Автореферат (1102071), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Геобиографией мы называем биографию места.1. Предвестники геобиографии. Литература о путешествиях являетсяфундаментом, на котором строится жанр геобиографии. Среди предковгеобиографии – «Прогулки по Москве» под редакцией Н.А. Гейнике, Н.С.19Шубина, А.В. Проблема биографического жанра в творчестве Питера Акройда. С. 145.12Елагина, Е.А.
Ефимовой, И.И. Шитца (1917) и «Москва и москвичи» (1926)В.А. Гиляровского20.2. Родственники геобиографии. Родственники геобиографии –страноведческая литература (например, книги Дж. Микеша и К. Фокс), атакже разнообразные трэвелоги (travelogue)21.3. Геобиографии, путеводители и границы жанра.
Для выделенияжанровыхособенностейпредставляетсянеобходимымсравнитьгеобиографию и путеводитель, поскольку оба этих жанра повествуют обопределенном месте. Основным отличием геобиографии от путеводителяявляется наличие ярко выраженного хронотопа. Город предстает передчитателем как собрание легенд, историй и баек, оживающих в нашемвоображении. Более того, одним из критериев выбора места для Акройдастановится его ирреальность и способность создавать о себе мифы.
Авторпишет, что Лондон XIX века являлся не просто городом, но воплощеннымпредставлением идеи города. «This sense of disturbing, almost transcendental,sound was essentially a discovery of the nineteenth century when Londonrepresented the great urban myth of the world»22. Город предстает элементом«сверхнасыщеннойреальности»23,одновременновымышленным,наделенным множеством смыслов, и реальным местом. Второй интересныйаспект касается передачи истории города в синхронии или диахронии.Путеводители касаются преимущественно синхронии, поэтому быстроустаревают: город слишком быстро меняется.
Геобиографии же охватываютвсю историю места, от его зарождения до момента написания книги. Такжепутеводители20игеобиографииразличаютсятрудноуловимым,ноПрогулки по Москве и ее художественным и просветительским учреждениям / под ред. Н.А. Гейнике,Н.С. Елагина, Е.А. Ефимовой, И.И. Шитца. М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1917; Гиляровский, В.А.Москва и москвичи. Избранное в 3х томах. Т.3: Москва и москвичи; Друзья и встречи. М: Московскийрабочий, 1960.21См.: Mikes G.
How to Be an Alien: A Handbook for Beginners and Advanced Pupils. Harmondsworth: Penguinbooks, 1966. Fox, K. Watching the English: Hidden Rules of English Behaviour. L.: Nickolas Braeley Publishing,2008.22Ackroyd, Peter. London: A Bography. L.:Vintage, 2001. P. 75.23Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.:Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995.13существенным для нашего исследования отношением к географическомуобъекту. Путеводители фокусируются на фактах, не всегда пытаясьобъяснить их. В фокусе геобиографий, напротив, ‒ интерпретация фактов, ане простое перечисление; они знакомят читателя с «гением места».4.
Город в современной культуре. Хотя образы Лондона и Венеции,как и других великих городов, создавались в мировой литературе не раз,Акройда интересует в основном культурно-исторический аспект развитиягорода. В своих геобиографиях автор пользуется подходом, который описалисторик, краевед и педагог И.М. Гревс: «Надобно изучить его (города – М.Д.)биографию, познать его именно как своеобразную коллективную личность, и эта биография даст превосходно конкретизированную часть биографииданной страны и народа.
<...> Необходимо уразуметь процессы, какими этадуша слагалась, на какой почве, из какой цепи влияний и сменыобстоятельств, - и к чему в конце концов привело город его прошлое»24.5. Геобиографии Лондона: персонификация биографии. Во второйполовине XX века писатели обращаются к истории места в поисках новыхформ исторического повествования.
С одной стороны, реализуется интерес кистории с точки зрения другого – того, на что повлияли великиеисторические события. Лондон – крупная мировая столица – неизбежностановится предметом подобных исследований. Не только Акройд написалгеобиографию Лондона, до него это сделал Кристофер Хибберт. Егогеобиография Лондона (London: The Biography of A City) вышла в 1969 году25.Следовательно, можно говорить о тенденции одушевления географии.Геобиография дает писателю возможность рассказать о личном опытепереживания города.
В большей части биографий и романов Акройда образгорода играет не меньшую роль, чем образы главных действующих лиц. Онпоказывает нам поочередно Лондон разных эпох, где разнообразие24Гревс, И.М. Монументальный город и исторические экскурсии. Ж. «Экскурсионное дело»/ под ред. И.И.Полянского, В.М. Шимкевича. Пг., 1921.
С. 22-23.25Hibbert, Christopher. London: The Biography of A City. L.: Harlow, 1969.14декораций лишь подчеркивает его характер, сформировавшийся, по мнениюписателя, еще в момент основания. Хибберт уделяет меньше вниманияперсональному переживанию города, его интересует в первую очередьсоциальная история столицы. Он пишет в основном об истории общества иархитектуре как ее вещественном отражении. Представляется, что главноеотличие геобиографии Акройда от геобиографии Хибберта заключается вособом отношении к реальности Акройда.
Он, показывая город с точкизрения художника-фантазера, стремится не только рассказать о фактах, но иподелиться с читателем легендами и мифами, лежащими в основемировоззрения фантазеров (и самого писателя). В силу этого его биографияприобретает оттенок сказочности, чуждый геобиографии Хибберта. Хиббертповествует о социальной истории Лондона, собирая как можно большедостоверных фактов.6. Лондон глазами фантазеров. Писатель сравнивает ранний Лондонс ульем, вечно занятым и смертельно опасным. Город задает ритм, в которомработают герои биографий: Чосер является не только поэтом, но идипломатом, и служащим таможни.
Шекспир работает над несколькимипьесами одновременно. Лондон XIX века во многом сохраняет черты своегопредка. Он все так же энергичен, загружен, шумен, густонаселен ивдохновляет фантазеров, таких как Уилки Коллинз и Диккенс. ЛондонЭлиота же отличается от других изображений города. На первый планвыходит сам город, а не его обитатели. В нем царствует дым; утро непросыпается, а приходит в сознание.
Акройд пользуется образами Элиота длясоздания своего Лондона – города-палимпсеста, города-текста. «Физическаясторона материи города для него не важна. Для него первостепенно значениеЛондона как центра английской культуры. Потому на первый план вповествовании выходят духовные аспекты городской жизни» 26 - утверждает26Липчанская.
Образ Лондона в творчестве Питера Акройда С. 158.15И. В. Липчанская. Как и в биографиях фантазеров, факт становится поводомдля размышления, а не самоцелью повествования.7. «Темза: священная река». «Темза: священная река»27 (Thames:Sacred River, 2007) – еще одна геобиография, тесно связанная сгеобиографиейЛондона.Акройдповествуеторазличныхаспектахвосприятия реки, в том числе с религиозной и культурной точек зрения.«Темза» состоит из нескольких частей, каждая из которых делится нанесколько маленьких глав – структура, типичная для геобиографий Акройда.Сквозь нее лейтмотивом проходят идеи, затрагиваемые и в другихгеобиографиях: проблема английской идентичности (Темза – символанглийской свободы и независимости), проблема поиска вдохновенияфантазерами (река – источник вдохновения), проблема истинности. Напротяжении геобиографии Темзы Акройд несколько раз сравнивает реку счеловеческой жизнью, которая проходит через разные стадии.
«So thepersonality of the river changes in the course of its journey from the purity of itsorigins to the broad riches of the commercial world» 28. Река наделяетсяхарактером, меняющимся вместе с течением.8. «Венеция: Прекрасный город». «Венеция: Прекрасный город»29(Venice: Pure City, 2009) – единственная геобиография Акройда, которая неимеет отношения к Англии. Однако образ Венеции во многом схож собразом Лондона: оба города тонут в тумане и дымке. Лейтмотивом«Венеции» становятся слова, обозначающие туман и облака по-итальянски nebbia, nebietta, foschia, caligo. (Этот же образ всепроникающего туманапоявляется и в Лондоне, поддерживаемый лексическими повторами mist, fogи haze).
Туман помогает увидеть вневременное существование города, городапрошлого в городе настоящего. В «Венеции» Акройд выделяет два основныхмотива: карнавал и торговля. «Yet if the festivities last for half a year, does „real‟27Ackroyd, Peter. Thames: the Sacred River. L.: Chatto & Windus, 2007.Ackroyd. Thames. P. 7.29Ackroyd, Peter. Venice: Pure City. London: Chatto & Windus, 2009.2816life then become carnival life? It was said in fact that Venice was animated bycarnivalesque spirit for the entire year. It was no longer a serious city such asLondon, or a wise city such as Prague»30.