной конструкции, будет в них постепенноначинает утрачивать предикативность и превращаться в условный союз, ср.: А чтобудут поклажеи моих боӻръ, Семеновы Федорович(а) или иных боӻръ моих, и чтотого тебе дошло, великого кн(ѧ)зѧ, и тоб то отъдати по сему целованью [ДДГ,№ 30 а, 1433г.].Вторая глава посвящена конструкции будет + л.Как показало исследование, конструкция будет + л может иметь 2 типаупотреблений: статально-перфектное, представленное только в наиболееархаичных памятниках (РП, ЖАЮ), и акционально-перфектное, основное дляданной структуры. В первом случае конструкция обозначает возможностьобнаружения некоторого состояния, ср.
ега (так!) како пригорло бдеть даначнеть смрдти ‘вдруг, когда окажется, что пригорело блюдо (блюдоокажется пригоревшим), то станет дурно пахнуть’ [ЖАЮ, 1374-1377]; вовтором - результат некоторого предшествующего действия, ср.: …ѡже боудетьтвоимъ повелениемь се оучинилъ се же ти повдаю брате мои не таӻ послалъесмь возводитъ Татаръ ‘…если окажется, что (он) по твоему повелению этосделал, то я тебе так скажу не тая: я послал привести татар’ [ГВЛ, 305об.,1289г.].14Татевосов С.Г. Есть – бывает – будет: на пути грамматикализации // Исследования потеории грамматикализации.
Вып. 3. Ирреалис и ирреальность. М., 2004.15Пример из: Пожарицкая С.К. Модальные слова, производные от глаголов БЫТЬ,БЫВАТЬ, в севернорусской диалектной речи // Русский язык в научном освещении. 2010.№1 (19).8Материал исследованных памятников свидетельствует о том, что будет + лобладает не столько футуральной, сколько модальной семантикой и уже враннедревнерусский период может употребляться как по отношению к ситуациям,отнесенным к плану будущего, так и к ситуациям в настоящем и прошлом (см.примеры выше).
Эта способность развилась у конструкции будет +л не впозднедревнерусский период, а отмечается уже в наиболее архаичных изисследованных памятников (ЖАЮ) и, по-видимому, напрямую не связана спереосмыслением л-формы как претерита, - она объясняется перцептивномодальным компонентом в семантике будет, благодаря которому ситуация,называемая структурой, мыслится для говорящего как предполагаемая, вероятная,но не как реальная.В исследованных летописях и житиях конструкция будет + л употребляетсяв различных типах структур и отнюдь не закреплена за предложениями условногои местоименно-соотносительного типов, как традиционно считалось.Так, в ЖАЮ конструкция будет + л зафиксирована в прямой, косвеннойречи и в нарративе в различных синтаксических структурах, а наибольшее числослучаев представлено в главной части сложноподчиненного предложения или внезависимом употреблении, ср.: предамъ ѥго дхови нечисту будеть ходилъбсѧсѧ ‘…и станет ходящим, беснуясь (беснующимся)’ [ЖАЮ, 3409-3411].Большинство этих типов употреблений будет + л представлено и влетописях, в особенности в прямой речи КЛ (ср.: азъ ти есмь съ братмъ твоимъ сВолодимеромъ ѿсел оуже пошелъ а ты поиди ѿтол скупѧсѧ весь а вдалъсѧбудеть Володимеръ кого заемъ ‘’я с братом твоим Владимиром отсюда ужеушел, а ты уходи оттуда, собрав всех людей, чтобы стал узнавшим Владимир(букв.: а узнавшим станет Владимир), кого захватил’ [КЛ, 1150г., 147об.]), и,следовательно, могло быть характерно и для живого древнерусского языка.Разнообразие форм, переводимых на древнерусский язык с помощьюконструкции будет + л (греческий аорист, перфект, имперфект, конъюнктив,инфинитив и некоторые свободные сочетания глагола с именной группой или спричастием), показывает, что переводчик руководствовался не столько формой,сколько семантическими особенностями каждого конкретного контекста, ипозволяет выявить те семантические признаки, которые характеризуют этуструктуру в древнерусском.
Во-первых, это перфектная семантика, выражающаясвязь двух временных планов, предшествующего и последующего; во-вторых нереферентный тип ситуации; в третьих - значение предположительности или дажеирреальности, которое может быть представлено следующими семантическимиразновидностями: 1) говорящий предполагает возможность наступления ситуациив будущем (ср.: да занеже не бдеть в то времѧ мжа добра нъ вси бдоутьпогыбли ‘и так как не будет в то время здоровых людей, но окажется, что всеони погибли’ [ЖАЮ, 5316-5317]); 2) говорящий предполагает возможностьсуществования ситуации в настоящем на основании наблюдаемого им или наосновании известных ему фактов и законов бытия (ср.: друзи глху кто всть ащели оустрабилсѧ будеть да плачетсѧ своѥӻ лишены части ‘другие сказали: «Ктознает, окажется ли, что (он) протрезвел (стал трезвым) и оплакивает своюнесчастную судьбу»’ [ЖАЮ, 2592-2593].); 3) говорящий отрицает существованиеситуации в настоящем (при этом говорящий знает истинное положение дел,9неизвестное для адресата, и представляет ситуацию с точки зрения адресата, длякоторого истинное положение дел обнаружится в будущем), ср.: обищи мѧ аче тиѥсмь невренъ ӻко пришелъ ѥсмь отаи и оукралъ буду ѿ плода сего нчто‘обыщи меня, неверен ли я тебе (в том, что) я пришел тайно и, возможно, украл(окажусь укравшим) какой-нибудь из этих плодов’ [ЖАЮ, 2423-2425].В текстах делового регистра, в отличие от летописей и житий, конструкциябудет + л фиксируется преимущественно в протазисе условной конструкции (втекстах XII-XIIIвв., ср.: аже боудоуть свободнии с нимь крали или хоронили токнѧзю въ продаже ‘если окажется, что свободные (люди) с ним воровали ипрятали…’ [РП: 24]) или в придаточной части местоименно-соотносительногопредложения (в грамотах XIV-XVвв.), ср.: а хто будет со мною не был на рати, а оукого будет что взѧто … …а тым ти тако же отдати по исправе ‘а кто окажется сомною не бывшим на войне и у кого окажется что-либо взято… тем тебе такженадлежит отдать по принятому решению’ [ДДГ, №9, 1375г.].Выявленная тенденция к распределению различных типов структур впамятниках различной степени книжности связана с процессом сближения будет сусловным союзом.
Началом этого процесса является разрушение синтаксическойсвязи между компонентами конструкции будет + л, которая подвергаетсясинтаксическому реанализу: л-форма переосмысливается как претерит, а будет,утрачивая функцию предикативного центра, - как показатель модальности,который в дальнейшем теряет согласовательные категории и застывает в формебудет, функционируя в роли условного союза или модальной частицы.На материале исследованных памятников удалось проследить, как у будетпроисходит развитие условной семантики и функциональное сближение сусловным союзом.
В деловой письменности раннедревнерусского периода будет +л употребляется преимущественно в протазисе условной конструкции (см. примервыше), благодаря чему будет вбирает в себя условную семантику.В позднедревнерусский период характер употреблений конструкции будет +л резко изменяется.
К XIV в. данная структура перестает встречаться в протазисеусловной конструкции, основной сферой употребления будет + л становятсяпредложения местоименно-соотносительного типа (см. пример выше), которыеиграют ключевую роль в процессе функционального сближения будет с условнымсоюзом. Рассматриваемый глагол в подавляющем большинстве контекстовзанимает начальную позицию, характерную для условного союза, пропускаявперед только местоимение.Формульный характер структур типа а кто/что/гд будет, их препозитивноеупотребление и осложненно-распространенный характер предложений с этимиструктурами способствуют тому, что коррелятивная связь между частямиместоименно-соотносительного предложения ослабевает.
В начальных структурахтипа а что будет + л местоимение что оказывается семантически пустым и, содной стороны, не кореферентным корреляту то в главной части, а с другой - несвязанным с предикатом придаточной части, одноименная валентность которогозаполняется именем существительным, ср. пример, в котором объектнаявалентность предиката ѡтнѧл заполняется именем мста: А что бдет ѡтнѧлдд твои, кнӻз(ь) велики Олег Иванович... Татарскаа мста и Мордѡвскаа, а то10теб и есть 'а что если окажется, что отнял дед твой, князь великий ОлегИванович, места татарские и мордовские, то они тебе и есть (принадлежат)'[ДДГ, №47, 1447г.].В начальных структурах типа а кто/гд будет местоименное слово такжеперестает соотноситься с коррелятом главной части и, по-видимому, начинаетфункционировать в роли неопределенного, ср.