Нарушения психологической саморегуляции при невротической инсомнии (1099030), страница 4
Текст из файла (страница 4)
3 представлены корреляции психологических иобъективных показателей сна. Выраженность мыслей,мешающих заснуть, способствует ускорению перехода кбыстрому сну за счет уменьшения дельта-сна, при этом18больные инсомнией реже просыпаются ночью, т.е. в целомпроисходитухудшениеобъективнойкартинысна.Выраженность дисфункциональных убеждений положительнокоррелирует с процентной представленностью второй стадиисна в общей структуре сна, т.е. имеет место небольшоеухудшение сна.Табл. 3.
Корреляции по Спирмену методик отношения ко сну иобъективных показателейПсихологическиетестыШДУСОСМОСМОСМОСМОСМОСМОСМОСМДоля болезненныхощущенийШТПШТПОбъективныепоказатели снаДоля второй стадии снаДлительностьчетвертой стадии снаДоля четвертой стадииснаДоля дельта-снаДлительность фазыбыстрого снаДоля быстрого снаЛатентный периоддельта-снаЛатентный период фазыбыстрого снаЧисло пробужденийЛатентный период фазыбыстрого снаДоля первой стадии снаДоля четвертой стадииснаКорреляцияR0.358Уровеньзначимостиp0.030-0.3790.021-0.3850.019-0.4420.0060.2960.0790.3550.0310.2930.083-0.3390.043-0.3180.0930.2970.0250.2210.087-0.2160.095Полученные данные подтверждают гипотезу.4. Представления о причинах, следствиях и личностный смысл сна иинсомнии связаны с тяжестью инсомнии.• Признание психологических и вторичных причин инсомниисвязано с худшим субъективным качеством сна, действиемхронифицирующих факторов инсомнии, большим вниманиемк связанным со сном ощущениям, тревожностью идепрессивностью и чаще встречается при принятии решений вбодрствовании «случайно», пассивно.
Признание ситуативных19и поведенческих причин инсомнии связано с улучшениемцелой серии объективных показателей сна: увеличениемдельта сна, снижением времени бодрствования, снижениемSLIND.• Представление о сне как отдыхе и переработке эмоций исамостоятельная ценность сна связана с большейсубъективной тяжестью инсомнии и большей выраженностьюдисфункциональных убеждений в отношении сна. Восприятиесна как отдыха от избытка информации связано с улучшениемобъективного сна (снижением SLIND, увеличением глубокогои быстрого сна и количества циклов), восприятие сна какотдыха от эмоциональных переживаний связано сувеличением быстрого сна и количества циклов. Смысл снакак источника сил и активности и крепкого глубокого сна безпробуждений связано с ухудшением объективного сна(снижением дельта-сна, увеличением латентного периодадельта-сна и второй стадии сна).• Смысл инсомнии как слабости, катастрофы и болезникоррелирует с клиническими шкалами тревоги и депрессии,безличным локусом каузальности.
Инсомния воспринимаетсякак угроза при внешнем локусе каузальности и меньшем баллепо ШДУС. Восприятие болезни как своей, как катастрофы икак слабости связано с внешним и безличным локусамикаузальности, большей долей ощущений. Восприятиеинсомнии как «своей» болезни негативно связано собъективным качеством сна (снижается представленностьвторой стадии, быстрого сна, увеличивается времябодрствования, снижается количество циклов сна, снижаетсявремя сна без пробуждений).Гипотеза подтверждена частично: некоторые представления осне и инсомнии связаны с ухудшением или улучшением объективнойи субъективной картины сна.5.
Чем более активные средства борьбы с инсомнией используетбольной, тем лучше его субъективное и объективное качествосна. По данным беседы были выделены три группы больных постепени их пассивности:1. Впервуюгруппувошлииспытуемыессамоограничительным (35 больных).
Мы предполагали, чторитуал при наличии самоограничительного поведения и20«зависимости» от лекарств будет направлен только наснижение тревоги, а не на активный поиск средств противбессонницы, и потому своей положительной роли играть небудет.2. Вовторуюгруппувошлибольныебезсамоограничительного поведения, но с психологической«зависимостью» от медикаментов (15 больных).3.
В третью группу вошли больные без самоограничительногоповедения и «зависимости» от лекарств, но с ритуалом сна (9больных).Значимые различия между группами были обнаружены понескольким объективным показателям.Длительность нарушений сна. В группе больных ссамоограничительным поведением длительность нарушений сназначимо выше (рис.
3), чем в остальных двух группах (чтоподтверждается при попарном сравнении по критерию Манна-Уитни,p<0.5).Нарушения (0 - нет или несколько дней, 1 - 3 мес и больше, 2 - 6 мес и больше)Boxplot by GroupVariable: Нарушения (0 - нет или несколько дней, 1 - 3 мес и больше, 2 - 6 мес и больше)6050403020100-1012Cluster3Median25%-75%Min-MaxРис. 3. Длительность нарушений сна в группах с различными типами поведения приинсомнииДлительность и процентная представленность дельта-сна (рис.4). Дельта-сон значимо больше в третьей группе по сравнению спервыми двумя (при попарном сравнении по критерию Манна-Уитни,p<0.05), т.е.
при наличии ритуала сна без признаковсамоограничительного поведения и психологической «зависимости»от медикаментов дельта-сон у больных наиболее выражен.21Boxplot by GroupBoxplot by GroupVariable: DPVariable: D28140261202422100201880DPD1660141240108206402-20123ClusterMedian25%-75%Min-Max0-2123Median25%-75%Min-MaxClusterРис. 4а. Длительность дельта-снаРис. 4б. Процентная представленностьдельта-снаРис. 4. Длительность и процентная представленность дельта-сна в группах сразличными типами поведения при инсомнииИндекс сна SLIND. Индекс сна в первой группе значимо выше,чем во второй группе по критерию Манна-Уитни (p<0.05). Значенияиндекса сна в третьей группе занимают промежуточное положение.Т.е.
сон наиболее нарушен при самоограничительном поведении,однако наименьший индекс сна не у больных с ритуалом сна, а убольных с психологической «зависимостью» от медикаментов, чтосвязано с уже упоминавшейся двойственностью ритуала сна: по всейвидимости, он связан со сном как негативно, так и позитивно.Несмотря на то, что наши выводы ограничены отсутствиемгруппы с активными действиями в бодрствовании, т.е. наиболееактивной группы, сравнение 3 групп с различной степеньюактивности в поведении показало, что при различном поведениисубъективная картина сна не меняется, тогда как меняютсядлительность инсомнии и объективная картина сна.
Объективноекачество сна наихудшее при самоограничительном поведении, адлительность инсомнии в целом – максимальная.Седьмая глава «Исследование связи психологическихфакторов и эффективности медикаментозной терапии» посвященапроверке гипотезы о влиянии психологических факторов инсомнии наэффективность медикаментозной терапии при помощи препаратаКлостерфрау Мелисана.
В исследовании участвовали 47 больныхинсомнией (средний возраст 44.6±10.1 лет, 13 мужчин и 34 женщины).22Процедура исследования не отличалась от описанной выше.Эффективностьибезопасностьмедикаментознойтерапииоценивалась после 14-дневного курса приема самими больными и ихлечащими врачами.В соответствии с нашими гипотезами:1. Субъективная и объективная картина сна больных примедикаментозной терапии улучшается в различной степени приразличных представлениях о причинах, следствиях и различномличностном смысле сна и инсомнии. Были получены следующиерезультаты:• Больные оценивают препарат как более эффективный, есличастота эпизодов инсомнии в неделю у них невелика, прилучшем субъективном качестве сна при обращении.• Препарат оценивается как менее эффективный, если больныежалуются на частные ночные пробуждения (p<0.05).• Объективная картина сна практически не улучшается приприеме препарата у тех больных, которые воспринимаютинсомнию как угрозу.Иными словами, гипотеза не подтвердилась.
Динамикасубъективного состояния больных больше при меньшей тяжестиинсомнии при обращении и отсутствии жалоб на ночныепробуждения.2. При большей выраженности психологических факторов развитияи хронификации инсомнии эффект медикаментозной терапииминимален.Гипотеза частично подтвердилась в отношении мыслей передсном и дисфункциональных убеждений в отношении сна.Субъективная эффективность препарата ниже при большейвыраженности мыслей о самой инсомнии перед сном. Субъективнаяэффективность выше при наличии ритуала сна.