modestov-text (1085420), страница 2

Файл №1085420 modestov-text (ТОКБ) 2 страницаmodestov-text (1085420) страница 22018-01-12СтудИзба
Просмтор этого файла доступен только зарегистрированным пользователям. Но у нас супер быстрая регистрация: достаточно только электронной почты!

Текст из файла (страница 2)

Но особенно существенно меняется характер геополитической конкуренции из-за борьбы за достижение информационного превосходства, за обладание более развитым информационным ресурсом, открывающим лучшие возможности контроля над информационным ресурсом противника. Геополитическое пространство приобретает новое измерение, включая в себя пространство информационное.

За рубежом еще только разворачивается полемика по поводу того, считать ли “кибернетическое пространство” (cyberspace)24 особой сферой, средой, в которой может вестись вооруженная борьба (о геополитическом соперничестве в этой сфере американские авторы речь пока не ведут). Так, представитель издательства AFCEA Э. Кэмпен полагает, что происходящее в информационном пространстве так или иначе происходит в обычных физических средах - в воздухе, на суше или на море. Вице-адмирал А. Цебровски из штаба ВМС США придерживается того же мнения, ссылаясь на отсутствие у информационного пространства четких границ, какие отделяют другие среды друг от друга.

Иное мнение сложилось у представителя компании “Бритиш телеком” П.Кочрейна, Р.Гериджью из канадской разведки, Р. Кинга из корпорации “Диджитал экуипмент корпорейшн”25 , М. Лёшера из службы информационного противоборства ВМС США, автора известной книги “Информационная война: хаос на электронной супермагистрали” У. Швартау26 и многих других участников обсуждения, состоявшегося в июне 1996 г. в Центре последипломного образования ВМС США в Монтерее (шт. Калифорния)27 .

Р. Гериджью, в частности, заявил в ходе дискуссии: “Информационное пространство - это не физическое пространство, но пространство социальное. В отличие от других пространств , где физическая география определяет власть в информационном пространстве лишь информация и знания задают структуру власти. Расстояния, география, границы становятся отвлеченными искусственными категориями, не влияющими на отношения между отдельными людьми и целыми организациями. В информационном пространстве нет привычных границ. В этом качестве выступают лишь ширина диапазона, коммуникационный протокол, но они вряд ли могут служить источником развития конфликтной ситуации. В самом деле, нет смысла бороться за то, что не имеет ни территории, ни пространства. Однако возможность влиять на перспективы, воздействовать на лиц, принимающих решения, контролировать системы сбора, обработки, хранения и передачи информации, приумножать блага - все это действительно чревато столкновением интересов и целей сторон”28 .

Наиболее удачно онтология информационного пространства описана в диссертации адъюнкта Центра в Монтерее Д.Элема (ВМС США). По мнению этого исследователя, информационное пространство составляет вся совокупность объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие, а также сами технологии этого взаимодействия29 . При этом характеристики этих технологий (пропускная способность каналов передачи данных, скорость обработки информации, объемы ее хранения, стойкость ее криптозащиты и т.д.) являются фактически параметрами информационного пространства. Однако речь об этом пространстве в диссертации идет лишь как о “поле информационного противоборства” (information warfare field). Таким образом, американская концептуальная мысль не сделала еще одного важного шага, поднимающего ее с уровня информационного противоборства до уровня геополитического соперничества.

В современной геополитике заметно усложняется определение так называемых векторов экспансии, которыми оперировала классическая геополитика в категориях противостояния теллурократии и таллассократии, а также по широтно-долготной шкале (запад-восток, север-юг). Еще более сложные связи возникают с появлением трансграничного информационного взаимодействия (и, соответственно, противоборства).

Таким образом, геополитика как область теоретических знаний и практической деятельности постоянно меняла свое содержание. Сейчас, после предшествовавших философского, географического и собственно геополитического, наступает очередной этап в ее эволюции, который мы, развивая периодизацию, введенную М.И. Ясюковым30 , предлагаем назвать информационным.

В то же время отметим, что информационное противоборство всегда было составной частью геополитической конкуренции (необходимый для этого информационный ресурс никогда, к сожалению, не выступал в качестве нашей сильной стороны).

Информационная форма геополитического контроля вообще является наиболее прямой и в полном смысле слова архаичной. Некоторые исследователи различают даже две формы такого контроля - информационную и коммуникационную (см., например, статью К.В. Плешакова31 ). Контроль древнерусских княжеств над проторусским пространством не оспаривался другими этносами, но даже для урегулирования спорных внутрирусских территориальных проблем локального характера информационный контроль княжеств над пространством был чрезвычайно низок.

Описаны случаи32 , когда воинские дружины неделями блуждали по лесам, будучи не в состоянии найти противника, также ищущего боя. Из-за низкого уровня развития коммуникаций и огромной протяженности страны в широтном и, особенно, долготном направлении информационный контроль России над ее Севером и Востоком остается чрезвычайно низким, что уже порождает прямые геополитические последствия в отношениях России с другими государствами, в первую очередь с Китаем, который использует слабый российский информационный контроль над Дальним Востоком для установления сферы непрямого китайского контроля над регионом.

Отстаиваемая здесь особая роль информационного ресурса в геополитическом процессе вполне вписывается в разделяемое многими современными авторами представление о геополитике как области научных знаний о пространственно-временной конфигурации всей наличной совокупности ресурсов того или иного геополитического субъекта с учетом занимаемого им места в мире, а также практической деятельности этих субъектов по изменению или сохранению сложившейся конфигурации, либо приспособлению к ней в том случае, когда активное воздействие субъекта невозможно или нецелесообразно.

Важно лишь осознать, что может означать подобное понимание геополитики как теории и практики пространствено-временной организации всех ресурсов развития каждой страны (народа, государства) относительно других стран и в общей совокупности ресурсов мирового сообщества без ограничения одной лишь территорией, т.е. с учетом проживающих на ней людей, составляющих определенные этнические и социокультурные общности. Тем более нельзя забывать о специфике информационного ресурса, создаваемого той или иной общностью людей.

Информационный ресурс является совершенно особой составляющей в совокупности ресурсов развития. Его объекты и объединяющая их информационная инфраструктура имеют особые пространственно-временные характеристики, не ограничиваемые пределами национальной территории. Кроме того, сама информация как базовый и наиболее универсальный элемент этого ресурса обладает уникальными свойствами делимости и воспроизводимости, что заметно сказывается на общей оценке потенциала того или иного геополитического субъекта, на возможностях воздействия на него извне, его способности к устойчивому развитию в таких условиях, его восприимчивости к информационному трансферу, скрытому перераспределению информационного ресурса противника силами, средствами и способами специализированной разведки.

Остается лишь добавить, что в основе процесса пространственно-временной организации ресурсов (геополитического процесса) лежит естественное стремление всякого государства обрести стабильные, близкие к природным, способствующие безопасному развитию границы, определяющие размеры, начертание и положение освоенного ею территориального массива. В результате неизбежно столкновение с аналогичными устремлениями соседних государств, также пытающихся занять свою геополитическую нишу.

По мере усложнения геополитической структуры мира, роста взаимозависимости государств (и, в частности, благодаря быстро развивающейся информатизации всех сторон жизни общества) появляются более сложные опосредованные связи, не предполагающие обязательного соседства стран, чьи интересы приходят в противоречие.

Складывается сложная межгосударственная коллизия, в которой неприменимы категории общечеловеческой морали, так как этика межличностных отношений не может быть механически спроецирована на межгосударственные отношения. В них участвуют принципиально иные субъекты, действуют иные законы. Вспомним Гегеля: “Государства - не частные лица, а совершенно самостоятельные тотальности в себе, и, следовательно, их взаимоотношения складываются иначе, чем чисто моральные частноправовые отношения”33 .

Возможно, это особенно актуально для российского общественной мысли, так как из-за особенностей национальной психологии мнение, воля, личные обязательства и интересы государя (главы государства) у нас нередко отождествлялись с обязательствами и интересами государства. Еще более сложны этические отношения между геополитическими субъектами, в которых государства выступают лишь как часть от общего.

Решение неизбежных геополитических противоречий между государствами как отличными друг от друга и неравномерно развивающимися геополитическими субъектами всегда было и останется естественным процессом, глубинный, сущностный смысл которого предопределен не политическими, идеологическими, экономическими, этническими, конфессиональными и какими-либо иными отдельно взятыми причинами, а всеми перечисленными причинами (или большей частью из них), взятыми совокупно и представленными в особом стойком геополитическом стереотипе поведения той или иной исторической общности и созданного ею государства. И вновь обратимся к Гегелю: “Свою направленность вовне государство обретает потому, что оно есть индивидуальный субъект”34 .

Такой стереотип или характерная активностная модель поведения данной общности формируется у нее изначально и корректируется огромным трудом в течение длительных периодов времени, совпадающих с фазами геополитического цикла, составляющими у различных народов от трех до пяти столетий. Нынешний цикл геополитической активности России, по расчетам автора, охватывает XIX-XXI вв. Наблюдаемый сейчас послекульминационный спад активности приходится, к сожалению, на важный период смены мирового технологического уклада, когда промышленная цивилизация уступает цивилизации информационной. В результате складывается не самая благоприятная для России геополитическая ситуация в ее соперничестве с другими центрами силы.

Наиболее важной тенденцией в происходящей эволюции можно считать, по-видимому, изменение соотношения веса тех или иных ресурсов развития (включая собственно территорию, пространство), составляющих основу геополитического процесса всякого геополитического субъекта.

В потенциале современного геополитического субъекта происходит существенное перераспределение акцентов с материально-вещественных и энергетических ресурсов (то есть фактически с того самого территориального ресурса с предоставляемой им топливно-сырьевой базой) в пользу ресурсов информационных и интеллектуальных.

Процесс подобного перераспределения имеет глубокую ретроспективу. Он напрямую связан с основными этапами развития информационного ресурса того или иного общества. Начало каждого такого этапа знаменовало собой очередную информационную революцию. Первый такой революционный скачок был достаточно растянутым во времени и происходил по мере возникновения и распространения общенационального языка как важнейшего средства информационного обмена и консолидации культурно-исторической общности.

Вторая информационная революция была связана с возникновением письменности, которая значительно расширила возможности хранения, обработки и передачи информации. Следующий, третий качественно иной этап в развитии информационного ресурса пришелся на изобретение книгопечатания, с помощью которого все информационные процессы еще более интенсифицировались.

Четвертая информационная революция началась с появлением электротехнических средств связи (телеграфа, телефона, радио, телевидения). Нынешняя, пятая революция связана с изобретением и распространением новых информационных технологий, использующих огромные скорости обработки информации. Благодаря этому становится возможным колоссальный - в миллионы и миллиарды раз - прирост информации, циркулирующей в обществе.

Все эти изменения принципиально иначе заставляют смотреть на пространство. Они придают ему особую многомерность (особенно в ходе четвертой и пятой информационной революции), создаваемую сначала так называемым “эфиром”, разнообразием электромагнитных полей, а затем весьма специфическим информационным пространством, органично связанным с еще более “неосязаемым” пространством интеллектуальным, духовным.

Рассмотрим более подробно именно информационное пространство, более поддающееся формализованному описанию и однозначному объяснению.

Начальным, фоновым состоянием информационного пространства можно считать естественный информационный обмен, существующий в живой природе. Как подсчитали исследователи, биота (т.е. живое вещество биосферы) перерабатывает как “естественный компьютер” 1036 бит/с, и этот поток направлен на поддержание устойчивости окружающей среды. Всего одна сотая часть перерабатываемой биотой потока информации затрачивается на компенсацию нарушений окружающей среды в соответствии с принципом Ле-Шателье-Брауна35 .

Значительно возросла плотность информационного поля после того, как к биологическому фактору его формирования прибавился фактор социальный. С развитием человеческого общества устанавливались все более сложные информационные связи между отдельными людьми, социальными группами и целыми сообществами. Складывалась характерная для каждой страны информационная инфраструктура.

Она всегда была мощным системообразующим фактором, эффективным средством организации геополитического пространства. При этом сама структура пространства, его физико-географические черты во многом определяли уровень и характер развивающихся в нем линий сообщения, коммуникаций.

Характеристики

Тип файла
Документ
Размер
330 Kb
Материал
Тип материала
Высшее учебное заведение

Список файлов лекций

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
6358
Авторов
на СтудИзбе
311
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее