Возникновение ислама
Лекция 10.
Возникновение ислама.
Ислам - самая поздняя и наиболее завершенная из трех развитых монотеистических религий. Ислам - в переводе с арабского означает «покорность». Ислам исповедуют около 800 млн. человек. В основном это население Азии, а также Африки (включая арабские страны).
Возникновение ислама.
Особенностью ислама является его относительная «молодость». Он возник в первой половине VII века. Поэтому происхождение его яснее, чем других религий, но и здесь много неясного и мифического. Ислам возник в Аравии у арабских племен, которые были коренными жителями этой страны.
В первые века нашей эры арабы жили еще первобытнообщинным строем. Масть их жила оседло в оазисах и городах, занималась земледелием, ремеслами и торговлей, пасть - кочевала в степях и пустынях, разводя лошадей, верблюдов, овец и коз.
Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами - Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Здесь же, в Мекке, образовался и религиозный центр всех арабов; в особом святилище Кааба были собраны священные изображения разных арабских племен. Уже в VI веке у арабов происходил процесс разложения первобытнообщинного строя. Формировалось классовое общество.
Рекомендуемые материалы
Толчком к возникновению новой религии послужил упадок транзитной торговли через Мекку. Аравия была всегда местом, являющимся центром торговых путей, но в VI в. положение изменилось - развитие мореплавания, а также опустошительные набеги соседниx государств привели к запустению караванных дорог. Это вызвало экономический упадок крупнейших городов Аравии - Мекки и Медины. Кочевники постепенно стали переходить к земледелию. Появилась нужда в земле, обострилась борьба между племенами. Требовалось сильное государство, которое сумело бы обеспечить жизнедеятельность арабского общества. Все это и создало условия для возникновения ислама. Оно явилось в тот период естественным и закономерным этапом эволюции религиозной формы сознания общиннородового строя Аравии. Это и стало причиной сравнительно быстрого распространения ислама среди языческого населения Аравии.
В Аравии в те времена существовали христианские и иудейские общины. Арабы общались с ними и их верования влияли друг на друга. Христиане и евреи подавали арабам пример единобожия. Под влиянием этих религий в сознании арабов стала постепенно пробивать себе дорогу идея монотеизма. Разумеется, замена многобожия племенных религий монотеистическим исламом была длительным процессом. Боги и храмы более могущественных племен постепенно становились главными, а боги слабых племен превращались во второстепенных. Этот процесс отчетливо проявился в Мекке, где древний бог племени курейшитов «Аллах» занял господствующее положение.
Единобожие среди курейшитов стали проповедовать ханифы – «искатели истины». Они боролись против старых родовых культов, не признавали иудейского, и христианского богов. Одним из видных последователей ханифизма и был житель Мекки Мухаммед, который считается основателем ислама. Он родился вМекке около 570 г. нэ. Был выходцем из знатного, но не богатого рода. Когда ему исполнилось два месяца, умер его отец. В возрасте шести лет он лишился матери. А когда еще через три-четыре года умер его дед, он остался круглой сиротой. В юности он был пастухом, потом стал приказчиком у богатой купчихи Хадиджи. Через некоторое время он женился на ней. Так он стал состоятельным человеком и мог полностью посвятить себя религиозно-проповеднической деятельности. Некоторое время после женитьбы он продолжал заниматься торговлей, но затем забросил ее и около 610 г. начал проповедовать новую религию. По преданию, он удалялся в пещеру в окрестностях Мекки. Там он однажды услышал голос «свыше», который приказал начать проповедь новой религии. Что же он проповедовал? Основным в учении Мухаммеда было строгое требование почитать только одного Аллаха и быть покорным его воле.
Ему удалось обратить в новую веру ближайших людей (жену, приемного сына т.д.), но в общем его проповедь успеха не имела. Она была встречена окружающими недоверчиво, даже враждебно, особенно имущими слоями Мекки, которые опасались, что отказ от почитания старых арабских племенных богов подорвёт значение Мекки как религиозного и экономического центра. Малоимущие же слои находили мало утешения в проповедях Мухаммеда, так как он не обещал им никаких облегчений. И в результате за 12 лет ему не удалось добиться значительного успеха. Более того, ему даже пришлось покинуть Мекку. Переселение произошло в сентябре 622 г. В Медине, куда он перебрался, ему удалось достичь гораздо большего признания - здесь оказалась более благоприятная почва для пропаганды. Во-первых, это связано с тем, что, по преданию, мать Мухаммеда была родом из Медины,и, очевидно, там было много его родственников, которые помогали ему. Во-вторых, здесь была иудейская община, под влиянием иудаизма и жители. Медины в какой-то мере были подготовлены к принятию идей единобожия. В- третьих, мединцы соперничали с Меккой и были рады выступить против нее. Навербовав себе много сторонников, Мухаммед развернул настоящую войну против Мекки. Вначале она шла с переменным успехом. В 626 г. мекканцы даже пытались взять приступом Медину, но неудачно. В конце концов мединцы блокировали Мекку. В 630 г. между враждующими сторонами был достигнут компромисс: жители Мекки приняли ислам и признали Мухаммеда «посланником Аллаха», но она оставалась религиозным центром всех арабов. Храм Кааба стал главным мусульманским святилищем, к которому каждый мусульман должен совершить паломничество. Покорение Мекки ускорило и облегчило распространение ислама среди арабов. К концу 830 года большая часть Аравийского полуострова находи уже под властью Мухаммеда. Но распространение ислама не ограничилось Аравией.
Распространение ислама. Оформление Корана.
Ислам, зародившись в качестве религии арабов, быстро превратился в мировую религию. Произошло это главным образом с помощью джихада. Новая религия утверждалась, как правило, силой и оружием. После смерти Мухаммеда в Аравии правили жестокие завоеватели - халифы (букв. заместители Мухаммеда и самого Аллаха). Отсюда и название государства - Арабский халифат. Первым из них был Абу-Бакр, который укрепил свою власть в Аравии и совершил первые завоевания за пределами халифата. Но правил он всего два года (632-634 гг.). При нем началась работа по систематизации стихотворных изречений Мухаммеда с целью сведения их в единую книгу (Коран). Стихотворные высказывания Мухаммеда ходили тогда по рукам в виде отдельных записей. Они были сделаны на пальмовых листьях, кусках ткани, глиняных черепках, пергамене (особо выделанной коже животных), камнях и других обычных и необычных писчих материалах за исключением бумаги, которая в то время хотя и была уже изобретена в Китае, но появилась в арабском мире гораздо позже. Кое-кто из его последователей говорил, что помнит все это наизусть, но постепенно правильный текст забывался, начинал искажаться. Еще более беспощадным завоевателем был второй халиф - Омар, устроивший погромы в захваченных им центрах древней культуры - Александрии и Иерусалиме. Святые места христиан, а также развалины разрушенной до того римлянами святыни древних евреев - Храма Соломона — надолго оказались в руках мусульман (крестовые походы XI - XIII вв. происходили под лозунгом освобождения Святых мест из рук «неверных», т.е. мусульман в понимании христиан). На заброшенном каменистом пустыре, где когда-то стоял храм Соломона, Омар демонстративно совершил молитву, подчеркнув этим, что исламская религия — прямая преемственница древнего иудаизма.
Среди мусульман Омар считался простым, суровым, но справедливым правителем, который за всю жизнь нисколько не обогатился лично, хотя фактически управлял несметными сокровищами. Для своих единоверцев он был строгим судьей, считавшим, что за безнравственное поведение мусульман необходимо жестоко карать, но еще лучше казнить. Нарушивших супружескую верность, например, он приказал наказывать «побиением камнями» до смерти. Омар пытался в этом вопросе опереться на авторитет Мухаммеда, но выяснилось, что о таких суровых мерах пророк никогда не говорил. Тогда находчивый правитель объявил, что записи, где содержатся эти высказывания, съели мыши. Во владения халифата постепенно вошли Египет, Сирия, Ирак и другие территории. С тех пор подавляющее население этих стран — арабы, носители ислама. Позже арабские завоеватели, двигаясь по Северной Африке и подчинив ее, достигли Атлантического океана, перешли Гибралтарский пролив и вторглись в Испанию. Отдельные отряды арабов-мусульман потревожили даже юг Франции. Пользуясь слабостью Византии и Персии, мусульмане распространили свое влияние на все Иранское нагорье, Среднюю Азию, часть Закавказья (Азербайджан, небольшую часть Грузии — Аджарию), позже (в XVI—XIX веках) — на отдельные народы Северного Кавказа. Центром «исламизации» восточных и южных степных районов, граничащих с Древней Русью, была Золотая Орда, в которой мусульманство постепенно стало официальной религией, сменив языческие верования. Мусульманские правители покорили часть Индии (вытеснив из этой страны буддизм). В XIV—XV веках через завоевания турок-сельджуков ислам распространился на территорию павшей в 1453 г. Византии и затем дошел до Балкан (ислам приняли после турецкого завоевания отдельные славянские народы полуострова). Мирным путем ислам широко распространился в Индонезии, Малайзии, в меньшей степени на Филиппинах. После того, как в 664 г. собственный раб убил Омара, третьим халифом стал престарелый зять Мухаммада — Усман (или Осман). В молодости он слыл богатейшим мекканским купцом, но вынужден был бежать из города после того, как принял мусульманство. Мухаммад и Усман были женаты на дочерях друг друга. (Усман смог побыть мужем даже двух дочерей пророка, первая из которых умерла. За это он впоследствии получил почетное прозвище - «Обладатель двух светочей»). При нем была завершена работа по составлению Корана и сделаны его 4 рукописных списка, главный из которых остался в Медине. Орфография, структура и правила чтения Корана еще долго дорабатывались. Окончательно они были канонизированы в так называемом каирском издании лишь в начале XX в. Очень важно, что Коран является священной книгой только на арабском языке, а все переводы этой книги, в том числе и на русский язык - лишь приблизительный текст для не владеющих арабским языком о ее содержании. Коран делится на так называемые суры (букв, наиважнейшее). Сур в Коране 114, есть длинные и совсем короткие. Суры расположены не по содержанию, а по длине («по убыванию»): вначале - самые длинные, в конце - короткие (от 286 в начале до 3 стихов). По времени возникновения (за исключением короткой первой суры) они тоже расположены в обратном порядке: ранние - в конце, поздние - в начале. Так как написана эта книга стихийно, без определенного плана, то читать ее человеку непосвященному очень трудно. Изложение отрывочно, хаотично и многопланово. По правилам арабской письменности (как и еврейской) Коран читается справа налево, так что начало этой книги надо искать в конце (в таком виде она напечатана и в некоторых русских переводах).
Вероучение и обрядность ислама. «Пять столпов» ислама.
Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем и, как считают исследователи, в этом отношении он явно уступал другим пророкам. Однако он сумел извлечь из известных ему религий то, что было так необходимо арабам в тех условиях - призыв сплотиться под знаменем единого бога. Можно выделить четыре группы влияний, оказавших воздействие на формирование вероучения и обрядности ислама: (иудаизм, христианство, зороастризм и доисламские языческие культы арабов. Самое интересное, что Мухаммед вначале вовсе не настаивал на том, что он создаёт новое религиозное учение и, по-видимому, первое время чуть ли не отождествлял проповедуемую религию с иудаизмом Он выступал за признание единого бога, которого он по существу отождествлял с иудейским Яхве. Во всяком случае, в Коране Аллах не раз говорит как о своих о тех деяния, авторство которых которых в книгах Ветхого Завета приписывается именно богу Яхве. Почти всю мифологию своей религии Мухаммед заимствовал из Библии, включая пророков от Авраама до Иисуса. Авраам даже совмещён при этом с «владыкой Каабы» в качестве праотца арабов. В первые годы Мухаммед даже молился, обратив лицо к Иерусалиму. По некоторым данным мединские иудеи тоже вначале проявляли интерес к Мухаммеду. Однако, не умея читать, он узнавал о содержании Библии из устных бесед и воспроизводил услышанное лишь в модифицированном виде. Иудеи открыто высмеивали теологические ошибки Мухаммеда, он же в свою очередь, обвинил иудеев в том, что они исказили богооткровенное содержание Библии и предписал своим последователям во время молитвы обращать лицо к Мекке. Однако в содержании исламского вероучения значительные следы иудаизма (как и христианства) сохранились и в дальнейшем. Так в ислам вошел комплекс эсхатологических идей (восходящий еще к зороастризму): учение о конце света, воскрешении мертвых и Страшном Суде, которые занимают в исламе одно из центральных мест. Некоторые исследователи даже колеблются - что было главным в первоначальной исламской проповеди - единственность Аллаха или возвещение грядущего конца света. Но нет необходимости противопоставлять их. Неверие в «последний день» рассматривается в Коране как столь же тяжкий грех, как и неверие в Аллаха. «И среди людей некоторые говорят: Уверовали мы в Аллаха и в последний день. Но они не веруют» (2:7) Но в отличие от Нового Завета эсхатологическая проповедь Корана не говорила о близости сроков светопреставления, она лишь возвещала его неизбежность.
Дуализм доброго и злого богов. Аллаху противостоит злой бог, именуемый в Коране либо Шайтаном, либо Иблисом. Коран, в отличие от библии говорит о том, отуда он появился: когда был сотворен первочеловек, Аллах велел всем созданном им ангелам поклониться ему; Иблис, единственный из ангелов, возгордился и не захотел пасть ниц перед «сотворенным из праха» Адамом, за что был изгнан с небес и обречен на муки ада; однако до Судного дня ему дана отсрочка, а пока же Иблис является главой злых духов (джинов и шайтанов), которые вредят людям.
Учение об аде и рае, о загробном воздаянии человеку за его дела хорошо разработано в исламе. Будучи заимствованным. из Библии оно получает, так сказать, «восточную специфику», дабы угодить грубым, чувственным вкусам современников Мухаммеда. Рай - это прекрасный сад в котором текут реки, повсюду распространяя прохладу, вкусные плоды висят на огромных тенистых деревьях. Праведные мусульмане, одетые в роскошные платья, будут лежать на мягких постелях и прекрасные черноокие девы будут разносить им в чашах прохладительные напитки. Если в сфере вероучения, ислам явился в определенной. степени продолжением иудео-христианской традиции, то в обрядности и нормативных установлений (правил поведения верующих) очень велико влияние древних арабских верований и культов. Из старого культа ислам сохранил то большое значение, которое придавалось в нем паломничеству к святилищам и прочим почитаемым местам. Мекка с ее Каабой осталась в исламе таким же священным городом, каким была и при языческих паломничествах.
Культурные традиции арабов также оказали воздействие на нормы семейной жизни (многоженство и подчиненное положение женщины) и на сферу права (четкое отстаивание интересов частной собственности, естественное для торгового народа) и даже на характер пищевых запретов (не пить вина). Все это способствовало обособлению ислама от других, пусть даже родственных ему, религий. Кроме того, ислам выработал и ряд собственных, оригинальных элементов вероучения.
Не был чужд арабам и зороастризм. Его последователи - персы (маджусы по Корану) жили в различных районах Аравии, и ко времени зарождения ислама даже господствовали на юге Аравии. Распространение ислама в зороастрийском Иране, захваченном арабами одним из первых, происходит в то время, когда учение его еще не подвергалось систематической разработке. Персидские богословы внесли в него многое из своих прежних религиозных воззрений Влияние вероучения зороастризма наиболее заметно в эсхатологии ислама. Зороастрийской является и вера в ангелов, никогда не засыпающих и записывающих все деяния человека, и в мост Сират, тоньше женского волоса, острее лезвия меча и горячее пламени, перекинутый над адом, по которому только и можно попасть в рай. С зороастризмом связывают и обычай ношения женщинами покрывала. Заимствованными из зороастризма являются ежедневная пятикратная молитва, учение о ритуальной чистоте, и установление пятницы как дня еженедельных собраний. Многие из хадисов положения, заимствованные из религиозных книг зороастризма или же являются подражанием персидским образцам. Зороастризм, который возводит в ранг религиозных обязанностей стремление к приумножению материальных благ, занятие земледелием, скотоводством, заботу о земле, пастбищах, сострадание к родителям и близким, умножение потомства, оказание помощи единоверцам, - имел заметное воздействие и на этическое учение ислама. Перекликается с зороастризмом и фатализм ислама.
К моменту смерти Мухаммеда не было еще вполне оформлено новое учение. Позднее его основные положения были развиты мусульманскими богословами. В догматике ислама почти нет ничего нового по сравнению с вероучением иудаизма и христианства, так как из этих религий много было заимствовано исламом. Есть, конечно, и отличительные особенности вероучения: 1. Ислам перенял иудео-христианскую идею монотеизма. Он требует веры в единого бога – Аллаха. Но принцип монотеизма возведен в исламе более последовательно. Ислам не признаёт христианского учения о триединстве Бога. Аллах един, неразделен и единствен. 2. Ислам заимствовал у монотеистических религий учение о мессии – посреднике между Богом и человеком, но отверг при этом догмат о боговоплощении. Мухаммеду, не говоря уже о других пророках, отказано в божественной природе. Он только человек, но избранный Богом, а потому способный разговаривать с Богом и ангелами. Фактически он наделяется сверхъестественными качествами. 3. Своеобразной чертой ислама является идея абсолютной покорности Богу. Покорность носит всеохватьвающий характер: чедовек покоряется Богу, правителям, установившемуся порядку вещей, дети – родителям, женщины – мужчинам. Этот догмат нашел отражение в названии религии – ислам - покорность. 4. Одним из важнейших догматов в исламе является догмат о предопределении, пронизывающий все мусульманское вероучение. Согласно мусульманским представлениям, в мире не существовало и не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Еще до сотворения мира было сотворено перо («калам»), которое, выполняя поручения Всевышнего, записало всё то чему суждено случиться в грядущей истории человечества, и это не дано изменить никому. Каждому человеку предназначена определённая судьба, которая неотвратима. Заранее предназначено все: от мелочей до самых больших изменений в жизни. Определен и час смерти. 5. Учение о священной войне (джихад и газават) – против неверных, т.е. против язычников, неверующих и верующих в другие религии. 6. Учение об ангелах: в исламе почитаются бестелесные существа.
Пять столпов ислама. Первый столп («ташахууд») - выражен фразой: «Нет бога, кроме Аллаха, и мухпммед Посланник его». Она состоит из двух частей: первая из них утверждает веру в единого бога - Аллаха, вторая часть утверждает веру в его пророка Мухаммеда. Это формула исповедания веры. Чтобы принять ислам, считаться мусульманином, необходимо произнести эту формулу на арабском языке в присутствии как минимум 2-х свидетелей мусульман. Верующим же рекомендуется почаще произносить эту формулу. Время от времени Аллах посылает на землю своих посланников которым поручал проповедовать новую религию. Шесть из них являются главными: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Христос и Мухаммед. Но Мухаммед самый великий из пророков и последний из них. Он «Печать пророков». Аллах больше не будет посылать их на землю. У Мухаммеда особая «пророческая» душа, которую Аллах создал еще до сотворения мира и лишь с рождением Мухаммеда поместил ее в его тело. Все пророки обладали даром творить чудеса. Однако Мухаммед категорически отказывается сотворить нечто подобное, мотивируя свой отказ тем, что Коран – величайшее из чудес, и что тот, чьими устами он передан, не нуждается в других доказательствах своей особой миссии. Второй столп гласит: каждый мусульманин обязан совершать пять раз установленную молитву («намаз») Эта молитва произносится на арабском языке на заре, в полдень, во второй половине дня, при заходе солнца и в начале ночи. Совершение молитвы предполагает некоторые условия. Во-первых, надо помнить наставление Корана: «Верующие! Не приступайте к молитве, когда вы пьяны». Во-вторых, перед молитвой необходимо очиститься омовением. В-третьих, молящийся должен обратить свое лицо к Мекке. В-четвертых, его тело должно быть покрыто одеждой. В-пятых, молящейся должен расстелить молитвенный коврик. Третий столп. Необходимо поститься в месяц рамадан (это девятый месяц по лунному календарю). Пост обязателен для всех, кроме больных, беременных женщин, а также путешественников. Девочки начинают соблюдать пост с 9 лет, мальчики - с 12. В течение месячного поста нельзя ничего есть и пить от восхода солнца до его захода. Нельзя купаться, в это время, курить, нюхать цветы и духи, принимать лекарства вовнутрь и прикладывать их к ране. Смерть в месяц рамадан - богоугодное дело и умерший обязательно попадает в рай, так как двери ада в это время закрываются. Во время этого поста правоверные прибавляют к пяти обычным молитвам еще одну, долее длительную (до двадцати простираний), которая совершается вечером под руководством имама. Четвертый столп. Обязательная милостыня («закят»). Пятый столп. Каждый совершеннолетний мусульманин обязан хоть раз в жизни совершить паломничество к святым местам - в Мекку и желательно – в Медину. Паломничество должно быть приурочено ко времени праздника Курбан-байрам (10-е число 12 месяца).
Лекция 11.
Основные направления в исламе.
Подобно другим религиям ислам не является однородным. Он распали на несколько основных течений и множество сект. Правда ислам все же не так раздроблен как христианство - сект в нем меньше и, самое главное, 90 % всех мусульман принадлежит к суннизму, внутри которого различия не велики.
В исламе следует выделить три основных направления: суннизм, шиизм и хариджизм. Кроме того имеется большое количество сект, отделившихся от направлений. Большую часть сект породил шиизм. В исламоведении суннизм обычно рассматривают как ортодоксальное течение. Однако христианское понятие «ортодоксия» и «ересь» неприменимы к исламу, поскольку в нем отсутствовал институт узаконивания догматов, каким в христианстве были Вселенские соборы. Так что суннизм можно считать ортодоксальным исламом лишь с известной долей условности. Поскольку к нему принадлежит 90% мусульман, то сунниты преобладают численностью почти во всех мусульманских странах. Шииты составляют лишь 10% всех последователей ислама. Они преобладают над суннитами лишь в Иране и Азербайджане. В Ираке и Йемене - их чуть больше половины населения. Хариджизм имеет всего около 0,5 млн. приверженцев (менее 1%) и преобладает только в Омане. Из-за крайней малочисленности его часто рассматривают как одну из сект и соответственно утверждают, что в исламе два основных направления - суннизм и шиизм. Первые полвека своего существования ислам был единой религией и лишь спустя почти три десятилетия после смерти его основателя произошел первый раскол. Своеобразие ислама в том, что этот раскол, как и многие последующие, произошли не в результате вероучительных разногласий, а по политическим вопросам: кто будет главой мусульманской общины? как должна передаваться его власть? и т п. Нельзя сказать, что в исламе вообще не возникали споры и по догматическим вопросам (свобода воли, сотворённость или несотворённость Корана и др.). Но три основных течения произошли именно в результате политического раскола и различного решения вопросов правового характера. Вероятно, это объясняется тем, что ислам не знал разделения духовной и светской власти. Правление Мухаммеда (как и его преемников) носило теократический характер. В их руках была сосредоточена и духовная, и светская власть - эти понятия вообще не различались. Соответственно в исламе не сложилось четкого различия между догматикой и правом. Юридические проблемы включались в рамки богословия.
Три основных направления появились почти одновременно и связано это с ходом борьбы за власть в мусульманской общине. Дело в том, что основатель ислама не оставил прямых наследников мужского пола. Его сыновья умерли в младенчестве. Из четырех его дочерей только Фатима, ставшая женой Али, двоюродного брата и одного из ближайших сподвижников Мухаммеда, оставила двух внуков: пророков Хасана и Хусейна. Однако еще хуже то, что пророк не оставил даже самого принципа передачи власти. Естественно такое положение невольно толкало ближайших сподвижников Мухаммеда на борьбу за власть и можно удивляться только тому, что эта борьба приняла открытый характер лишь спустя четверть века после смерти основателя ислама.
На пост халифа («заместитель посланника Аллаха») имели примерно равные права сразу несколько человек из окружения Мухаммеда. Если учитывать родственные связи с пророком, то чуть больше прав было у Али (кузен и зять одновременно). Однако выбор общины пал на другого сподвижника пророка - Абу Бакра, у которого тоже были достаточно веские основания - он был самым старшим из окружения Мухаммеда. Наконец, он был тестем пророка. Впрочем, это много не значило, учитывая количество жен пророка.
Правление Абу Бакра длилось всего два года. Перед смертью он назначил своим преемником Омара, который пробыл главой мусульман до 844 г, когда его смертельно ранил раб-иранец. Но, умирая, Омар успел назначить шесть человек, которые должны были определить его преемника. Им стал богатый купец Осман. К концу его правления Халифат, ставший уже обширной империей, начинают раздирать междоусобицы. В 556 г. Осман был убит в своем доме в Медине прибывшими туда мусульманами из Египта и Ирака, недовольными произволом самого халифа. Всеобщее недовольство правлением Османа сопровождалось ростом популярности Али. Преданный делу ислама, храбрый воин, участвовавший почти во всех военных походах Мухаммеда, блестящий оратор, пользовавшийся репутацией чрезвычайно набожного и честного человека, Али многим представлялся идеальным правителем. Сразу же после смерти Османа Али был провозглашен халифом. Но это явилось лишь началом новой борьбы. Против Али выступили два сподвижника Мухаммеда (Тальха и аз-Зубайр) и его вдова Айша. Одновременно наместник богатой Сирии Муавия (двоюродный брат Османа) выступил против Али, обвинив его в причастности в убийстве Османа и провозгласил лозунг мщения за Османа, претендуя вместе с тем на трон халифа. Образовалась две военные коалиции. Однако Али действовал очень медленно Лишь в декабре 656 г., через пять с лишним месяцев после своего избрания, он выступил во главе своих войск из Медины, в которую ему уже не суждено было вернуться, и двинулся в Басру. В том же месяце недалеко от Басры произошло сражение, в котором Али одержал победу.
У Али остался лишь один противник - Муавия, но борьба с ним приобрела затяжной характер. В июле 557 г на южном берегу Евфрата, в местности, именуемой Сиффин, произошло решающее сражение. По преданию, после двух недель битвы успех стал клонитъся на сторону Али и тогда над неприятельским войском поднялись копья с вздетыми на них свитками Корана и раздались голоса, призывавшие прекратить сражение и решить спор о троне халифа мирным путем при помощи третейского суда в соответствии с принципами ислама. И Али принял это предложение. Этим он не только спас от разгрома Муавию, но и внес раскол в ряды своих сторонников. Около 12 тысяч самых решительных его приверженцев, разочаровавшись в Али как в вожде и объявив его согласие на третейский суд несовместимым с духом ислама, покинули лагерь. Они получили название хариджиты (от «хараджа» «выйти», «восстать»). В январе 661 г. при входе в мечеть г. Куфы Али был смертельно ранен одним из хариджитов. После гибели Али иракские шииты провозгласили халифом его старшего сына Хасана, однако (по соглашению с Муавией) Хасан открыыто заявил об отречении от халифата. Муавия стал единственным правителем всего мусульманского мира, он основал династию Омейядов, представители которой занимали трон халифа в течении почти целого столетия (861 – 750 гг. ) Первой, очень существенной реформой Муавии был перенос столицы из Медины в Дамаск. Следующей важнейшей акцией Муавии стало то, что он еще при жизни назначил себе приемника - своего сына Язида, положив, таким образом, начало практике престолонаследования халифов. Однако, когда в 680 г Муавия умер, вступление Язида на престол не обошлось без кровопролития. Иракские шииты, считавшие, что законным претендентом на власть в халифате могут быть только потомки Али и Фатимы, на сей раз сделали ставку на молодого Хусейна (младшего сына Али) и призвали его в Куфу возглавить восстание против Язида, обещая широкую поддержку. Откликнувшись на их призыв, Хусейн выступил с небольшим отрядом из Мекки в Куфу, но потерпел поражение. И Хусейн, и все его воины погибли в неравном бою. Этот разгром положил конец всем надеждам шиитов на успех в борьбе за власть в халифате, но он отнюдь не означал исчезновение шиизма как такового. Более того, гибель Хусейна даже способствовала в какой-то мере религиозному и политическому объединению приверженцев рода Али и обособлению их от прочих мусульман. Сам Хусейн стал своего рода символом шиитского движения, а его имя и память о нем - лозунгом, знаменем шиитов в борьбе с ненавистными им халифами из династии Омейядов и их сторонниками. События 680 года резко увеличили разрыв между двумя самыми значительными группировками мусульман, превратили его почти что в пропасть: они теперь стали не только соперниками в борьбе за власть, но и непримиримыми, ожесточенными врагами, люто ненавидевшими друг друга. Сохранял своих весьма малочисленных приверженцев и хариджизм, также резко враждебный по отношению к обеим группировкам мусульман. Итак, к концу VII века исламская община оказалась расколотой на три очень неравные по численности религиозно-политические группировки: 1. приверженцы официального «халифского» ислама, те, кто признавал законность как первых четырёх халифов, так и последующих из династии Омейядов – позднее, в IX веке, получили название «сунниты», и две оппозиционные группировки: 2. шииты и 3. хариджиты. Результатом этого раскола было прежде всего то, что исламу не удалось создать единой концепции верховной власти Каждая из трех группировок заняла в этом вопросе свою, особую позицию. Хариджиты отстаивали общинный характер власти и безусловную выборность главы общины; шииты признавали божественную природу власти, предопределенную свыше в роду Мухаммеда и Али и передаваемую по наследству; среднюю линию между коллективным и божественным источниками представляли собой теория и практика суннитов – теоретически они признавали выборность халифов, практически же их власть передавалась по наследству в династии Омейядов. Со временем к этому добавились некоторые расхождения чисто религиозного характера и таким образом сложилось три основных направления в исламе.
Суннизм. («люди сунны и согласия общины») – самоназвание суннитов. Суннитскую систему догматов считают наиболее характерной для ислама вообще и отождествляют с исламским правоверием, хотя на самом деле не существует какого-либо признанного обязательным для всех суннитов свода догматов. Термин «суннит» имеет менее четкое содержание, чем термин по существу, в противопоставлении последнему термин «суннит» приобретает реальное значение. Основными Формальными признаками принадлежности к суннизму являются: 1. признание законности первых четырех праведных халифов - Абу- Бакр, Омар, Осман, Али. 2. признание достоверности шести сводов халифов, под общим названием «Сунна». 3. принадлежность к одному из чтырёх религиозно-юридических толков (мазхабов) - ханифитскому, маликитскому, шафиитскому, ханбалитскому.
Отношение к первым халифам вытекает из истории формирования. Наиболее характерным для суннизма является признание автритета Сунны., что подчеркивается и в самоназвании – «люди сунны». Сунна («обычай», «пример», полное название: суннат рассул Аллах – «сунна посланника Алаха») - пример жизни Мухаммеда как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина, как источник материала для решения всех проблем жизни человека и общества. Сунна состоит из поступков Мухаммеда, его высказываний и невысказанного одобрения. Поскольку ислам признает непосредственное общение Пророка с Аллахом, то и собственные высказывания Мухаммеда считаются богодухновенными; поэтому сунна также как и Коран воспринимается как богоданная основа ислама, как второй, после Корана, свод правил жизни мусульманского общества. Это своего рода «священное предание» ислама. Вторая часть самоназвания - «согласное мнение общины» - отражает вторую важную концепцию традиционного ислама - идею особой роли общины в решении основных религиозных и общественных проблем, возникающих перед мусульманами После смерти Мухаммеда прямой контакт общины мусульман с Аллахом прекратился, и её жизнь должна основываться на строгом исполнении заветов Корана и сунны, правильное толкование которых обеспечивается согласным мнением общины, представленной ее наиболее авторитетными учеными-богословами. Что же касается других черт суннизма, то их сложно выделить, поскольку остальные стороны суннитской догматики совпадают с общемусульманскими положениями, так как суннизм - это действительно ортодоксальный ислам.
Шиизм («приверженцы», «партия»). Отношение к Сунне. Поскольку ортодоксальное направление, с которым конфронтирует шиизм, свое название связывает с сунной, то сам собой напрашивается вывод, что шииты, напротив, отвергают её. Шииты действительно не признают сунну в том виде, в каком ее признают сунниты. Однако это не означает, что они в принципе отвергают использование рассказов о поступках и высказываниях Мухаммеда для решения богословских, юридических и правовых вопросов, шииты лишь более строго подошли к отбору этих преданий. Они считают истинными лишь те из них, которые основаны на авторитете членов семьи пророка (сунниты же признают и его сподвижников). Так что священное предание у шиитов тоже имеется, только предания о мухаммеде они предпочитают называть ахбар («новость»). Их сборники являются законным источником мусульманского права наряду с Кораном. Большинство преданий является общими и различаются у суннитов и шиитов лишь по имени тех, кто передавал их. Шиитский ахбар также состоит из двух частей и для шиитов очень важно то, что опирается на свидетельства близкого родственника Мухаммеда. Таким образом, шииты и в этом вопросе противопоставляют себя прочим мусульманам как защитники прав и авторитета семьи пророка, их приверженцев. И в этом проявляется не мнимая а действительная особенность шиитов, ибо вопрос о верховной власти - главный предмет расхождения между суннитами и шиитами.
Рекомендация для Вас - Общие основы лесоустройства.
Учение об имамате. Это есть учение о верховной духовной власти передаваемой по наследству. Первоначально шиитское учение об имамате возникло для того, чтобы обосновать законность прав Али и его потомков на власть, затем оно приобрело первостепенное значение. Краеугольный камень шиитского учения - тезис об исключительном праве потомков пророка на власть над правоверными. Права потомков Мухаммеда следуют из принятого шиитами представления о самом характере верховной власти. Имамат (то есть верховная власть в мусульманской общине) есть установление Аллаха, власть как сакральная эманация, или божья благодать, если воспользоваться христианской терминологией, передается таинственным образом от одного имама к другому. Итак, власть имеет неземное происхождение. Из этого неизбежно следует, что: 1 Власть в мусульманском мире не может зависеть от произвола людей и не может быть выборной, как это признают в теории сунниты и как это было на практике при избрании первых халифов. Следовательно, первые три халифа - узурпаторы, незаконно захватившие власть, и только Али был законным правителем. Сунниты же всех первых халифов считают законными. Шииты не признают и сам термин «халиф». Покольку сунниты не признают этого, то шииты обвиняют их в том, что они умышленно отказались от преданий, устанавливающих права Али и даже изъяли из Корана соответствующие стихи. Правда шииты приняли канонический вид Корана в его османовской редакции, поскольку другого просто не было. Но они считают, что по приказу Османа оттуда изъяли все упоминания об Али. Поэтому шииты иначе относятся к имамам, чем сунниты к халифам, ибо существует различие между теократической властью халифа у суннитов и законным имамом шиитов. Дело в том, что понятие имамата толкуется шиитами своеобразно, приобретает особое значение. В суннитском исламе халиф является носителем государственной, административной, судебной и военной власти и становится им вследствие определенных действий людей (избрание или назначение предшественником). Шиитский имам становится таковым в силу божественного указания, переданного через Мухаммеда. Он имам по своей сущности благодаря таинственной эманации, переходящей от одного имама к другому. Иначе, суннитский халиф - начальник, шиитский имам - первосвященник, данный Богом.
В то время как халиф суннитов не являемся исключительным авторитетов в вопросах вероучения, имам шиитов напротив, не только вождь, но и учитель ислама. Он властвует и учит именем Божьим, так как откровение Божье возвещается имамом своенго времени. Поэтому имамы единственные и высшие авторитеты. Они непогрешимы и их мнение по любому политическому или вероисповедальному вопросу является истиной в последней инстанции.
Учение с безгрешности и непогрешимости имамов - одно из основных положений шиизма. В этом отношении суннизм и шиизм резко отличаю друг от друга, ибо в суннизме окончательное решение достигается общим согласием богословов и прочих авторитетных лиц, в шиизме же окончательное решение остается за имамом.
Культ Али - не менее, чем учение об имамате, характерная черта шиизма. Первоначально авторитет и права Али основывались в представлении шиитов на ближайшем родстве с пророком Мухаммедом. Однако в дальнейшем культ Али приобретает самостоятельное значение и достигает такой степени, что Али почитается шиитами не то, что меньше, а едва ли не больше, чем сам пророк. Это выражается в частности в том, что в шиизме к словам «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник его» добавлено «Али - наместник Аллаха». Существует ряд чисто шиитских преданий возвеличивающих Али и обосновывающих его права. Так, одно из преданий гласит, что Мухаммед после своего прощального паломничества в Мекку в присутствии многих своих сподвижников произнес: «Кому я глава, тому и Али – господин», что, по мнению шиитов, означало официальное объявление Али преемником пророка. Интересно, что это предание для обоснования прав Али апеллирует к авторитету Мухаммеда. Однако в дальнейшем появился ряд легенд, указывающих на благоволение Аллаха к Али лично и утверждающих таким образом божественность самого Али, как такового, безотносительно его родства с Мухаммедом.
Учение о Махди. Махди - это своего рода исламский мессия, провозвестник скорого конца света. Эта идея вовсе не является оригинальной. Она явно навеяна иудео-христианскими представлениями о грядущем пришествии Мессии. Более того, первоначально Махди отождествлялся с Иисусом Христом, который должен возвестить о приближении «судного дня». Потом Махди стал мыслиться как самостоятельный образ обновления веры, призванный восстановить первоначальную чистоту ислама. В Коране Махди не упоминается, однако идея Мессии широко толкуется в мусульманском предании. Махди должен быть потомком пророка или его тёзкой. Вера в Махди не является исключительным достоянием шиизма, она есть и в суннизме. Но в последнем она не приобрела значения догмы, оставаясь лишь дополнением к системе ортодоксального миропонимания. В шиизме идея Мессии получила широкое распространение, здесь вера в Махди превращается в веру в возвращение «скрытого» ислама. Но если в шиитском исламе Махди - конкретное лицо, с появлением которого шииты связывают восстановление справедливости на земле, то в суннизме Махди - лицо неопределенное. У шиитов сложилось иное, чем у суннитов отношение к богословам-правоведам, имеющим право выносить решение по религиозным и юридическим вопросам Это обстоятельство (высший авторитет шиитских богословов) нашло свое отражение и в шиитском шариате: шииты выработали собственные системы толкования исламского права, причем особое мнение они уделили распространенному у суннитов методу рая, то есть индивидуальному толканию авторитетного лица. Высокий авторитет шиитских богословов явился одной из причин политической активности иранского духовенства, которое взяло на себя роль посредников между «скрытым имамом» и верующими. Так что у шиитов - своя школа мусульманского права - ее часто называют пятым «каноническим» мазхабом, наряду с четырьмя суннитскими – богословско-правовая школа имамитов-джафаристов. В настоящее время это государственно-правовая система Ирана.