Американо-германские отношения и проблема стабильности в Европе (1933-1938 гг.) (1098506), страница 42
Текст из файла (страница 42)
Series D. Vol. I. P. 655-656.Егоров Б.А. Указ. соч. C. 17.788Franklin D. Roosevelt: his Personal Letters (1928-1945). Vol. I. P. 716-717.789Цит. по: Rauch B. Roosevelt: From Munich to Pearl Harbor. New York, 1950. P. 47.204787поддержали ее лишь некоторые газеты, последовательно выступавшие замеждународное сотрудничество во имя мира».790Именно Уэллес первым предложил перспективное продолжение идеиРузвельта о «карантине» для агрессоров. Следует отметить, что вГосдепартаменте было заметно явное разделение на тех, кто выступал за«умиротворение» и против. Дж. Моффат и А. Берли, ставший впоследствиипомощником госсекретаря, отвергали возможность создания системыколлективной«опасались,безопасности,чтоотсутствиенаправленнойстабильностипротиввГермании,Европевонитечениепродолжительного времени приведет к распространению большевизма».791Многие из требований Германии казались им законными.
Соответственноони считали, что США должны стремиться к урегулированию разногласий сИталией и Германией, вне зависимости от их внутренней политики. Пойти науступкинужнобылорадинедопущениявойныивосстановлениястабильности в Европе.С. Уэллес также склонялся к данной точке зрения. В июле 1937 года онвыступал с речью в институте международных отношений в Шарлоттесвилле. В своем выступлении он достаточно откровенно обрисовал свою позициюпо поводу европейской политической ситуации. Прежде всего, он подчеркнул, что «Версальский договор сделал побежденные державы странами второго уровня и лишил их надежды на лучшее будущее.
Несправедливый иложный фундамент этого договора – вот главная причина последовавшегопосле мировой войны хаоса».792Затем Уэллес ясно дал понять, что он занимает сторону Германии втом, что касается ревизии этого договора: «Я думаю, что главная и фундаментальная причина тех бед, от которых мир страдает сейчас, - то, что несправедливости и неправильное распределение территории после мировойвойны так и не были исправлены или устранены. И эти причины не только790Welles S. The Time for Decision.
P. 63.Schmitz D.F. Introduction // Appeasement in Europe. P. XXI.792Morgenpost, July 8, 1937. ―Germany entirely Right‖. A Sensational Speech of American Under Secretary of State Welles. Germany: Dodd, William E.: 1936-1938. Diplomatic Correspondence. PSF. FDRL.205791политического, но и финансового и экономического характера».793Подводя итог своему выступлению, помощник госсекретаря предложилпрограмму, в рамках которой администрация смогла бы содействовать «построению более здорового и счастливого мира»:- последовательное соблюдение договоров и международных обязательств,принятых добровольно;- отмена или сокращение бесчисленных искусственных торговых барьеров;- ограничение и сокращение вооружений;- регулярные конференции с участием представителей правительств, свободный обмен мнениями.794Эта программа стала основой его предложений президенту осенью1937 года. Из первой поездки в Европу в ранге заместителя госсекретаря всентябре Уэллес вернулся, полагая, что США следует поддержать некоторыепритязания Гитлера, в частности требование автономии немцев Чехословакии и возвращения Германии колоний.
Он даже предлагал провести конференцию по политическому урегулированию в Берлине.795 Только так, считалон, можно будет устранить несправедливости Версальской системы и снизить агрессивные амбиции немцев.796Против уступок Германии выступали Хэлл и Мессерсмит, занявшийлетом должность помощника госсекретаря. Мессерсмит представил руководству аналитическую записку о ситуации в Европе, с которой ознакомилисьмногие в администрации, включая президента. Самой главной проблемой длямира Мессерсмит называл Германию.
При этом он делал акцент на идеологическом моменте: «Очень просто и удобно некоторым людям в демократических государствах утверждать, что их не интересует идеология, но самыйважный фактор в текущей ситуации – конфликт идеологий. Мы можем видеть, что, по крайней мере, три диктатуры вернулись к использованию доктрины силы. Становится всѐ более очевидно, что если демократии, включая793Ibidem.Ibidem.795Memorandum, Dec. 2, 1937. Adolf A. Berle Diary.
1937 – March 1942. Adolf A. Berle Papers. FRDL.796FRUS. 1938. Vol. I. P. 116.206794Соединенные Штаты, не готовы защитить свои… взгляды мирными средствами, то через какое-то время им придется защитить их военным путем».797Мессерсмит пришел к выводу, что именно «США являются конечнойцелью для атаки этих преступных государств. Когда время придет для этойатаки, США останутся практически одни на их пути».798 Мессерсмит отстаивал необходимость создания системы коллективной безопасности и предлагал оказывать на Германию экономическое давление.6 октября Уэллес посоветовал Рузвельту созвать 11 ноября представителей всех государств и зачитать им обращение, призыв ―вернуться к тем базовым стандартам международного права, к которым западная цивилизацияпришла в результате длительной и болезненной эволюции‖.799 Эту меру онрассматривал как первый шаг, необходимый для сохранения всеобщего мира.Одновременно он предлагал Рузвельту узнать, не захотят ли другие правительства принять участие в конференции с целью попытаться достичь соглашения по следующим вопросам:- основные принципы, которые должны соблюдаться в международных отношениях (например, невмешательство во внутренние дела других стран);- правила военных действий на суше и в море;- право свободы доступа всех народов к сырью.800Уэллес считал, что демократиям и диктатурам будет легче найти решениеназревших проблем, если сначала они достигут понимания по более общимвопросам.
Поэтому он предложил заключить общее соглашение о фундаментальных принципах, которые должны определять политику стран на международной арене.Предложение, по мнению Уэллеса, должно было обеспечить согласие научастие в конференции большинства стран, в том числе Италии и Германии:―Указание в проекте на возможную необходимость пересмотра соглашений,797Ibid. 1937. Vol. I. P. 140.Ibid., p. 141.799Welles S. Seven Decisions that Shaped History. New York, 1950. P. 17.800FRUS. 1937. Vol. I. P. 665-666.207798которые были заключены после мировой войны, неизбежно повлечет за собой благоприятную реакцию Германии‖.801Уэллес и другие «умиротворители» недооценивали масштабность устремлений Гитлера. Они полагали, что пересмотр Версальских постановленийи заключение нового соглашения обеспечат стабильность в Европе и предотвратят войну.
Но Гитлер стремился к войне, он хотел завоевать новые территории. «Умиротворить» его было невозможно. Тогда в мире это мало кто понимал.Рузвельт поддержал предложение, считая, что даже если не будет достигнуто взаимопонимание между странами, все равно США, по крайней мере,получат поддержку всех правительств, кроме стран «оси». Это оказало быблаготворное влияние на малые страны Европы, которые последние несколько лет наблюдали за падением авторитета западных демократий.802Но против предложения Уэллеса высказались Мессерсмит и Хэлл. Госсекретарь считал этот план ―нелогичным и невозможным‖: он мог бы, по егомнению, иметь ―нежелательный результат, усыпляя бдительность демократических государств в тот самый момент, когда все их усилия должны бытьполностью направлены на то, чтобы укреплять свою военную мощь в целяхсамообороны‖.803 В любом случае, утверждал Хэлл, нельзя начинать такоедело без предварительной консультации с Англией и Францией, так как этотплан в период переговоров Англии и Франции с Германией и Италией могпоставить их в затруднительное положение.
Он убедил Рузвельта отложитьреализацию плана.11 января 1938 года доработанное Уэллесом предложение конференциипо разоружению и экономическим вопросам было направлено Чемберлену,но тот попросил президента придержать его и посмотреть, какого прогрессаудастся добиться в переговорах между Великобританией, Францией, Германией и Италией. Премьер-министр Великобритании выразил опасения, что801Ibid., p.
668.Welles S. The Time for Decision. P. 66.803Hull C. The Memoirs of Cordell Hull. P. 547-548.208802Германия и Италия воспользуются случаем для того, чтобы «отложить обсуждение конкретных вопросов, которые необходимо решить на основании того, что эти темы являются частью общих проблем, поставленных президентом.
Будет жаль, если эта инициатива блокирует тот прогресс в переговорах,над которым мы так тщательно работали последние несколько месяцев».804Рузвельт согласился с Чемберленом.Впоследствии министр иностранных дел Великобритании А. Иден убедил Чемберлена поддержать проект президента, и соответствующее посланиебыло направлено в Вашингтон 21 января. Иден считал, что «невозможно переоценить влияние, которое может иметь выражение американской заинтересованности в европейских делах».805 С ним был согласен Дафф Купер, первый лорд Адмиралтейства в 1937-1938 гг.: «Хотя схема, предложенная Рузвельтом, не была лишена спорных моментов, сам факт прямого вмешательства США в европейские дела помешал бы развязыванию войны, что явилосьбы поворотным пунктом в европейской истории».806Но 9 февраля стало известно о том, что Рузвельт отложил идею конференции до конца политического кризиса в Германии, во время которого Гитлер отстранил «умеренных» деятелей от власти в правительстве и армии.807После аннексии Австрии администрация больше не возвращалась к рассмотрению этого проекта.