Нарушения психологической саморегуляции при невротической инсомнии (1099030), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Субъективное и объективное ухудшение сна, т.е. течениезаболевания, опосредствовано некоторыми представлениямибольного о причинах, средствах лечения инсомнии,восприятием инсомнии, убеждениями в отношении сна.Субъективное и объективное качество сна коррелируют сособенностями поведения человека: самоограничительноеповедение и психологическая «зависимость» от приемаснотворных связаны с факторами хронификации инсомнии иухудшением сна, тогда как действия перед сном неоднозначносвязаны с качеством сна и сопряжены с усилениемипохондрических тенденций.4. Представления о причинах, следствиях и отношение кинсомнии не влияют на эффективность медикаментозноголечения. Больные с невысокой субъективной тяжестьюинсомнии, меньшей выраженностью тревоги и депрессии приобращении и отсутствии жалоб на частые ночныепробуждения отмечают максимальные улучшения послемедикаментозного лечения.
Эффективность медикаментозноголечения выше при меньшей выраженности руминаций передсном, хронифицирующих течение инсомнии, если началоинсомнии не было связано с психотравматическими7событиями, а также у больных с ритуалом сна. Объективнаякартина сна после курса приема препарата практически неулучшается у тех больных, которым свойственны руминации осамой инсомнии.Апробация работы.
Результаты исследования доложены назаседании кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологииМГУ им. М.В.Ломоносова 5.12.08. Отдельные аспекты работы былипредставлены на следующих научных конференциях:1. Вторая Всемирная Конференция по Стрессу (2nd WorldConference of Stress), Будапешт, Венгрия. - 2007.2. Научно-практический конгресс III Всероссийского форума«Здоровье нации– основапроцветания России».Международная научная конференция Ломоносов-2007.3. Актуальные проблемы сомнологии.
V Всероссийскаяконференция. - 2006.Публикации. По материалам диссертации опубликовано 8печатных работ в отечественных и зарубежных изданиях.Объем и структура работы. Диссертация изложена на 220страницах машинописного текста, иллюстрирована 38 таблицами и31 рисунком. Состоит из введения, обзора литературы, описанияматериалов и методов, эмпирической части, состоящей из 3 глависследований. Список литературы содержит 134 источника.8ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВовведенииобосновываетсяактуальностьтемы,определяются цель и задачи, объект, предмет исследования,формулируются теоретическая гипотеза и положения, выносимые назащиту, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическаязначимость работы.Впервойглаве«Невротическаяинсомния:психологический подход» раскрывается понятие инсомнии иобосновывается возможность психологического подхода к анализу снаи его нарушений.Являясь изначально натуральной функций, сон в ходеразвития культуры приобретает черты высшей психической функции(Выготский, 2000): становится частично социальной, произвольной,опосредствованной по строению функцией.
Появляются средствапрямой (решение о времени отхода ко сну и времени пробуждения) икосвенной регуляции сна (искусственный свет, снотворные, кофе).Этосопряжено с появлением целого набора культурно обусловленныхрасстройств этой функции (Тхостов, 2002).Нарушения сна вызывают у человека избыточные усилия поконтролю за своим сном при недостаточности средств иинструментов для такой регуляции. Отсутствие улучшения врезультате саморегуляции не приводит у больных к смене стратегии –они либо продолжают подбирать новые и новые неэффективныесредства контроля сна, либо прекращают какие бы то ни былодействия.
Иными словами, одним из основных механизмовхронификации инсомнии у больных является нарушениесаморегуляции в звене опосредствования.Вторая глава «Психологическая саморегуляция и еенарушения»содержитобзорисследований,посвященныхпсихологической саморегуляции и ее нарушениям. В психологиипроблема саморегуляции традиционно рассматривалась с двухпозиций – как саморегуляция деятельности и психических процессов(Конопкин, Моросанова, Зейгарник, Холмогорова, Куль, Хекхаузен,Голльвитцер) и как саморегуляция функциональных состояний(Дикая, Леонова, Кузнецова, Прохоров). В рамках саморегуляциидеятельности исследовались как операционально-технический, так имотивационно-смысловой ее уровни.Исследования саморегуляции в ситуации соматическогозаболевания (Николаева, Арина, Тхостов) подразумевают интеграцию9этих подходов. Ситуация болезни представляет собой состояние, лишьчастично контролируемого больным.
Она требует не толькопланирования и реализации деятельности по ее преодолению болезни(саморегуляции деятельности), но и деятельности переживания(Василюк, Зейгарник).Исследования нарушений саморегуляции при соматическихзаболеваниях связаны с понятием внутренней картины болезни(Николаева, Тхостов, Арина), которую можно рассматривать каксвоеобразный «орган» саморегуляции. ВКБ можно рассматривать какструктуру, направляющую и являющуюся результатом деятельностибольного по саморегуляции в условиях болезни. Выделение структурыВКБ в работах В.В.Николаевой, Г.А.Ариной, А.Ш.Тхостова позволилорассмотреть динамику ВКБ и ее влияние на состояние и поведениебольного. Можно выделить различные мишени саморегуляции,подразумевающие как саморегуляцию состояния человека, так исаморегуляцию его деятельности, а также различные механизмысаморегуляции – опосредствование различными структурами(особенностями телесной перцепции и категоризации, эмоциональнымсостоянием больного, его знаниями и представлениями о болезни,особенностями мотивационно-смысловой сферы).В третьей главе «Психологические и поведенческиефакторыинсомнии»представленобзорпсихологическихисследований инсомнии, проводившийся преимущественно в рамкахкогнитивнойпсихологии.Выделяютсяпредиспозиционные(личностныеособенности),катализирующие(стресс),хронифицирующие (убеждения, руминации, страх не уснуть) факторыинсомнии.Когнитивнаямодельинсомниисогласуетсяспредставлениями о «порочном» круге тревоги как механизмехронификации инсомнии (Principles…, 2005, Morin, 1993).Невозможность контролировать свой сон приводит к нарастаниютревоги, руминациям перед сном, вниманию ко всему, связанному сосном и самоограничительному поведению.Существующиенемедикаментозныеметодылеченияинсомнии направлены на отвлечение внимания больного от сна ипривлечение к бодрствованию (Principles…, 2005, Bouchard et al, 2003,Harvey, Farrel, 2003, Berlin, 1985, Перре, Бауманн, 2002).Четвертаяглава«Нарушениепсихологическойсаморегуляции при инсомнии: факторы хронификации.Постановка проблемы» посвящена описанию интегративной модели10инсомнии, учитывающей влияние личностных факторов, факторовкатализации и хронификации, а также подчеркивающей рольмеханизма «порочного» круга тревоги и влияние поведения приинсомнии на ее хронификацию.
Мы предполагаем, что хронификацияневротической инсомнии связана с нарушением психологическогоопосредствования, которое выражается в изменениях ВКБсензитивного (изменение дифференциации ощущений), когнитивного(руминации и дисфункциональные убеждения о сне и инсомнии),эмоционального (страхи не уснуть, последствий) и мотивационного(сдвиг цели на мотив) уровней.К числу личностных черт, связанных с хронификациейинсомнии, мы относим алекситимические и ипохондрические типыличности и перфекционизм.
Представления о сне и инсомниивключают в себя нормативные представления (сколько и как спать),представления о контроле над инсомнией (насколько возможенконтроль над сном) и отношение общества к инсомнии (Вейн,Николаева, Тхостов).Представления во многом предопределяют выбор поведенияпри инсомнии. На основе классификации методов самопомощи A.Jorm (2004), мы разделяем психологическую «зависимость» отлекарств, самоограничительное поведение, формирование ритуала сна(повторяющихся действий перед сном) и активные изменения вжизни. Согласно нашей гипотезе, активность больного и егоспособность сместить фокус внимания со сна к бодрствованиюявляются хорошим прогностическим признаком, тогда каксамоограничительное поведение сопряжено с ухудшением сна.В начале эмпирической части формулируются задачи иэмпирические гипотезы трех последующих глав.
Мы предполагаем,что:1. Нарушения саморегуляции при инсомнии по типу образования«порочного» круга тревоги вызваны опосредствованием действийи переживаний больных принятыми в культуре представлениями вотношении сна и инсомнии (рис. 1).11Рис. 1. Принятые в культуре представления о сне и инсомнии как факторхронификации.2. Нарушения психологической саморегуляции по типу ригидности,приводящие к фиксации неэффективного поведения инаправленные на преодоление тревоги в отношении сна, приводятк хронификации инсомнии.
При этом наиболее пассивныестратегии связаны с неблагоприятным прогнозом в леченииинсомнии, тогда как наиболее активные – с благоприятным(рис.2).Рис. 2. Влияние поведенческих факторов при инсомнии на прогноз эффективностилеченияВ пятой главе «Апробация и валидизация методическогоарсенала» решаются задачи валидизации методического арсеналаисследования инсомнии и проверяется гипотеза о надежности ивалидности методик психологических факторов инсомнии.12Клиническую группу составили 82 больных инсомнией (25мужчин и 57 женщин, средний возраст 46±13 лет), получающихамбулаторное лечение в Сомнологическом Центре при ММА им.И.М.Сеченова.
Оценка диагноза нарушения сна проводиласьсомнологамиЦентравсоответствиисМеждународнойклассификацией расстройств сна 2-й редакции (МКРС-2).Контрольную группу (хорошо спящие испытуемые, ХСИ)составили 105 испытуемых (32 мужчины и 73 женщины, среднийвозраст 23±9.2 года), не имевших на момент исследования нарушенийсна. Общая характеристика испытуемых представлена в табл. 1.Табл. 1. Общая характеристика испытуемых.ПсихологическоеобследованиеИспытуемыеБольныеинсомниейКонтрольнаягруппаВсегоПолисомнографияКолвоМуж.Жен.Сред.возрастКолвоМуж.Жен.Сред.возраст822557632043105327346±13лет23±9.2года107345±11.5лет24±2.9лет18757130732746Полисомнографическоеобследование,нарядуспсихологическим, проходили 10 хорошо спящих испытуемых (3женщины, 7 мужчин, средний возраст 24±2.9 лет).
В клиническойвыборке объективные показатели сна были получены у 63 человек (43женщины, 20 мужчин, средний возраст 45±11.5 лет).Клиническая и контрольная выборки не различались по полу иуровню образования, однако различались по возрасту.