Гендерные стереотипы участников дорожного движения (1098953), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Формулируются цели,задачи, предмет и объект исследования; определяются методы сбора иобработки данных; описывается процедура исследования и выборка.Перваячастьэмпирическогоисследованияобусловленанеобходимостью изучения содержания гендерных стереотипов как важныхдетерминантовповеденияивзаимодействияучастниковдорожногодвижения.
Целью первого этапа является выявление, анализ содержания испособов конструирования гендерных стереотипов. Предмет исследования –содержание гендерных стереотипов и особенности образов мужчин иженщин-водителей. Объект исследования – водители транспортных средстви содержание их сообщений на автофорумах.Поставлены задачи, общий смысл которых заключался в выявлениисконструированных в культурном дискурсе гендерно поляризированныхобразов женщин и мужчин-водителей и оценке универсальности ихсодержания для всех представителей дорожного сообщества. Использовалсяметодконтент-анализа,полуструктурированныхпроведенаинтервью,серияпозволившаяглубинныхвыявитьдинамикуособенностей развития и изменения мотивационно-ценностной сферы сувеличениемстажавождения,иметодфокус-группыдляоценкираспространенности выявленных представлений (на материалах фокус-группс сотрудниками ДПС и «принципиальными пешеходами»).
Постановка целии задач определила описательный характер первого этапа эмпирическогоисследования. Всего в первой части исследования приняли участие 65человек, проанализировано 370 сообщений водителей на 10 автофорумах.17Второй, третий и четвертый разделы содержат описание и анализрезультатов изучения гендерных стереотипов участников дорожногодвижения.
Результаты контент-анализа сообщений водителей мужчин иженщин на автофорумах отражены в виде частотного распределения впроцентных значениях отдельно для образов мужчин и женщин-водителей,включаявсеСодержаниекатегории,подкатегориисообщений мужчин иииндикаторыподкатегорий.женщин-водителей включает ихпредставления о других водителях-женщинах и мужчинах и самих себе.Критерием включения характеристики в содержание стереотипов явилоськоличествоееупоминания,превышающее25%отчисласамойраспространенной характеристики всего контента, для аутостереотипов – отчисла самой распространенной характеристики в каждой из подгрупп,оценивавших собственный гендер.
При подсчете частоты встречаемостииндикаторов категорий и подкатегорий использован сегментарный способподсчета (Богомолова, Малышева, Стефаненко, 2006). Данные обработаны спомощьюпрограммыпроинтерпретированыMicrosoft(Ядов,Excel,1995).послечегоКатегориальнаякачественносеткасцельюповышения надежности методики подвергнута пилотажному кодированиючасти массива исследуемых данных и дополнена по результатам.По результатам анализа сообщений мужчин и женщин выделено восемькатегорий и семнадцать подкатегорий контент-анализа. У мужчин иженщин-водителей обнаружена общность тенденций при формированиистереотипного гендерного образа водителей.
В него включены индикаторыследующихподкатегорий:«характеристики,проявляющиесявовзаимодействии с окружающими водителями транспортных средств» (33% и23,3% всего контента, соответственно, для мужчин и женщин); «общиекачества личности» (21,7% и 24%); «жизненный опыт и культура вождения»(12,1% и 12,5%); «отношение к себе» (8% и 9%); «стиль общения» (5,5% и4,3%), «внешний вид автомобиля и его оформление» (1,7% и 4%),«внешность водителя и ее оформление» (1,7% и 3,8%); «роли, связанные со18сферой деятельности» (1,4% и 1,8%) и «функциональное назначениеавтомобиля» (0,8% и 2%).Таким образом, в стереотипный образ женщины-водителя входятследующие характеристики: привлекательная (позитивная оценка внешностиводителя),некомпетентная,неувереннаявсебе,нерешительная,непредсказуемая, эгоцентричная, мужеподобная, не знает техническиххарактеристик транспортного средства (ТС), основная роль – хозяйственнаяи супружеская.
В стереотипный образ мужчины-водителя входятхарактеристики: импульсивный, уверенный в себе, нервозный, с низкиминтеллектуальным уровнем, прагматичный, грубый, стремится лидировать,не соблюдает правила дорожного движения, агрессивный, напористый,невнимательныйкдорожнойситуации,прямолинейный.Общимихарактеристиками в образах водителя-мужчины и женщины являются:неуспешность (много аварий), склонность к риску, высокий социальноэкономический статус. Аутостереотип женщин-водителей включаетхарактеристики:независимостьотчужогомнения,осторожность,активность, высокая самооценка, компетентность, нескромность, мягкость,решительность, трудолюбие, общение с помощью намеков, чувствособственного достоинства,недовериек другим,ответственность запроисходящее перед другими, предусмотрительность.
Женщины-водителичасто апеллируют к характеристикам автомобиля и его функциональномуназначению как атрибуту работы и досуга. При этом их аутостереотипвключаетхарактеристикуавтомобилем.Рядполученияхарактеристикнеудовольствияаутостереотипаотуправленияженщин-водителейвыделен ими по принципу сходства или контраста с образом водителямужчины:посходствупредприимчивость,–уверенностьимпульсивность,всебе,несоблюдениенервозность,ПДД,неуспешность,напористость; по контрасту – вежливость, миролюбивость, внимательность кдорожной ситуации, альтруизм, толерантность, снисходительность иуважение к другим.
Многие ценностные основания аутостереотипа женщин19водителей социально желательны и нормативны. Они позволяют имподдерживатьпозитивныйудовлетворительнооцениватьобразсвоесебяиповедениевысокуюисамооценку,повышатьстатуспредставителей своей группы. Данную тенденцию ярко демонстрируютженщины – профессиональные водители: смыслообразующие основания ихдеятельности неспецифичны с гендерной точки зрения – они заданыпрофессиональной ролью водителя. Имманентно сопоставляя себя с группоймужчин, женщины для сравнения используют, с одной стороны, теоснования, в которых они априори превосходят последних, или вовсе нетребуют сравнения с ними (вождение как профессия). С другой стороны –аутостереотип женщин включает негативные качества, присущие образумужчины-водителя.
В этом смысле образ водителя-мужчины являетсяэталонным. Тенденция в качестве нормативного критерия сравненияиспользовать образ водителя-мужчины выявлена также у участников фокусгрупп (сотрудников ДПС и пешеходов).Так,всознанииженщин-водителейсосуществуютстереотипженщины-водителя, закрепляющий второстепенное положение и общуюнесостоятельностьводителей-женщинвдорожномдвижении,иаутостереотип, к которому они гибко обращаются в зависимости оттребований ситуации (успех, неудача, например) и который позволяет имподдерживать позитивный образ себя. Стереотипный образ водителямужчины практически не отличается от его аутостереотипа. Мужчиныподчеркивают получение удовольствия от управления автомобилем иапеллируюткпротивоправнымролям.Общимихарактеристиками,входящими в аутостереотипы водителей мужчин и женщин являются:приверженность к своей группе / отсутствие приверженности к своей группеи выражение негативного отношения к другому водителю.
И мужчины, иженщины-водители поддерживают позитивную групповую идентичностьчерезприписываниепредставителю20«Чужой»группынегативныххарактеристик: образу мужчины – неуважение к другим, интолерантность,нескромность; образу женщины – неспособность к вождению.Данные, полученные в общей серии из 40 глубинных интервью среспондентами водителями-мужчинами и женщинами, как любителями, таки профессионалами, также позволили дополнить результаты контент-анализав отношении динамики гендерно-сконструированных образов мужчин иженщин-водителей.
Оказалось, что гендерный признак как значимыйфактор, на который водители ориентируются в дорожном движении,выделяется уже у начинающих водителей-мужчин и женщин – со стажем додвух лет в возрасте 18 – 23 лет. В данной подгруппе начинают складыватьсядоминирующиемотивыповеденияв дорожном движении, которыеобозначаются как основная мотивационная тенденция поведения уже вгруппе водителей мужчин и женщин со средним стажем вождения (3 – 10лет) в возрасте 23 – 29 лет. Так, у водителей-женщин основными мотивамиповедения являются мотивы безопасности и преодоления неуверенности всебе. У водителей-мужчин – мотивы самореализации (самоэффективности) иприобретения материального благополучия и признания профессиональногоуспеха как водителя.
Гендерный фактор чаще упоминается водителямимужчинами и женщинами со средним стажем вождения (3 – 10 лет): ониапеллируюткгендернойпринадлежностидругихводителей,интерпретируют их поведение в соответствии с ней, прогнозируют его ивыстраивают собственное поведение в различных дорожно-транспортныхситуациях (ДТП и других сложных, неординарных ситуациях дорожногодвижения). Гендерный фактор реже упоминается в категории водителей сбольшим стажем вождения (свыше 10 лет и в возрасте 35 – 56 лет), в томчисле водителей-профессионалов, и ключевым становится фактор возраста иопыта водителя. Видоизменяются и доминирующие мотивы поведения уопытной категории водителей: у женщин-водителей мотив собственнойбезопасности начинает соизмеряться с безопасностью других, тогда как у21мужчин ориентация на личные достижения (успех, статус) сменяетсяориентацией на безопасную безаварийную езду как достижение.Данные, полученные по результатам двух фокус-групп, участникикоторых имеют статус«третьих лиц» по отношению к ситуациивзаимодействия гендерных подгрупп водителей – сотрудники дорожнопатрульной службы ГИБДД и группа «принципиальных пешеходов»,свидетельствуют о близости содержания гендерных стереотипов у всехчленов дорожного сообщества.














