Автореферат (1099055), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Рис. 1: Выполнение нейропсихологических проб детьми и подростками с неэпилептогенным поражением передних и задних отделов коры головного мозга.
2.5
2.0
1.5
1.0
0.5
0.0
задние отделы передние отделы
Рис. 2: Нейродинамические характеристики деятельности детей и подростков с неэпилептогенным поражением передних и задних отделов коры головного мозга.
2.5
2.0
Без эпиактивности Сохранение эпиактивности
1.5
1.0
0.5
0.0
Рис. 3: Выполнение нейропсихологических проб детьми с положительным ответом на антиэпилептическую терапию (в зависимости от нормализации биоэлектрической активности по данным видео-ЭЭГ-мониторинга).
Для более подробного исследования данной группы детей и подростков их разделили на две подгруппы, в зависимости от нормализации электрической активности мозга на записи ЭЭГ. Результаты сравнения групп с сохраняющейся эпилептической активностью и нормализацией активности на ЭЭГ представлены на рисунках 3 и 4.
В зависимости от успешности подавления патологической эпилептиформной активности (по данным видео-ЭЭГ-мониторинга), формируется различная по степени выраженности структура нарушений. При исчезновении эпилептиформных знаков на ЭЭГ в нейропсихологическом метасиндроме на первый план выходит синдром нарушения модально- специфических, пространственных и квазипространственных синтезов информации, и в меньшей степени выражен синдром произвольной регуляции и серийной организации деятельности. При сохранении эпилептиформной активности на ЭЭГ (при отсутствии клинических событий) отмечается нарастание степени выраженности синдромов недостаточности третьего
2.5
Без эпиактивности Сохранение эпиактивности
2.0
1.5
1.0
0.5
0.0
Рис. 4: Нейродинамические характеристики деятельности детей и подростков с положительным ответом на антиэпилептическую терапию (в зависимости от нормализации биоэлектрической активности по данным видео-ЭЭГ- мониторинга).
функционального блока мозга (произвольной регуляции деятельности и серийной организации деятельности) и меньшая выраженность синдромов нарушений структур второго функционального блока мозга (анализ и синтез модально-специфической информации).
Для группы детей и подростков, болеющих фокальной симптоматической эпилепсией, резистентной к приему антиконвульсантов, отдельно рассматриваются нейропсихологические нарушения в группах пациентов с височной и лобной формами резистентной симптоматической фокальной эпилепсии. Результаты нейропсихологической диагностики детей с височной и лобной резистентной симптоматической эпилепсией представлены на рисунках 5 и 6.
У детей и подростков, болеющих резистентной височной эпилепсией, отмечаются трудности усвоения и удержания двигательной программы в динамическом праксисе, сбои и трудности автоматизации в реципрокной координации, трудности переключения в графической пробе и лишние удары в асимметричном двуручном постукивании. Также отмечаются нарушения при исследовании мыслительной сферы — дети не успешны в
задачах на исключение лишнего, выделение сходства, толкование пословиц, выделение морали из рассказа и понимании сюжетной картинки, часто им требуется активная помощь взрослого при выполнении задания. Все эти симптомы свидетельствуют о трудностях произвольной регуляции и серийной организации деятельности (третий функциональный блок мозга).
На втором плане отмечаются трудности передачи проекционных характеристик изображения, зеркальные и пространственные ошибки в пробах Хэда. Также отмечаются речевые трудности — недостаточность номинативной функции речи (“амнестические” западения, функциональные определения), ошибки в понимании логико-грамматических конструкций. В меньшей степени отмечаются трудности в гностической сфере — замены оппозиционных фонем при исследовании фонематического слуха, ошибки в восприятии простых и сложных ритмов, трудности переработки кинестетической информации, ошибки в сенсибилизированных пробах зрительного гнозиса. Перечисленные трудности свидетельствуют о слабости второго функционального блока мозга. Результаты представлены на рисунке 5, на котором заметна сходная картина нарушений ВПФ у детей и подростков обеих групп, несмотря на различную локализацию эпилептогенного поражения.
Дети, болеющие лобной формой резистентной симптоматической эпилепсии, демонстрируют более высокие штрафные баллы в нейропсихологических пробах, направленных на оценку серийной организации движений и деятельности и произвольной регуляции деятельности (усвоение и удержание программы в динамическом праксисе, трудности переключения и персеверации в графомоторной пробе, ошибки при смене стереотипа и эхопраксии в реакции выбора, повторы и редкая смена категорий в фонетических направленных ассоциациях), пробах на переработку кинестетической информации (кинестетический и оральный праксис). Этот факт также подтверждается статистическим анализом при сравнении результатов данной группы детей с результатами детей с фармакорезистентной височной симптоматической эпилепсией и детей со снижением частоты приступов на фоне приема антиэпилептических препаратов (p<0.05).
Кроме того, у детей из данной группы отмечается выраженный дефицит нейродинамических показателей деятельности (утомляемость, инертность,
2.5
височная эпилепсия лобная эпилепсия
2.0
1.5
1.0
0.5
0.0
Рис. 5: Выполнение нейропсихологических проб пациентами с резистентной симптоматической височной и лобной резистентной симптоматической эпилепсией.
височная эпилепсия лобная эпилепсия
2.5
2.0
1.5
1.0
0.5
0.0
Рис. 6: Нейродинамические характеристики деятельности детей и подростков с резистентной симптоматической височной и лобной резистентной симптоматической эпилепсией
колебания работоспособности и темповых характеристик деятельности, импульсивность).
На фоне более выраженных трудностей произвольной регуляции и дефицита нейродинамических показателей деятельности, дети с фармакорезистентной лобной эпилепсией демонстрируют ошибки в зрительном и слуховом неречевом гнозисе, ошибки при передаче трехмерных изображений, “зеркальные” и координатные ошибки в пробах Хэда, трудности понимания квазипространственных отношений.
Для выявления влияния устойчивой эпилептической активности на интегративную работу головного мозга были введены относительные коэффициенты. Относительный коэффициент — это результат деления балла в экспериментальной группе (резистентной височной и лобной эпилепсии) на балл в контрольной группе (неэпилептогенная органическая патология соответствующей локализации).
Проведен анализ вклада устойчивой эпилептической активности в формирование нейропсихологических синдромов при резистентных к антиэпилептической терапии формах лобной и височной симптоматической эпилепсии, в ходе которого сравнивались результаты нейропсихологического
обследования групп детей с резистентным течением заболевания с результатами обследования детей с соответствующими очаговыми поражениями головного мозга.
При височной резистентной симптоматической эпилепсии, по сравнению с неэпилептогенным поражением задних отделов коры головного мозга, нарастают нарушения, связанные с недостаточностью работы первого и третьего функциональных блоков мозга. Трудности, связанные с работой второго функционального блока мозга (анализ и синтез модально- специфической информации), у детей с резистентной эпилепсией проявляются в той же степени выраженности, что и у детей с очаговой органической патологией.
Анализ относительных показателей в группе детей с резистентной лобной симптоматической эпилепсией показал, что у них, по сравнению с детьми с неэпилептогенным поражением лобных долей, в два и более раз выше штрафные баллы в нейропсихологических пробах, направленных на диагностику произвольной регуляции и серийной организации деятельности. Та же отрицательная динамика наблюдается и относительно первого функционального блока мозга: у детей, болеющих резистентной лобной эпилепсией, в два раза больше выражены проявления утомляемости, в шесть раз более выражено снижение темповых характеристик деятельности; флуктуации внимания и отвлекаемость преобладают более, чем в десять раз по сравнению с детьми без приступов. Дети с резистентной лобной эпилепсией также демонстрируют более высокие (в два и более раз) штрафные баллы в нейропсихологических пробах, направленных на диагностику переработки кинестетической, зрительной, слуховой, зрительно-пространственной информации, что еще раз подтверждает предположение о дезинтегративном влиянии эпилептической активности на работу мозга.















