Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Лекции по истории религий » Течения позднего протестантизма

Течения позднего протестантизма

2021-03-09СтудИзба

Лекция  9.

Течения позднего протестантизма.

Баптизм очень крупное течение протестантизма, ве­дущее свое начало от XVII века, хотя развитие оно получило главным образом в XIX—XX вв. В мире — более 75 млн. баптистов. Они разбросаны по разным странам, но более всего их в США. Многие американские президенты относят себя именно к баптистам. Среди баптистов множество мыслителей и великих людей Америки. Численность баптистов в мире в течение XX в. росла, по сравнению с другими протестантски­ми деноминациями, особенно быстро. Название этого направления (целостной, единой баптист­ской церкви, по сути, нет) происходит от гр. Baptizo – погружать в воду, крестить в воде. Баптисты категорически настаивают, что креститься надо погружением в воду и обязательно в со­знательном возрасте, когда человек уже принял веру и имеет в ней достаточно большие познания. Баптизм зародился в 1609 г. в Амстердаме и его основателем считается бывший ан­гликанский священник Джон Смит. В истории реформации фигурировали также анабаптисты (т.е. вновь крещеные), которых не следует смешивать с баптистами. Анабаптисты составляли главную радикальную силу крестьянской и религиозной войны XVI века в Германии, в ходе которой выражали интересы бедноты. Они сочли крещение в католичестве неправильным, а потому крестились погру­жением в воду второй раз — отсюда и их название. Идеал анабаптизма — всеобщее равенство и «полная справедливость». Разгромленные, они вли­лись позже в состав других самых крайних течений протестантизма. Даже протестанты, не говоря о католиках, считали анабаптистов еретиками. Их преследовали и убивали. В конце концов анабаптизм превратился в полу­подпольную изолированную полумистическую секту странников и людей «не от мира сего».

Существуют два течения в баптизме:

1) общие («генеральные») баптисты (последователи гол­ландского проповедника из города Лейдена  Якова Арминия);

2) частные баптисты (подавляющее большинство среди всех баптистов).

Различие между ними состоит в следующем: первые, вслед за Арминием, считают всех людей спасенными через страда­ния Христа (каждый может попасть в рай, все зависит от того, добрые или злые дела он творит), вторые же следуют учению Кальвина, в соответствии с которым для каждого все уже предопределено заранее и спастись смогут только избран­ные Богом. Частные баптисты следуют ещё одному утверждению учения Ж. Кальвина:  Искупительная Жертва Христа была осуществлена только для избранных ко спасению. Баптисты — замечательные и страстные проповедники. Миссионерство — долг каждого баптиста. Их общины спло­чены, члены общины помогают друг другу. В миру баптисты подчиняются мирским, земным законам (соблюдая строгие нравственные нормы), но сердцем они целиком с «небесным женихом» — Иисусом Христом. Учение и религиозная жизнь баптистов отличается от классического кальвинизма большей жизнерадостностью и свободой. Главный ритуал баптистов — публичное принятие водно­го крещения. Их собрания происходят в молитвенных домах. Поклонение кресту, иконам, крестное знамение, одежды свя­щеннослужителей отвергнуты. Баптисты отмечают большие общехристианские праздники, но имеют также свои торжества и памятные даты. Любопытный праздник у некоторых течений баптистов — Вечеря Господня, установленный в память Тайной Вечери Иисуса Христа. На нем совершается омовение ног: верующие по очереди омывают друг другу ноги в специальных тазах, выражая тем самым смирение и взаимную лю­бовь. После этого обряда следует хлебопреломление и раздача хлеба, символизирующего Тело Христово. Символическое причащение у многих протестантов осуществляется не вином (оно находится под запретом), а фруктовым соком. Евангельские христиане — баптисты в сентябре от­мечают Праздник жатвы (взятый из древнееврейской ветхозаветной ре­лигии). В этот день они прославляют Бога и свой труд по спасению заб­лудших душ. В России баптизм стал активно распространяться во 2-й половине XIX в. А в 70-х гг. этого столетия в аристократи­ческих салонах Петербурга под влиянием английского пропо­ведника лорда Г. Редстока возникло течение евангельских христиан, близкое к общим баптистам. Редстока выслали из России, но его последователь — полковник русской армии В. А. Пашков стал следующим проповедником идей евангелизма (евангельского христианства). В XIX в. русским нельзя было покидать православную церковь и менять веро­исповедание. Открыто принадлежать к баптистам могли толь­ко иностранцы. Но в 1905 году были приняты законы о сво­боде вероисповеданий, баптисты и евангелисты стали существовать свободно. В 1917 г. евангелистские христиане выдвинули свою программу преобразования России и пыта­лись ее реализовать. В это время очень активно действовала христианско-демократическая партия «Воскресение», возглав­ляемая И. С. Прохановым — председателем Всероссийского союза евангельских христиан. Большевики первоначально склонялись к тому, чтобы поддерживать баптистов и еванге­листов, искать союза с ними, а весь свой «классовый гнев» на­правили против православной церкви. Проханов собирался даже построить «город Солнца» на Алтае, который взялись финансировать баптисты США. Но вскоре «получили свое» и протестанты... В сталинские времена начались жесточайшие гонения против сект. В конце Отечественной войны, когда преследование религии ослабло, евангелисты снова возроди­лись и объединились с уцелевшими баптистами в официаль­ную церковную организацию евангельских христиан-баптис­тов во главе с руководящим органом - Всесоюзным советом (ВСЕХБ). Это было санкционировано властями с весьма «прозрачной» целью — осуществлять надзор за верующими. Некоторые протестанты евангельской веры и баптисты оста­вались в подполье. Сейчас положение изменилось: каждая деноминация, группа и община любой религии может свободно прокладывать собственную дорогу и по-своему искать подхо­ды к сердцам людей.

В XVI в. в Голландии жил проповедник-протестант Менно Симонс. Он никогда не собирался основывать новое религиоз­ное течение, но его последователи (в основном из числа умерен­ных анабаптистов) стали называть себя меннонитами. Их в мире сейчас около полумиллиона. Учение меннонитов, будучи довольно радикальной ветвью протестантизма, отличается принципом «непротивления злу насилием». Меннониты - пацифисты и не могут, по своей вере, служить в армии, состоять на государственной службе. Согласно убеждениям, они никог­да не принимают на себя никаких клятв и присяг. Поначалу пос­ледователи Менно Симонса резко изолировались от общества, но в современном мире живут вполне спокойно и в конфликты с властями не вступают. В России меннониты слились с бапти­стами.

В США, Англии, Канаде существует немало общин так называемых квакеров (от англ, quake - трястись, трепетать). Они зародились в XVII в. и назывались «Христианским обществом внутреннего света». Основателем этого течения считается Джордж Фокс - английский ремесленник и пури­танин. Квакеры, вслед за своим основоположником, пришли к убеждению, что чтение книг и даже самого Писания ничего не значит, если человек не озарен «внутренним светом». Каж­дый может, при желании, получить это озарение непосред­ственно от Святого Духа, «открыть в себе Иисуса Христа». Естественно, что не нужны ни обряды, ни богослужение, ни священство, более того, даже чтение Евангелия совершенно не обязательно. Во время молитвенных собраний квакеры мол­чат, пока кто-нибудь не почувствует, что «Дух вошел в него». Тогда озаренный встает и начинает с трепетом, от имени Бога, пересказывать свои грезы и видения, пребывая в состо­янии транса. Таким образом, квакеры соединили наиболее радикальные идеи протестантизма с мистикой. То же самое произошло с анабаптистами, а позже с пятидесятниками.  Круг зам­кнулся: крайние реформаторы вернулись к мистике, которую до этого столь страстно отвергали основоположники нового христианства... Жизнь квакеров всегда отличалась строгостью нравов и аскетизмом. В чести, особенно поначалу, были бедность, скромность. Члены общины обращались друг к другу только по имени, ни перед кем не заискивали, старались одинаково одеваться. Браки заключали, поклявшись друг другу в верно­сти. Покойников погребали просто и тоже без специальных обрядов и церемоний. Почти с самого начала квакеров считали в Англии опасной сектой. В конце XVII века они в массовом масштабе пересе­лились в североамериканский штат Пенсильвания, где и жи­вут по сей день довольно замкнутыми общинами. У квакеров есть свой университет. Всего последователей этого, одного из старейших течений протестантизма, около 200 тыс.

Рекомендуемые материалы

В XVIII в. в Англии в противовес англиканству возникло течение методистов, а основателями его стали братья Джон и Чарльз Уэсли. Существуют две версии происхождения этого названия. Согласно первой, братьев Уэсли прозвали методистами в насмешку за сверхтщатель­ное отношение к религиозным делам и изучению Писания. По второй, на­звание пошло от проповеднической деятельности последователей этого течения, которая была очень совершенно методически разработана.  Чарльз был весьма одаренным рели­гиозным поэтом. Методисты исходили из идеи чудесного «второго рождения свыше», в результате которого человек (имеющий в себе дар благодати) изгоняет грех, полностью об­новляется и меняет сущность. После своего «рождения свыше», которое произошло почти одновременно, братья отправились на проповедь. Они проехали и прошли огромные расстояния, произнесли тысячи пламенных речей в основном среди городской бедноты. Вскоре возникла и методистская церковь, близкая по догматике к англиканской, но гораздо более свободная и независимая. Сейчас она сохраняет немалое влияние в протестантском мире и насчитывает 30 млн. последователей. Главное дело методистов — проповеди. Пропо­ведники, как правило, — миряне, которых специально готовят для этой роли. Они обязаны быть высоконравственными людь­ми, много и неустанно трудиться, показывая всем личный пример. Большое внимание методисты всегда уделяли помощи бедным, нуждающимся и детям, а также образованию и медицине. Неслу­чайно из среды методистов в конце XIX века выросло новое про­тестантское течение - Армия спасения. Основателем Армии был тоже англичанин - Уильям Бутс (1829—1912г.). Он исходил из простой идеи: прежде чем чи­тать человеку проповеди, его надо накормить, доказав тем самым искренность своих слов о всеобщей любви. Новой орга­низации Бутс придал военизированную форму. Так в Армии Спасения появились генералы, комиссары, полковники и т. д. Вступающий в армию брал на себя обет верности Богу и лю­дям, а также отказывался от курения, алкоголя и наркотиков. Началась зарубежная деятельность Армии. В начале XX века Бутс посетил Петербург и основал ее русское отделение (ко­торое после революции надолго попало под запрет). В 1992 году отделение Армии вновь учреждено в Москве и ведет ак­тивную миссионерскую и благотворительную работу. На ули­цах российских городов вы можете встретить мужчин и жен­щин, одетых в темную военизированную форму с характерной эмблемой: короной, кругом со скрещенными мечами и надпи­сью «Кровь и огонь». Члены Армии тяготеют к многолюдным собраниям и шествиям в сопровождении духового оркестра. Из учения христианства самым главным они считают мораль­ный аспект.

Чем позже возникала та или иная протестантская деноми­нация, тем дальше она уходила от первоначальных догматов реформации. Еще одно большое, но в отличие от предыдущих, сравнительно новое протестантское течение - адвентисты. Его название происходит от лат. Adventus - пришествие (Хри­ста). Основатели адвентизма  - Уильям Миллер и Елена Уайт, оба — баптисты и жители США. Опираясь на Библию, Миллер вычислил дату второго пришествия и конца света— 21 марта 1843 г. и стал активно готовиться к «светопрестав­лению» вместе с большой группой своих последователей. Но так как в этот день ничего заметного не произошло, его пос­ледователи стали считать, что Христос пока лишь вступил в «небесный храм» для предварительного разбора дел к Страш­ному суду и его следует ожидать на Земле в ближайшее время. Потом назначались и другие даты пришествия, в том числе 1995 год. Е. Уайт — пророчица адвентизма — основала течение «адвентистов седьмого дня» (так как, аналогично иудеям, его последователи считают седьмым праздничным днем суб­боту, а не воскресенье, как все христиане). В рай и ад адвен­тисты не верят. Он считают, что душа смертна, как и тело, но Бог может воскресить и тело, и душу. После пришествия Христа все грешники воскреснут, но лишь для того, чтобы быть вновь уничтоженными вместе с сатаной, праведники же получат вечную жизнь в царстве Христа (на тысячу лет), а затем вступят на обновленную Землю. Для подготовки чело­века к воскресению необходимо усовершенствоваться не толь­ко духовно, но и плотски: не есть нечистого мяса (свинины), не пить чая или кофе, алкоголя, не курить, ограниченно ис­пользовать лекарства (эти принципы называются «санитар­ный кордон»). Адвентисты не одобряют развлечений, призы­вают вести довольно аскетичную жизнь, основанную на строгом соблюдении библейской морали. Верующие отдают церкви десятую часть доходов.

Адвентистов седьмого дня (АСД) около 5 млн. человек, главным образом они живут в США и Канаде. В России ад­вентисты раньше не имели большого числа приверженцев. Сейчас община АСД ведет в нашей стране активную мисси­онерскую работу. Создан центр АСД в поселке Заокском Тульской области со специальным учебным заведением. В России и за рубежом есть и другие течения адвентизма, на­зывающие себя адвентистами-реформистами. Они отличаются строгим пацифизмом и запрещают своим последователям службу в армии. В СССР эти течения адвентистов сурово преследовались.

По Новому Завету в пятидесятый день после Пасхи на апостолов снизошла благодать Святого Духа в виде языков пламени (поэтому праздник, посвященный этому событию называется Пятидесятница или Троица). Поздняя протес­тантская деноминация, представители которой считают, что каждый человек может индивидуально получить благо­дать (дары) Святого Духа, называется пятидесятничеством. Отправной точкой этого учения стала идея методис­тов о «втором рождении свыше». В Послании апостола Павла к коринфянам сказано, что одним Святой Дух дает способ­ность к мудрости, другим дар исцеления, третьим пророче­ства... Иному же «...разные языки, иному истолкование язы­ков». Эти строки и «взяли на вооружение» основатели нового течения. Особая черта пятидесятничества - глоссолалия (от гр. Glossa -  непонятное слово). Как утверждают пятидесятники, после поста и молитвы, в состоянии экстаза человек начина­ет говорить непонятными словами (глоссами), а также ис­пользовать изречения на иностранных языках, которые никог­да не изучал. «Иные языки» — свидетельство того, что данный член общины получил благодать Святого Духа. Впер­вые это проявилось в 1901 году в одной американской библей­ской школе, когда одна из учениц заговорила на китайском языке, никогда до этого его не изучая. Затем что-то похожее произошло и с другими учениками. Случившееся объяснили тем, что голосом людей «заговорил сам Святой Дух». Это событие и стало началом пятидесятничества. Пятидесятники мистически общаются с Богом и от это­го, как они считают, приобретают особые способности: исце­лять больных, проповедовать и т.п. Болезни они рассматри­вают как следствие недостатка веры и козней сатаны, которого периодически изгоняют.

В мире 50 млн. пятидесятников. В России они некоторое время входили в состав ВСЕХБ , но сейчас отсоединились и существуют самостоятельно. Как и все протестан­тские течения, пятидесятники разделились на многочисленные ветви. В некоторых из них сильно преобладает мистический элемент. Часть последователей этого учения далеко отошла от главных положений христианства. Некоторые новые и новейшие ответвления протестантиз­ма иногда называют течениями маргинальных (От лат. marginalis — находящийся на краю) христиан, т.е. христиан, стоящих как бы на самом краю христианского мира. Большинство протестантов негативно воспринимает их учения, а иногда и просто объявляет опасными для нравственного здо­ровья общества. Впрочем, сами «маргиналы» ничуть не сму­щаются этим, утверждая, что любое истинное учение поначалу подвергается в «грешном» обществе осуждению (а то, что они проповедуют, конечно, «непреложная истина»). Статус «го­нимых» вполне устраивает многих религиозных деятелей и их последователей.

Одно из таких течений - Свидетели Иеговы. Оно воз­никло в 70-х годах XIX века в США, а его основатель — Чарльз Тейзе Рассел. Иегова — одно из иносказательных имен единого Бога у древних евреев. В книге библейского пророка Исайи (глава 43, стихи 9—10) ска­зано от имени Бога: «Пусть народы соберутся вместе, и совокупятся племена... Пусть возвестят, что было от начала; пусть представят свидетелей от себя, и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: правда! А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что эго Я.. ». От этих слов и пошло название Свидетели Иеговы. Троицу в целом «Свидетели» не признают: Иегова для них — единственный Бог, который действует в мире и испол­няет свою волю с помощью невидимой силы — Святого Духа. Христос создан Богом в качестве некоего высшего суще­ства — царя Божьего царства, а далее, уже через Христа, был сотворен весь мир. В то же время Иисус на Земле был не Богом, а совершенным человеком: он вообще не равен своему Отцу и Творцу (как вы помните, такое же учение существовало в концепции ариан). Свидетели Иеговы считают, что Второе Пришествие Христа уже совершилось, но незримо: присутствие Христа на земле существует с 1914 г. Они верят в ангелов и демонов во главе с сатаной. Стержневая идея их учения — ожидание конца света и установления рая на земле (существование ада они отрицают). По мнению Свидетелей, скоро грянет Армагеддон - война доброго и злого начал. Среди людей Свидетели выделяют «малое стадо» (из­бранное Иеговой), то есть руководителей и авторитетов цер­ковной организации (всего около 144 тыс. человек, в живых сейчас 9 тыс. из них). После смерти они сразу попадают на небо и входят в правительство Христа. Остальные - «боль­шое стадо» (члены церкви Свидетелей Иеговы) - после Армагеддона воскреснут и будут жить в земном раю. Судьба же тех, кто не принял учения, сомнительна. Они тоже вос­креснут, но им предстоит суровое испытание, после которого лишь некоторые обретут вечную жизнь, а основная масса бу­дет уничтожена. Свидетели Иеговы живут довольно замкнуто. Члены об­щины стараются привлечь людей, вступая в разговоры прямо на улицах, в общественных местах. Члены этого религиозно­го объединения отмечают только один праздник — помино­вение смерти Христа. На столе вино и пресный хлеб, симво­лы тела и крови Христовой, но их принимают только «помазанные духом Божьим», т.е. избранные. Свидетелей Иеговы около 3,5 млн. Они издают журналы «Пробудитесь!» и «Сторожевая башня». Руководство деятельностью этой церкви осуществляется в США.

Не так давно в России начали появляться проповедники мормонов, сравнительно молодого религиозного течения, ос­нованного в 1830 г. в США Джозефом Смитом. Полное его название - «Церковь Иисуса Христа последних дней». Центр мормонов - г. Солт-Лейк-Сити в штате Юта, куда (на дальний Запад) они вынуждены были переселиться, спа­саясь от преследований. В городе находится огромный мормонский храм, отдаленно напоминающий готический собор и университет. Мормоны признают Библию и «Книгу Мормона» - загадочный и малоизученный труд, тем не менее призывающий к активному кровопролитию и насилию. В этой книге рассказывается о том, как за шесть веков до на­шей эры потомки израильского племени, происходящего от Легия и сына его Нефия, переселились из Азии на Американ­ский континент. Затем потомки переселенцев начали войну друг с другом и одно племя (краснокожих) истребило другое (белых). Таким образом, американские индейцы — это по­томки иудеев. Мормон один из последних представителей потомства белого племени — и описал все события. Золотые листы с записями Мормона попали через его сына - ангела Мормония  к Дж. Смиту, который, «с помо­щью магического кристалла» (!), перевел их на английский язык. По стилю  изложения книга Мормона похожа на Библию. Мормоны сохраняют в своем Символе веры многие эле­менты христианства (о Троице, искуплении, спасении и т.д.). Они считают себя продолжателями апостольской миссии, а священство своей церкви носителем апостольской благода­ти. Мормонское предание свидетельствует, что однажды к Дж. Смиту и его сподвижнику явился Иоанн Креститель и окрестил их. Затем прибывшие в Америку апостолы рукоположили основопо­ложников новой веры в священнический сан. Мормоны верят в Христа, но он для них не единственный бог: кроме него есть и другие божественные существа. Естественно, что «Христос посещал Америку». Как и в раннехристианской церкви, у мормонов есть «две­надцать» и «70 апостолов» — совет наиболее заслуженных и уважаемых членов церкви, составляющих ее коллективное ру­ководство. Высшие лица в управлении церковью - «прези­дент» и «пророк» с двумя помощниками. Мормоны трудолюбивы, сдержанны в жизни, не курят, не употребляют алкоголя, кофе, чая. Когда-то на заре истории у них существовал обычай многоженства, который давно не действует. Вероятно, он был связан с необходимостью посто­янно поддерживать высокую численность своих единоверцев, которые поначалу подвергались гонениям и вынуждены были в тяжелой борьбе с индейцами осваивать «Дикий Запад». Все мормоны считают своим долгом вести по всему миру миссио­нерскую работу. Мормонское вероучение столь своеобразно, что далеко не все религиоведы считают его даже отдаленной (маргинальной) разновидностью протестантского христианства. Как вы видите, протестантство представляет собой пест­рую и мозаичную картину. В главных существенных моментах все протестантские церкви схожи, но каждая из них имеет свое неповторимое лицо, характерные особенности. Протестантизм оказал огромное влияние на ход человеческой истории и явля­ется сейчас влиятельным идейным, культурным, социально-политическим и экономическим фактором современного мира. Всего в мире, по приблизительным оценкам, около 300— 400 млн. протестантов, раздробленных на многочисленные ре­лигиозные течения, а также на маленькие, подчас «карликовые» секты. Дополнительно можно насчитать еще миллионы людей, склонных к протестантизму, хотя все цифры такого рода очень приблизительны.

Протестантизм победил и стал преобладающим вероиспо­веданием в Германии, Дании, Скандинавских странах (Нор­вегии, Швеции и Финляндии), Исландии, США. В Соединенные Штаты Америки, как вы помните из истории, шел целый поток европейских протестантов, бежавших от преследования. Поэтому США можно считать классическим образцом протес­тантской цивилизации (хотя эта страна чрезвычайно разнообраз­на в национальном и религиозном отношении, в ней немало и ка­толиков). В некоторых странах католиков и протестантов приблизительно пополам - это Нидерланды, Швейцария, Ка­нада. В Чехии и Австрии протестанты есть, но составляют мень­шинство. Они есть в Африке, Австралии, Азии, причем в этих регионах их число быстро растет. На территории бывшего СССР было около 10 млн. протестантов. Верующие ныне самостоятель­ных прибалтийских государств - Эстонии и Латвии - тоже в подавляющем числе являются протестантами. Только в Латгалии (восточной части Латвии) преобладают католики. К сожалению, борьба католиков и протестантов, разгорев­шаяся в XVI в. и по сей день имеет свои рецидивы в Европе. Ареной этой борьбы остается Северная Ирландия - Оль­стер, территория, находящаяся в составе Великобритании. Этот конфликт уходит корнями в прошлое и имеет не только религиозные причины. Ирландцы — преимущественно като­лики, но в Ольстере большинство населения - протестанты. В конце 60-х годов нашего столетия католическое меньшин­ство начало открытую борьбу за равноправие с помощью Ирландской республиканской армии - террористической экстремистской организации. До сих пор в Великобритании периодически гремят взрывы и проливается кровь...

Разделение христианского мира безусловно тяжелый и прискорбный факт человеческой истории. Движение за их объединение называется экуменизмом (экуменическим дви­жением). Этот термин происходит от греческого слова О1коитепе — Вселенная, обитаемый мир. С целью координации действий, направленных на укрепление взаимопонимания между христианскими конфессиями, создан Всемирный совет церквей, который поддерживается большинством православных и протестантских церквей, а также армянс­кой христианской церковью. В последние годы к деятельности этой организации проявляет внимание и Ватикан. Однако реальное сближение церквей, в  смысле вероучительной основы, -   на сегодняш­ний день представляется абсолютно невозможным, так как свя­зано с необходимостью их отказа от своих важнейших догматов.

Литература.

1. Кулаков А.Е. Религии мира: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

2. Елисеев А. История религий. «Дрофа», 1997.

3. История религий: Учеб. Для студентов выс. учеб. Заведений: в 2-х т. / Под общей редакцией проф. И.Н. Яблокова.

4.  Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии:   Курс лекций / Радугин А.А. – 2-е изд. М.: Центр, 2001.

5.   Религиоведение. Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. М, 1988.

 6. Лекции по истории религии. Учебное пособие. СПб, 1997.

 7.Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. Минск, 1997.

8 . Протестантизм. Сектанство. Сравнительное богословие. Серги­ев Посад, 1992.

9. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М., 1989.

Бесплатная лекция: "Классификация и кодирование медицинских и фармацевтических товаров" также доступна.

10. Религиоведение. Учеб. пособие / М.Я. Ленсу, Я.С. Яскевич, В.В. Кудрявцев и др.; Под ред. М.Я. Ленсу и др. 2-е изд., испр. – Мн.; Новое знание, 2004.

11. Пучков П.И., Казъмина О.Е. Религии современного мира. Догма­тика. Обрядность.

12.  Религии мира. Пособие для учителя / Под ред. Я.Н. Щапова. М., 1994.

13. Жудинова Е.В. Религии мира. Протестантизм. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

14.  37.Основы религиоведения: Учеб. / Ю. Ф. Борунков и др.; Под ред. И.И. Яблокова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1998.

 15. Интымакова Л.Г., Надолинская Л.Н. История религий: Учебное пособие / Под ред. проф. В.В. Попова – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее