Мальцев В.М., Мальцев М.И., Кашпоров Л.Я. - Основные характеристики горения (1043377), страница 56
Текст из файла (страница 56)
* Tмакс— максимальная температура пламени.
И з данных о Qp.c следует, что для всех рассматриваемых в работе смесевых систем в общем балансе тепла, поступающего на нагревание топлива, удельный вес тепла, выделяющегося в реакци-онном слое конденсированной фазы, увеличивается с ростом давления.
В настоящее время в литературе имеется некоторое число работ, посвященных спектральным исследованиям процесса горения смесевых топлив [35, 74], В видимой и УФ-об-ластях спектра при горении смеси ПХА+ПММА (αст =1) в пламени обнаружены спектральные линии и полосы, отнесенные к следующим продуктам: СО2 (326,5), СО (324,2), С2 (404,2), N0 (394,9), О2 (367,3), •CN (385,5), •ОН (306,5), N2 (375,5), Н2 (629,9), С12 (607,0 нм) и т. д.
По высоте пламени смесевого топлива наблюдается определенная последовательность высвечивания спектральных линий продук-
тов горения. На рис. V.27 показано распределение температуры и основных обнаруженных спектральных линий продуктов по высоте пламени (I/Iо— отношение интенсивности исследуемой спектральной линии к интенсивности линии ртутного источника с λ=435,8 нм).
Н епосредственно вблизи поверхности горения образца наблюдается излучение радикала •ОН, превосходящее излучение С2, •CN, •СН. С ростом температуры по высоте пламени увеличивается интенсивность излучения СН, C2, CN. Для эмиссионного спектра продуктов сгорания смесевого топлива характерно существование двух непрерывных континуумов излучения при 350— 450 и 400—600 нм, природа излучения которых связана, с наличием в пламени свободного атмосферного кислорода [52].
Рис. V.27. Распределение относительной интенсивности спектральных линий еродуктов сгорания по высоте пл амени смеси ПХА+ПММА (аСт = 1; Р=1,5МПа).
На рис. V.28 приведены экспериментальные результаты по измерению относительной интенсивности эмиссионного спектра продуктов в ИК-области спектра (0,8—9 мкм) по высоте пламени [54]. Основными продуктами излучения являются Н2О (2,5 мкм), СО2 (4,37 мкм), СО (4,62 мкм).
Таким образом, исследование основных закономерностей изменения параметров волны горения смесевых топлив на основе перхлората аммония показало, что структура поверхности горения характеризуется резко выраженной неоднородностью, обусловленной различием физико-химических свойств компонентов смеси. Средняя температура поверхности горения смесевого топлива значительно выше, чем у баллиститного пороха, и зависит от физико-химических свойств горючего, соотношения его с окислителем и повышается с ростом давления. Тепловыделение в реакционном слое конденсированной фазы и температура пламени возрастают с давлением. Взаимодействие продуктов газификации смесевых топлив происходит в непосредственной близости от поверхности горения.
Процесс горения баллиститных порохов и смесевых топлив на основе перхлората аммония имеет ряд общих черт: с повышением давления увеличиваются температура поверхности горения, количество теплоты, выделяющейся в реакционном слое конденсированной фазы топлива, и температура пламени в области низких давлений; существует предельное значение давления, выше которого температура пламени остается постоянной; размеры зон горения уменьшаются с ростом давления.
Рис. V.28. Распределение относительной интенсивности спектральных линий продуктов сгорания по высоте пламени смеси ПХА + ПММА (αст = 1) в ИК-области спектра (Р=0,2 МПа; и—1,2 мм/с; Tмакс=2050 К; масштаб ординаты кривой CO2
увеличен в 2 раза).
2. Действие катализаторов на процесс горения
Применение катализаторов в настоящее время является одним из распространенных методов регулирования скорости горения твердых топлив. Этим объясняется продолжающаяся разработка теории катализа горения и непрекращающиеся поиски новых более эффективных катализаторов.
Каталитические свойства вещества тесным образом связаны со структурой реагентов и условиями его применения. В качестве катализаторов горения смесевых твердых топлив часто применяют окислы металлов MnO2, Ni2O3, Сг2О3, MgO, Fe2O3, Со2О3, Co3O4 и SiO2, а также медные, железные, цинковые, кадмиевые и магниевые соли хромовой кислоты и т. д. [96, 97]. Наиболее распространенными являются катализаторы, содержащие медь, а также окись хрома и окислы железа.
Обычно активность катализаторов падает с увеличением скорости горения состава. Сравнительный анализ активности ряда катализаторов ,на основе соединений железа в составе полибутадиенового топлива показывает, что при содержании ферроцена > 1 % или Fe2O3>2% наблюдается эффект насыщения. Важную роль при катализе играют удельная поверхность частиц катализатора и степень контактирования с окислителем. При увеличении удельной поверхности частиц железа с 20 до 80 м2/кг скорость горения топлива возрастает на 20—30%. При дальнейшем увеличении удельной поверхности эффект роста скорости горения падает.
Исследованию механизма катализа при горении конденсированных систем на основе перхлората аммония (ПХА) посвящено значительное число работ [98—103]. В этом .вопросе в настоящее время нет единой точки зрения. Экспериментальные данные авторов работ [99, 101, 102] подтверждают газофазный механизм действия катализатора; данные работы [98] свидетельствуют о том, что место действия катализатора — конденсированная фаза. Приведенные в работе [100] данные подтверждают точку зрения, согласно которой катализатор весьма эффективно действует как в конденсированной, так и в газовой фазах волны горения топлива.
В работе [104] опубликованы результаты исследований по структуре затушенной поверхности горения перхлората аммония и топлива на его основе, полученные с помощью сканирующей электронной микроскопии. Авторы работы [105], используя метод микроскопических и электронно-микроскопических исследований, впервые изучили структуру и дисперсность катализаторов Fe2O3 и СuО на образцах ПХА и на поверхности горения затушенных образцов. Одной из стадий при горении перхлората аммония в присутствии катализаторов является гетерогенно-каталитическое разложение хлорной кислоты в смесях с водородом, метаном и аммиаком. Гомогенное и гетерогенно-каталитическое разложение НСlO4 изучалось в ряде работ [106—108], но данные, полученные в этих работах, носят противоречивый характер. На основании экспериментальных исследований кинетики гомогенной и гетерогенно-каталитической реакции в системе НС1О4—NН3—Fe2О3 авторами работы [109] была предложена модель катализа горения однокомпонентного сублимирующегося топлива, в которой учитывается действие катализатора как в газовой, так и в конденсированной фазе.
Авторы работы {96] изучали реакцию катализа на поверхности контакта ПХА и катализатора при действии органических соединений, являющихся продуктами разложения связующего вещества при горении твердого топлива. Полученные результаты использованы для анализа механизма взаимодействия углеводородного горючего с ПХА в присутствии катализатора хромита меди. Как показали опыты по измерению тепловыделения и энергии активации при различном содержании катализатора, процесс носит по существу гетерогенный характер. Хромит меди как катализатор играет двойную роль: увеличивает скорость разложения ПХА и интенсифицирует окисление молекулы горючего. Комбинация этих двух факторов необходима для эффективного действия катализатора. Катализатор, обеспечивающий лишь интенсивное разложение ПХА, оказывает слабое влияние на скорость горения смесевых топлив.
Среди многочисленных катализаторов горения смесевых топлив типа горючее — окислитель высокую эффективность проявляют соединения железа [101, 110О]. В сопоставимых условиях активность этих соединений в отношении систем на основе перхлората аммония (ПХА) примерно одинакова (одного порядка).
Авторы работы [100] исследовали стехиометрическую смесь ПХА и ПММА. Использовался ПХА с размером частиц менее 316 мкм (смесь фракций) и ПММА с размером частиц 3 мкм. В плане достижения высокого увеличения скорости горения при введении каталитических добавок применение стехиомётрической смеси является неблагоприятным, поскольку такая система в наименьшей степени поддается воздействию катализаторов [ПО]. Однако применение смеси нестехиометрического состава сильно усложнило бы изучение ввиду появления в этом случае в зоне реакции избытка полупродуктов разложения преобладающего компонента.
В качестве катализаторов были использованы: 1) кристаллическое субдисперсное α-Fe (d0=50 нм); 2) окись железа Fe2O3, содержавшая α-Fе2О3 (d0 < 5 мкм); 3) ферроцен кристаллический, d0 <50 мкм. Добавки катализатора вводились сверх 100% в количестве 1% (масс). Исходная смесь ПХА + ПММА обозначалась как смесь А, та же смесь с добавкой Fe, Fе2О3 и ферроцена обозначалась соответственно как A + Fe, А+Fе2О3 и А + Ф. Были исследованы следующие параметры горения; скорость горения, структура и температура поверхности, максимальная температура пламени, спектральный состав продуктов горения по высоте пламени. Результаты определения скорости горения смесей в зависимости от давления показывают, что в данных условиях в исследуемом интервале давлений все добавки увеличивают скорость горения на 20—40%. Введение катализаторов привело также к изменению закона зависимости скорости горения от давления.
Структура и температура поверхности горения
Экспериментальные данные, полученные с помощью деривато-графического анализа, указывают на влияние каталитических добавок (Fe, Fe2O3, ферроцен) на процессы взаимодействия продуктов разложения компонентов при температуре ниже температуры поверхности при горении. Определенный интерес представляют наблюдения за изменением структуры горящей поверхности при введении в состав смеси катализаторов горения. На всех смесях с добавкой катализатора отмечается появление на поверхности горения отдельных ярко светящихся очагов размером 100—200 мкм (рис. V.29). Поскольку число очагов значительно меньше среднего вероятного числа частиц катализатора на поверхности горения, возникает предположение о возможной агломерации частиц катализатора на поверхности горения.
Я влением агломерации частиц катализатора на поверхности горения объясняется факт относительно слабого влияния дисперсности катализатора на эффективность его действия. Другой вариант объяснения, не исключающий первый, базируется на «критической локальной концентрации катализатора», обеспечивающей развитие очага интенсивной реакции. Образование локальных объемов смеси с концентрацией катализатора выше критической обусловлено флуктуацией распределения катализатора по объему образца. При концентрациях (или объемах) меньших критической очаг катализированного горения не развивается. Чем активнее катализатор, тем меньше критический объем, что можно иллюстрировать сравнением фотографий поверхности горящих смесей А+ +Fe, A+Fe2O3 и А+Ф [100], где в последнем случае число очагов существенно больше. Система очагов, перемещающихся на поверхности горения, обеспечивает первичную переработку продуктов пиролиза окислителя и горючего с участием каталитической добавки. Температура поверхности горения при введении указанных катализаторов существенно не изменяется.
Рис. V.29. Поверхность горения
смеси ПХА + ПММА + 1 % Fe (P = 0,1 МПа).