Традиции фольклора и авангард в поэзии С.А. Есенина 1910-х годов (1102052), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Искусство для меня не затейливостьузоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себявыразить» (301). При этом искусное подражание природе, поЕсенину, не отвечает сути органического образа. Эта тема стала45Рецензия В. Шершеневича на «Ключи Марии» (Знамя. 1920. № 2. 57 – 58). Первоначально«Ключи Марии» были посвящены Н. Клюеву.21главным аргументов в его нападках на Клюева.
Для понимания сутиорганического образа существенна мысль Есенина о самозарождениислова. В «Ключах Марии» и в разговоре с Блоком Есенин, выражаямысль о природности слова, говорил о способности словапроклевываться птенцом из самого себя (слова как «проткнутыеяйца»46). При этом Есенин писал о поэтическом потенциале каждогослова.«Ключи Марии» начинаются с положения об орнаменте. Есенинподчеркивал связь орнамента, в основе которого лежитповторяемость образов и мотивов, с музыкальностью.
Напевныеинтонации свойственны творчеству Есенина в гораздо большейстепени, чем риторические или разговорные. В целом в основепоэтического текста лежит ритмическая организация, что во многомобъясняет теоретический интерес Есенина к орнаменту. Кроме того,акцент, сделанный Есениным на орнаменте, согласуется, на нашвзгляд, с природой модернистского текста, основанного не столько напсихологическом правдоподобии и сюжете, сколько наповторяемости мотивов и образов, на растворении события вмотивных фрагментах.
Есенинский интерес к орнаменту как основеобразотворчества отвечает распространению в литературе ХХ в.Орнаментальной прозы. Далее: орнаментальная повторяемостьвоспринимается Есениным как показатель связи искусства свечностью, бесконечностью, нацеленностью на продолжительность.Принцип орнамента отличает эстетику Есенина от эстетикиМариенгофа и Шершеневича связью образа с вселенскимпространством.
Орнамент во многом порожден мифологичностью,в том числе и мифологическим отождествлением слова и мира(бытия, вещи), что сближает его поэтическую функциональность сметафорой. Метафора выражает мысль Есенина о неодномерностиобраза и мира. Поэт предлагает свою типологию тропов(заставочные,корабельные,ангелические[уподобление,метафорическое сравнение как зарождение образа и его текучесть,состоявшаяся метафора]), которую мы применяем при анализестихотворения «О Боже, Боже, эта глубь…» (1918).
В созданииметафор особую роль Есенин отводил глаголам, что отличает еготеоретические установки от положений теоретических работШершеневича, от практики Мариенгофа, для которых глагол былархаикой. Эксперименты с безглагольностью текста характерны дляимажинистов.46Блок А. Собр.соч.: В 8 т. Т. VII. М.-Л.: Худ.лит, 1963. С. 314.22Положения«КлючейМарии»вбольшейстепеникорреспондируют с эстетикой А.
Белого. «Ключи Марии» во многомотвечают положениям «Жезла Аарона» (1917). И Белый, и Есенинставят цель – обновление языка. Белый исследует суть звучащегослова, пишет о связи звука и смысла, образа и смысла, о «“герменее”словес» 47 – Есенин же «предвосхищает идеи герменевтики,изложенные в трудах философов, в частности Г.Г. Шпета, лекциикоторого слушал еще в университете А.Л.
Шанявского» 48 . Белыйпишет о крахе филологии, полагая, что в науке отсутствует теорияслова как такового, Есенин же предлагает ее некоторые аспекты. Итого, и другого привлекает в образе ассоциация. В «Ключах Марии»апология метафоры, но и в «Жезле Аарона» метафора – одно изключевых положений теории слова. Есенин в ангелическом образевидел рождение нового образа; Белый писал: «В метафоре насвстречает слияние двух образов в третий<…>», «метафора –соединение образов» 49 . Особое значение Белый придавал звукукорня, полагая, что в нем проявляется сам смысл народного слова.Национальной спецификой языка Белый объяснял аллитерации,ассонансы. Как Белый, Есенин обращается к народным истокам и, вотличие от Белого, делает крестьянское миропонимание главным вобразотворчестве.
Наконец, стилю «Ключей Марии» и «ЖезлаАарона» присуща ассоциативность, ряд фрагментов написан языкомпоэзии. Для второго сборника «Скифов» Белый готовил статью «Кзвуку слова» (авторская дата – октябрь 1917), опубликованную лишьв 1922 г. (в Берлине) под названием «Глоссолалия. Поэма о звуке».«Глоссолалия» также оказывается в орбите есенинского творчества.Белый пишет о звукообразах и представляет связь трех констант:микрокосм – язык – макрокосм; они воплощают символистскуюмодель мира.
В «Ключах Марии» основополагающей эстетическойсентенцией можно считать следующую: образ – «творческаяориентация наших предков в царстве космических тайн» (266).В «Заключении» подводятся итоги исследования. Творческиеискания Есенина 1910-х годов сочетали черты поэтики фольклора(религиозного, светского) и авангарда. Во второй половине 1910-хгодов влияние светского фольклора ослабевает, русифицированныебиблейские реминисценции сочетаются с авангардистской47Белый А. Жезл Аарона // Скифы. 1917. Сб. I. С. 172.48Шубникова-Гусева Н.И. Роль С.А. Есенина в истории русской культуры. С.
27.49Белый А. Жезл Аарона. С. 162.23образностью. В пору имажинизма Есенин дал теоретическоеобоснование образа, во многом опирающееся на народноетворчество.1.2.3.4.По теме диссертации опубликованы следующие работы:О типологической близости в творчестве С. Есенина и А.Рембо // Вестник Российского университета дружбы народов.Серия «Литературоведение. Журналистика». 2012. №3. С.
38 –43.Жанр элегии в творчестве С. Есенина 20-х годов // Литературав школе. 2011. №12. С. 7 – 8.Образы животных в творчестве С. Есенина // Вестник ЦМОМГУ. Серия «Филология. Культурология. Педагогика.Методика». 2011. №1. С. 80 – 84.А.С. Есенин и китайский поэт Ай Цин // Биография и творчествоСергея Есенина в энциклопедическом формате: Сб. научныхтрудов. Москва – Рязань – Константиново: ИМЛИ РАН, 2012. С.260 – 268.24.